Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Факторы, повышающие качество теоретического обучения

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Бренинг Вера Владимировна, преподаватель специальных дисциплин высшей категории, отличник образования РК, ГККП «Уральский колледж информационных технологий», ЗКО, г. Уральск

Бренинг Вера Владимировна

Жизнь — цепь, а мелочи в ней звенья;
Нельзя звену не придавать значенья.

Для создания самостоятельного экономически независимого государства нужен не только хороший управитель, но и хороший исполнитель. А хороший исполнитель — это грамотный специалист своего дела.

Наше образовательное звено подготавливает грамотных исполнителей.

Проблема совершенствования обучения — одна из самых важных в педагогике. Именно в обучении важно обеспечить формирование учебных знаний, навыков и умений. И здесь нельзя не придавать значения мелочам.

Исторически сложившейся формой передачи знаний учащимся является урок. В нем находят свое выражение методы, средства и приёмы изучения учебного материала про-граммы, а также индивидуальные качества педагога.

Урок не только обучает, но и глубоко воспитывает. Стоит только что—либо не предусмотреть на уроке, упустить последовательность в изложении и потерять контроль над вниманием учащихся, отвлечься, как это неизбежно отразится на работе учащихся. Вот почему на уроке необходимо использовать лучшие методы и приёмы обучения не ради их самих и не просто потому, что они передовые, и не во имя стремления к внешней красоте урока, а потому, что они нужны для достижения наилучшей эффективности урока.

Единство обучения и воспитания

Урок был и остается основной формой обучения и воспитания.

Обучение может осуществляться различными средствами:

1) лекция, сообщения, когда преподаватель передает знания учащимся, требуя их запоминания;
2) беседа — преподаватель направляет процессе усвоения знаний вопросами, предлагая учащимся в процессе решения познавательных проблем самостоятельно прийти к нужным выводам;
3) организация самостоятельного усвоения знаний учениками. В этом случае роль учителя сводится к подбору специальных заданий для учащихся, к контролю за ходом работы, оказанию помощи. Обсуждение результатов, их обобщение завершают процесс усвоения знаний.

Уже в такой организации обучения имеются элементы воспитания, т. е. возможности формирования положительных личностных качеств. В процессе интенсивного усвоения знаний воспитываются самостоятельность решений и действий, настойчивость, высокая работоспособность и другие качества, необходимые для будущей производственной деятельности, особенно, если при этом преподаватель требует беречь время, учит работать активно, с полной отдачей.

Организация урока

Процесс обучения и воспитания постоянно совершенствуется.

Надо помнить, что усвоить не значит выучить, вызубрить. Усвоить предмет значит знания его сделать своими. То есть так овладеть знаниями, чтобы они стали как бы собственными и легко можно было бы применить их в различных жизненных обстоятельствах. Поэтому акцепт в обучении необходимо делать и на усвоение и на применение знаний.

При такой организаций обучения знания становится более прочными и глубокими. В соответствий с этим особое внимание уделяется совершенствованию средств и методов обучения.

Более ста лет назад К. Д. Ушинский писал:

«...Урок начинается обыкновенно спрашиванием трех, четырех учеников, на что идет большая половина урочного времени и причем другие ученики счи-тают себя вправе оставаться совершенно невнимательными, пока дойдет их очередь отвечать...

Один ученик решает задачу или читает; а другие 25-30 учащихся тратят попусту время и привыкают к самому губительному, к самому вредному препро-вождению его.

При таком методе иному счастливому ученику удается целую неделю, ка-ждый день по шести часов, провести без мысли в голове, без занятий в руках, стараясь только сохранить ту неподвижность тела и тот тупой и бессмыс-ленно внимательный взгляд, который требуется классной дисциплиной.»

(Ушинский К. Д., Собр. соч. М. — Л., 1948, т. 11, с. 215).

Нередко подобные уроки встречаются в учебных заведениях и сегодня. Силы инерции в обучении пока еще велики. Как же избежать таких ошибок (уроков)?

Структура современного урока практически не меняется. Урок, в основном (как пра-вило) состоит из трех этапов:

1) начальный этап обучения — проверка знаний, т. е. установление уровня подготовки к восприятию нового материала;
2) основной этап обучения — формирование потребности в новых знаниях и передача знаний;
3) заключительный этап обучения — управление усвоением новых знаний, умений, навыков и развитием учащимся.

