Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Исполнительский анализ фортепианных миниатюр современных композиторов Казахстана

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

  Байкенжина Алма Асылбековна, Мельник Людмила Владимировна — преподаватели КГКП Карагандинский колледж искусств им. Таттимбета, Республика Казахстан, Карагандинская область, г.Караганда
Исполнительский анализ фортепианных миниатюр современных композиторов Казахстана

Сборник фортепианных пьес, изданный в 2005 году, под редакцией Байсакаловой А. А., один из первых сборников современной фортепианной музыки молодых авторов 21 го века в Казахстане. Ценность сборника в его ярко выраженной методической направленности, освоении различных приемов (стакатто, мартелато, легато, нон легато), приобщении начинающих музыкантов к метроритмической свободе, импровизационному звучанию казахской народной музыки. В сборник «Альбом фортепианных пьес» включены оригинальные произведения и обработки казахских традиционных песен и кюев молодых авторов Нуралиевой А. и Толыкбаева А. Сочинения молодых авторов яркие, интересные по национальному колориту, фактуре, красочности музыкального языка раскрывают мир детских образов, детских забав, сценок, картины природы. Они развивают образное мышление детей, приобщают их к метроритмической свободе, импровизационному звучанию казахской народной песни, инструментальной музыки, звучанием национальных инструментов. Сборник составлен по принципу постепенного усложнения излагаемого материала, с учетом возрастных особенностей юных музыкантов. Несмотря на различие творческих почерков композиторов, в миниатюрах предельно ясно выступают общие музыкально-эстетические и педагогические принципы. Включение в репертуар произведений современных композиторов способствует ознакомлению детей и подростков с современным музыкальным стилем. Пьесы этого сборника отличаются яркой образностью, ясностью музыкального языка, способов ее изложения. Зачастую образность доминирует над техникой, что делает разучивание и исполнение пьес привлекательным, избавляет ученика от механического подхода к работе. Достаточно овладеть несколькими техническими приемами исполнения, чтобы разучить и исполнить ярко и образно самые простые пьесы из этого «Альбома пьес».

«Домбыра»

Пьеса лаконичная по форме, моторного характера. Короткие мотивы имитируют домбровые наигрыши, изложены в виде фигур мелкой техники, представленных короткими однотипными по ритмическому и техническому строению повторяющихся позиций на протяжении всего произведения. При исполнении позиционных последовательностей можно использовать гибкие боковые движения кисти. Активные броски обеих рук движениями сверху на сильные доли тактов вниз подчеркивают образную остроту ритмики, одновременно упорядочивают согласованность звучания в движении обеих рук. Левая рука не будет перегружаться на длинных нотах, если будет исполняться как правая рука при игре стаккато. Отличие левой руки в ее задержании. Устойчивое позиционное расположение левой руки в пределах квинтовой позиции, наиболее удобной для маленькой руки, где пальцы находятся в естественном состоянии.

«Птицы» — «Құстар»

Яркая образная картинка, создающая образ птиц, их щебет, тревожное воркование, грациозные движения. Для исполнения этой пьесы необходимо освоить прием исполнения стаккато остинато в левой руке. При этом можно воспользоваться предлагаемой аппликатурой или рассмотреть другую аппликатуру: чередование 1и 2 пальцев, в быстром темпе наиболее удобную. В правой руке форшлаги лучше исполнять 2 и 3 пальцами. С другой стороны яркая образность звучания, имитирующая «чириканье» птиц, поможет при его имитации на инструменте освоению приема стаккато—дополняя техническую сторону образностью. При переходе на мартелато шестнадцатых нот, важно сохранить темп. При исполнении мартелато важно высоко ставить 1 палец, образуя с 5 пальцем некую устойчивую арку и использовать прием естественного бокового качания кистью. При исполнении триолей в правой руке с квинтами левой руки, обе руки мягким броском сверху одновременно погружаются в клавиши. Педаль короткая на квинтах левой руки.

«Тарантелла»

Пьеса отличается ясностью изложения музыкального материала простыми средствами воплощения характера, ясностью тональных переходов. Пьеса моторного характера с характерной пульсацией сильных долей триолей. Именно акценты триолей создают неизменность ритмичного движения, обеспечивают метро ритмическую ровность исполнения триолей, согласованность обеих рук. Во внезапной смене минора мажором, являющегося началом последующего перехода в следующий минорный эпизод, ученик должен почувствовать новую эмоциональную окраску звучания. Технические средства воплощения- это очень собранные крепкие пальцы, боковые движения кистью в левой руке на квинтах, собранное исполнение аккордов без всякой вязкости и длиннот. Очень важно выдержать динамические контрасты, подчеркивающие тональные переходы. Пьеса полезна для развития слухового восприятия неожиданных гармонических переходов, для развития моторной техники, как ознакомление с танцевальным жанром тарантеллы с ее яркой эмоциональностью.

«Река» — «Өзен»

Как и предыдущая пьеса, отличается программностью, национальным колоритом, ясностью, зримостью музыкального образа, картин природы. Мерное течение реки. Ничто не нарушает ее движения. Здесь очень важную выразительную роль играет партия левой руки — аккомпанемент, состоящий из неизменного, моторного чередования восьмых квинтолей, создающего ощущение движения реки, ее гибкости, изменчивости. Переходы в низкие регистры ассоциируются с глубоким течением реки. Пьеса напевного характера, мелодия изложена длинными нотами, а аккомпанемент заполнен подвижными ритмическими фигурациями квинт. Мелодический образ этой детской пьесы можно сравнить с образом детского кораблика, плывущего по реке. Различные длительности, то длинные, то короткие, ассоциируются то с плавным мерным течением, то с мелкими преградами, встречающимися на пути. При исполнении важно избегать люфтов между тактами, особенно в левой руке, максимально сократить время для взятия басовых нот. При игре терций и секст правой рукой необходимо добиться плавного легато, мягкого и глубокого погружения руки в клавиши. Стремление сыграть правильно квинтоли может привести к нарочитому акцентированию некоторых долей, в то время как акцентирование даже первых долей, испортит целостность исполнения, нарушит характер движения. Пьеса является своего рода художественным упражнением для развития свободы и пластичности ритмического движения, примером сочетания кантиленности с подвижной фактурой.

«Танец» — «Би»

Сложное в техническом отношении произведение, требующее от исполнителя умения играть октавы, аккорды стаккато, аккордовые скачки.
Сфорцандо, форте при игре аккордов предполагают наличие пальцевой цепкости и физической силы. Это бытовой танец с ярким национальным колоритом. Первая тема танца исполняется стаккато. Ее остроту смягчают триоли. Вторая тема состоит из двух мотивов: аккордового, изображающего удалые прыжки в танце и мелодического, предваряемого пунктирным ритмом. Технические приемы исполнения в обеих руках схожи: много параллельных движений, повторяющихся аккордов и октав. Важно, чтобы руки не расходились при игре, для этого нужно выровнять высоту падения пальцев обеих рук. Вклинивание триолей не должно нарушать ритмическую ровность левой руки. В среднем эпизоде, где звучат триольные пассажи, действует принцип позиционной игры от 1пальца к 4-му пальцу. Здесь важную роль опорных точек играют 3 и 2 пальцы. На первый план выступают звуковые и ритмические задачи: ясность и ровность в игре, использование динамических контрастов.

«Прогулка» — «Серуен»

Пьеса легкого характера, с элементами юмора. Образ маленького проказника, вышедшего на прогулку, идущего вприпрыжку и все, что с ним происходит для него интересно и забавно. Пьеса полезна для развития четкой пальцевой беглости в диапазоне октавы, исполнения репетиций. Выразительный ритмический рисунок в левой, на протяжении всей пьесы являясь сопроводительным фоном для легкой, шутливой мелодии, создает необходимый характер непрерывного движения. Короткие фразы в мелодии, нисходящие секвенции из трех нот удобны для исполнения, технически не сложны. Прием игры- опора на первые ноты фраз и снятие на последних активным пальцевым движением. Мелодическую фразу второй части пьесы с элементами танца в также можно разбить для удобства исполнения на короткие фразы.

«Шутка»

«Шутка» написана в жанре детского марша. Задорный, легкий, немного смешной характер пьесы выражен яркими ритмическими и динамическими средствами изложения. Ноты сопровождения исполняются в ритме четкого бодрого шага с акцентами на сильных долях, особенно в гармонических переходах. В мелодии ноты как бы устремлены к 3-м долям. Динамическим спокойствием отличается стаккатная фраза, заканчивающаяся аккордами.
Стаккато исполняется приемом «из клавиши», коротким движением.
Динамические оттенки меццо форте, форте подчеркивают бодрый характер.

«Облако» — «Бұлт»

Миниатюра, отличается яркой изобразительностью. В начале пьесы левая рука звучит соло, рисуя образ легко движущегося облака. Правая рука вступает скупыми секундовыми интонациями в полиритмии с левой рукой, как бы невпопад. Это редкие капли дождя. Увеличивающаяся широта интервалов в левой руке, а в правой — короткие триольные фразы, насыщенные арпеджио создают образную картину усиления ветра, гонящего облако. Эмоциональные оттенки, мелодические интонации тесно связаны с величиной интервального шага и артикуляционной окраской. Большие интервалы обычно символизируют широту и полноту чувств, малые- состояние покоя. Здесь важна настройка слуха ученика на осмысленное восприятие интервальных интонаций. Аккомпанемент играет яркую выразительную роль, несет на себе основную смысловую нагрузку.
При его исполнении необходимо гибкое запястье, движение от 5 пальца к 1-му через опорные 2 или 3 пальцы для достижения плавного гибкого легато.
В левой руке важна роль 1-го пальца, как часто употребляемого. Здесь он нужен высокий, опорный и подвижный. Триольный пассаж в правой руке технически сложен для исполнения. Несмотря на ускорение темпа. Нужно постараться сыграть триоли мелодично для ровности звучания. Тенутные ноты, требующие подчеркивания, послужат небольшой опорой руки. Мягкие расчленения пассажа сделают его более понятным по своей мотивной структуре. Стаккато триолей на одной ноте, потом квинтами, аккордами ярко создают дождя: с начала мелкого, потом все более усиливающегося.
Самая протяженная и насыщенная аккордовой фактурой с элементами национального колорита тема настоящего дождя, долгожданного и благодатного, несущего добро и жизнь.

«Вальс»

В этой очень изысканной, утонченной по характеру миниатюре ритм является стержневой основой образного содержания. Характерной чертой ритмики, как и многих других кантиленных вальсов, является соединение пульсирующей трехдольности сопровождения с пластичностью и изяществом ритма протяжных мелодических линий. Уже в сопровождающем фоне учащийся должен почувствовать две стороны его ритмической жизни: временную точность звучания 1 и 2 долей и ясное звучание ритма сильных и слабых долей такта. Наглядно ученику это можно показать так: басы отличаются штрихом тенуто на меццо пиано, вторые доли — пластичным легато на пиано. Здесь важен прием исполнения путем погружения руки на сильное время и легкое исполнение 1-м пальцем при выдержанном басе. Преобладающий пианистический прием, основанный на совпадении опоры обеих рук на сильных долях тактов, облегчает ясное воспроизведение ритма вальса. Характер вальса — настроение мечтательного покоя. Во всей пьесе присутствует ощущение мелодического дыхания, непосредственно воздействующего на целостность исполнения мелодии, на яркость интонирования мелодической вершины, иногда подчеркиваемой ферматами. В целом миниатюра изобилует ферматами, предваряющими вступление новой части, одна из которых окрашена новой тональностью, ми бемоль мажор, другая звучит в до миноре. Другие ферматы мягко подчеркивают мелодические вершины. От учащегося требуется владение легато, наполненным звуком при игре кантиленой пьесы. Для этого нужны полные подушечки пальцев, мягко и протяжно придерживающие клавиши, полный вес руки и гибкое запястье для погружения в клавиатуру. Трудность составляет исполнение секст. Здесь важно не менять положения кисти, играть под одним куполом ладони, а где возможно сыграть сексты двумя руками. В ми бемоль мажорном эпизоде преодолеть трудность исполнения восходящих аккордов и облегчают повторяющиеся в аккордах ноты, позволяющие экономить движения с минимальным отрывом от клавиш. Вкрапления подголосков в аккомпанементе создают скачки к басовым нотам, сыграть, которые поможет прием расширения ладони как при игре октав, при этом ладонь почти скользит по клавишам в сторону скачка. В до минорном эпизоде мелодия звучит в аккордовом изложении. Педаль в нотах не проставлена, но ее использование, конечно, предполагается автором, особенно в кантиленных эпизодах, требующих протяжного звучания; в ярких кульминационных моментах для придания большего объема звука.
В конце произведения можно воспользоваться длинной педалью на пять тактов, создавая напряженность гармонического звучания и сменить ее при разрешении в тонику, протянув до конца пассажа.

«Япырай»

Яркая, эмоциональная, насыщенная гармоническими красками, со сложной фактурой изложения обработка казахской народной песни. Пьеса привлекательна тем, что автор в ее основу положил хрестоматийно известную и издревле любимую песню «Япырай», придав ей новое современное звучание. Красочные гармонические средства, богатая пианистическая фактура изложения, требующая определенной технической подготовки, насыщенная полифоническими переплетениями, на фоне которых звучит народная казахская песня, создают гармоничный симбиоз народного творчества с традициями европейской, русской фортепианной музыки. Исполнение пьесы предполагает владение аккордово-интервальной техникой легато для того, чтобы приблизить звучание мелодии к ее вокальному интонированию. Важно передать естественные для пения особенности специфическими средствами фортепианной игры: взятие и снятие дыхания- с началом и концом лиги; некоторые расширения при восхождении голоса- с подчеркиванием кульминационных тонов; что облегчает задачу выявления общности художественных принципов вокального и инструментального интонирования. В этой пьесе необходимо услышать и воспроизвести несколько планов звучания: глубокие и нежные басы, мягкое наполненное красивыми тембрами, чередование гармоний и над ними парящий. Певучий верхний голос. Многоплановая игра дает ощущение пространства, воздуха объема. Роль аккомпанемента чрезвычайно важна. Именно в нем заложены основы ритмического и гармонического строения пьесы. С его помощью ученик должен разобраться в тональном плане, вслушаться в сложные и интересные по своей оригинальности гармонии, привносящие яркий, свежий колорит.

Используемая литература:

1. А. Б. Байсакалова — Сборник «Альбом фортепианных пьес» 2005г
2. А. Л. Алексеев — Методика обучения игре на фортепиано
3. Г. Г. Нейгауз — Об исскустве фортепианной игры
4. К. Либерман — Работа над фортепианной техникой
5. А. Досаева — Казахская фортепианная музыка.
6. М. Сапиева — Фортепианная музыка композиторов Казахстана.

Категория: