Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Доклад на тему: «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Лахова Назия Явдатовна воспитатель, первая квалификационная категория среднего уровня. КГКП «Ясли/сад № 16 „Таңшолпан“ Отдела образования физической культуры и спорта г. Темиртау» Карагандинская область г. Темиртау

Лахова Назия Явдатовна

Если хочешь воспитывать в детях смелость ума,
интерес к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность, как личную черту,
вселить в них радость творчества,
то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей
образовали царство мыслей, дай им возможность
почувствовать себя в нем властелинами.
Ш. А. Амонашвили

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Основной моей задачей является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению. Познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Что же мы вкладываем в понятие «познавательный интерес»? Познавательный интерес — это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности. Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью. Развитие познавательного интереса является первостепенной задачей умственного воспитания дошкольников. Развитие познавательного интереса — сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.

Устойчивый познавательный интерес — признак готовности к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время во время перехода на 12-летнее обучение. Основа познавательного интереса — активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции — удивление, радость успеха, в случае, если проявил догадку, получил одобрение взрослых, — создают у детей уверенность в своих силах.

Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся
опытом и вновь приобретаемыми знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом
предмете новых сторон, свойств, отношений.

Работаем по программе для детей 5-6 летнего возраста «Біз мектепке барамыз», которая определяет базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее развитие личности ребенка и его готовность к последующему школьному обучению. В основе программы предусмотрена ориентация на фундаментальные закономерности развития ребенка и обеспечение условий для его психического и физического роста.
Содержание программы направлено на реализацию цели обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, которая предусматривает создание условий для раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, формирование системы знаний, направленных на разностороннее развитие личности, владеющей ключевыми компетентностями, базирующимися на общечеловеческих и национальных ценностях, воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме. Реализация содержания программы предусматривает работу по основным тесно связанным образовательным областям, каждая из которых содержит самостоятельные разделы, имеющие свое целевое направление. Я изучила и проанализировала литературу: А. А. Вахрушев «Здравствуй мир», А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», О. В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром», О. В. Дыбина «Ознакомление дошкольников с предметным миром и социальным окружением», А. Г. Селихова «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», С. Н. Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой»

В группе созданы все условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Наблюдая за детьми в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, выясняю, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обращаю внимание на следующее:

  • задает ли вопросы ребенок вопросы, каково их содержание и количество;
  • стремится ли ребенок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит почитать, рассказать; рассматривает иллюстративный материал; самостоятельно наблюдает, осуществляет несложные опыты и т. д.;
  • рассказывает ли взрослым и сверстникам о своих интересах;
  • участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу; охотно ли делится своими знаниями);
  • отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала);
  • способен ли к длительному сосредоточению памяти, есть ли отвлечения, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытается ли преодолеть возникшие трудности; * свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?

В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения — т. е как средство привлечения внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности. Мотивы должны опираться на потребности самого ребенка: лишь то, что для него представляет необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве.

Мотив заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках учебной деятельности, но и за их пределами. В работе над развитием познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста учитываю следующие факторы: создание благоприятного психологического климата в группе; обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку; стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую); включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).

Развитие познавательного интереса у дошкольников возможно при наличии в группе развивающей среды. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага... находились в доступных для детей местах).

В группе созданы все условия позволяющие каждому ребёнку самостоятельно изменять окружающее пространство. Выделены зоны для познавательных, сюжетно — ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др. Стараюсь делать так, чтобы ребёнок был увлечён изучаемым материалом, стремился выполнять разнообразные задания, проявлял самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов, обращался ко мне с вопросами, характеризующими их познавательный интерес. Для того, чтобы укрепить в каждом ребенке веру в свои силы развиваем у них чувство собственного достоинства, творческие силы, поощряю их за продвижение, использую приемы, способствующие двигательной энергии.

Все знают, что только те знания ценны, которые добыты своим трудом! Я стараюсь в своей работе не давать готовых знаний, образцов, определений, а стимулировать каждого ребенка на их поиск, создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать свой прошлый опыт, организовывать поисковую деятельность, ставить простейшие опыты, формировать умение с прашивать, наблюдать.

Таким образом показателем познавательного интереса будет: если дети думают (анализируют, обобщают, доказывают), удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне; внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю, фантазируют. Создают новые образы.
Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе: внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов; коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов смекалистых, игр — соревнований, головоломок.

Поддерживают у детей интерес к деятельности: художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы), выражения («Следите за моей мыслью!», «Продолжи мою мысль», «Обратитесь к своей — копилке — памяти», «Завяжите узелок на память»). Для развития познания приемлемы следующие вопросы: соотнесите, перечислите, сформулируйте, назовите, вспомните, опишите, что вы чувствуете, объясните смысл.
Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.

Стараюсь вовлекать семью в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения. Для решения задач использую следующие формы работы: организации выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей; семейные праздники и развлечения, проводимые в группе за самоваром и домашней выпечкой; оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребенка; совместный труд родителей, детей, воспитателей. Повышаю педагогическую культуру родителей. Провожу: родительские собрания, на которых подбираю темы интересные и полезные для родителей; консультации, семинары — практикумы, игровые тренинги; работает клуб для родителей «Родничок», где мамы и папы могут поделиться своими проблемами, достижениями в развитии ребенка, ощутить себя на месте ребенка в процессе специально организованных игр.

Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.

В заключении хочется напомнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз вернуться к тому, что он узнал».