Эти элементы урока составляют единство и направлены на подготовку учащихся к творческому труду. Какие же факторы влияют на качество проведения уроков теоретического обучения? Как повысить качество урока?

Повышение качества урока

Умение правильно вести урок приходит не сами по себе. Этому необходимо учиться.

Качество и уровень теоретического обучения во многом зависит от мастерства препо-давателя и подготовке его к каждому конкретному уроку.

Необходимо научиться правильно организовать процесс обучения, достигая успехов в проверке знаний, в формировании потребностей в знаниях, в организации (управлении) усвоением нового материала.

Некоторые пути повышения качества теоретического обучения:

Единые требования к обучению, учащимся, уроку.
Повторение учебного материала.

Единые требования к обучению, учащимся, уроку

В каждом учебном заведении должны быть единые требования к учащимся со стороны всего коллектива работников. Не только преподаватели, но и другие работники своей постоянной требовательностью должны приучать учащихся сразу же после звонка занимать места в учебном кабинете. При входе преподавателя учащиеся встают, выражая этим свое приветствие. Преподаватель проходит к своему рабочему месту, здоровается с учащимися и разре-шает им сесть только после того, как они приготовляются к уроку и успокоятся. Это дисциплинирует учащихся, настраивает их на рабочий лад.

Преподаватель просто обязан весь урок проводить активное обучение, применяя различные приемы и методы; не давая учащимся расслабляться (для расслабления есть перемены). Если преподаватель это не выполняет, учащиеся у него на уроке расслаблены, чувствуют себя вольно, а значит качество обучения у такого преподавателя будет низкое. Кроме того, после таких уроков очень трудно настроить группу учащихся на рабочий лад, и на это уходит не мало драгоценного урочного времени.

Подготовка преподавателя к уроку

Качество и уровень теоретического обучения во многом зависит от подготовки к про-ведению урока. Каждый преподаватель должен готовиться к уроку. Это касается и опытных преподавателей и начинающих преподавателей.

При подготовке к уроку преподаватель должен:

• уточнить тему урока;
• сформулировать учебно-воспитательные цели;
• определить тип и структуру урока;
• выбрать методы проведения урока;
• произвести примерный расчет времени;
• наметить вопросы для выявления степени знаний у учащихся;
• продумать изложение нового материала;
• изучить материал по другим источникам;
• продумать приемы, порядок и вопросы для закрепления знаний;
• установить целесообразность и форму домашнего задания;
• продумать дополнительные вопросы и задания на случай, если останется свободное время на уроке.

Подготовка преподавателя к уроку завершается составлением письменного плана урока.

Повторение учебного материала

Повторение — это важное средство создания прочных знаний. Между тем в этом вопро-се имеются серьезные недостатки:

  •  повторение учебного материала на уроках иногда проводится бессистемно;
  •  повторению не отводится должное место в поурочных планах и даже в планах уро-ков;
  •  в задании на дом учащимся, как правило, дается лишь тот учебный материал, кото-рый изучался на данном уроке или на ближайших занятиях;
  •  в планах уроков нет системы в организации повторения, не всегда подбираются со-ответствующий материал для повторения, не определяются формы и методы повторения;
  •  повторение пройденного учебного материала редко увязывается с изучением нового или проводится в той же последовательности, в которой материал излагался во время его изучения.

Искоренение этих недостатков устраняет формальный подход к проведению повторе-ния пройденного учебного материала.

Цель повторения учебного материала — это воспроизвести и закрепить в памяти уча-щихся ранее изученное.

Преподаватель должен тщательно продумывать вопросы для повторения, точно их формулировать. При этом необходимо заставить учащихся думать.

Для этого можно:

  •  перегруппировывать изученный материал для повторения;
  •  применять другую формулировку поставленного вопроса;
  •  наполнять новым содержанием упражнения и задания;
  •  применять новые формы и приемы повторения учебного материала.

Великий русский педагог ХIХ в. К. Ушинский говорил: «... старое нужно повторять с добавлением нового и при каж-дом повторении новое обязательно должно строиться на старом...»

Такое повторение побуждает учащихся выяснять причины изучаемых явлений, вы-делять главное в данном учебном материале, самостоятельно рассуждать и делать определенные выводы.

Форм и методов проведения повторения много:

• краткое повторение педагогом основного содержания последних занятий;
• индивидуальный опрос;
• фронтальная беседа с учащимися по изученному учебному материалу;
• решение различных примеров и задач;
• применение игровых приемов;
• и другие.

Чтобы повторение было эффективным необходимо учитывать объем и вид повто-ряемого материала, характер группы, искать новые приемы и методы повторения учеб-ного материала; постоянно менять формы и методы проведения повторения учебного материала. Мне бы хотелось остановиться на некоторых игровых приемах, применяемых мною на протяжении 5-8 лет, которые приносят ощутимые результаты как по уровню усвое-ния знаний учащимися, так и по уровню воспитания и развития учащихся. Это «Цепочка во-просов», «Диктант», «Да — Нет», «Одно слово», «Домино».

Например:

• «Цепочка вопросов»

Суть этого приема:

Преподаватель задает свой вопрос;

  • первый ученик отвечает на этот вопрос и задает свой вопрос;
  • второй ученик отвечает на вопрос первого ученика и задает свой вопрос;
  • третий ученик отвечает на вопрос первого ученика и задает свой вопрос;
  • и так далее.

Так за короткое время можно повторить большой объем материала и при этом учащиеся будут максимально внимательно следить за вопросами и ответами.
Вопросы должны быть такими, чтобы ответы на них были короткими. Преподаватель мо-жет заранее составить 10-15 вопросов и дать их учащимся в качестве домашнего задания или непосредственно перед проведением «Цепочки вопросов».

Можно предложить учащимся составит по три вопроса по определенной теме. В этом случае при оценке знаний учитывается и правильность постановки вопросов.

• Диктант (устный или письменный):

Преподаватель читает первую часть предложения, а учащиеся дополняют вторую часть предложения.

Такая форма повторения учебного материала не позволяет учащимся расслабиться. Они максимально внимательны, активны.

• Объясни термин (понятие, свойство):

На доске записывается несколько основных терминов, понятий, свойств, характеристик. Ученикам предлагается объяснить эти понятия.

Или преподаватель читает определение, и учащиеся определяют к какому слову это относится.

Таким образом в памяти учащихся восстанавливается необходимая информация.

Домашнее задание

Одним из важных элементов в обучении и воспитании учащихся является их самостоятельная внеклассная работа — домашнее задание.

Цели домашнего задания:

1) закрепить и углубить знания;
2) научить самостоятельно работать с литературой;
3) развить способность анализировать, сравнивать;
4) научить делать выводы;
5) работать с чертежами, документами, схемами.

Однако не всегда достигаются эти цели. Порой преподаватель стремится дать на дом как можно больше работы, предполагается, что это обеспечит прочное освоение знаний: на уроке объясняются лишь основные понятия, а наиболее сложную работу, связанную с применением знаний, ученик должен выполнять сам, без помощи преподавателя. Многие учащиеся испытывают затруднения, а порой просто не выполняют задания.

Куда эффективнее построить обучение так, чтобы наиболее трудное в процессе усвоения знаний — их применение на практике — осуществлялось на уроке под наблюдением преподавателя. При этом преподаватель может учитывать индивидуальные особенности и стиль мышления учащихся. А домой — лишь небольшая доза для закрепления знаний и умений. Тогда ученики, выполняя домашнее задание, не будут испытывать особых трудностей. А это принесёт ощутимые результаты.

Специфика домашних заданий зависит от содержания учебного материала урока, особенностей самого предмета, но всё же можно выделить общие типы домашних заданий:

1. работа под текстом;
2. решение примеров и задач;
3. работа над чертежами и схемами;
4. работа над таблицами.

Выводы

Обучение — это как лечение. Нет единого готового рецепта

Чтобы обучение сделать эффективным, надо учитывать все факторы, даже самые, каза-лось бы, не существенные.

В обучении как и в жизни нельзя не придавать значения мелочам. Ведь не зря говориться:
«Жизнь цепь, а мелочи в ней — звенья. Нельзя звену не придавать значения».

Так и в обучении. Нужно учитывать все. Преподаватель не только должен знать теорию, но и должен уметь обучать, учитывать все за и против, чувствовать настроение группы, уметь управлять ходом урока, анализировать прошедшие уроки и делать правильные для себя выводы.

Литература:

1. С. И. Векслер. Современные требования к уроку. Пособие для учителей. «Просвещение», М.: 1985 г.
2. Практикум по общей психологии. Под редакцией проф. А. И. Щербакова. Москва, «Про-свещение», 1979г.

Категория: