Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Значение игры в развитии детей младшего дошкольного возраста в условиях дома ребёнка

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Голиян Ольга Владимировна воспитатель, 1 категория КГУ «Дом ребенка». Казахстан, Северо-Казахстанская область, г.Петропавловск

Голиян Ольга Владимировна

Самый поддающийся педагогическим воздействиям период- раннее детство. Всё осваивается и познается впервые. Нет еще навыков, отсутствуют представления, знания. В это время у ребёнка складывается представление об окружающей действительности, о быте, о жизни в целом. Те знания и умения, которые ребёнок получит в этот период, окажут ведущую роль в его дальнейшем формировании как личности. Поэтому, очень важно, чтобы в начале жизненного пути маленький человечек получил правильное представление не только о высоких понятиях добра, честности, порядочности и т. д. , но и о простых, но необходимых вещах, таких как самостоятельность, уверенность в себе, умение найти себя в жизни.

Я затронула эту тему, так как работаю с маленькими детьми в условиях дома ребёнка. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт Лучший способ развивать и закреплять навыки у ребенка — превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Дидактическая игра — прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала.

Большое значение для развития детей имеет и жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого. Ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду; родителям и близким — в семье.В доме ребенка, при отсутствии семьи, единственными взрослыми являются воспитатели. Тема из года в год становится всё актуальнее.

Находясь в нашем Доме, т. е. в доме ребёнка, дети определённым образом изолированы от окружающего мира. Задача наших педагогов-воспитателей как можно раньше познакомить малышей с этим миром, ввести их в него и найти своё место в нём. Повседневные бытовые действия взрослых, для детей живущих в семье, воспринимаются привычно. Для наших деток многие элементарные вещи- это просто открытие. Приготовление еды, стирка, уборка, мытьё посуды и т. д. выполняются без присутствия детей. Завтрак, обед, ужин они получают в приготовленном виде, одежду-чистой, а игрушки берут с привычных мест, а не из магазина. Поэтому о некоторых сторонах жизни ребёнок не имеет представления. Наша задача — познакомить детей не только с окружающей средой, но и с повседневными заботами и действиями обычной жизни.

Поскольку, мы работаем с детьми раннего возраста, то сталкиваемся с определёнными затруднениями. Это не только возрастные особенности детей, но и другие факторы: социальная среда, из которой дети к нам попадают, разный уровень развития, диагноз и т. д. Но к счастью, все дети любят играть. И этим надо умело воспользоваться. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним, объяснение правил объединить с показом игрового действия.

. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал, который можно обследовать и активно действовать с ним.

Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами. Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

Прежде чем ввести в игру новые предметы и понятия, мы закрепляем и обыгрываем уже известные. Например, в основу знакомой игры «Помоги кукле Даше одеться(раздеться)», мы вводим новые понятия: приготовить одежду, постирать, погладить и т. д. После игры «В гостях у Даши», дети охотно накрывают столы для себя, делают простейшие бутерброды. Как продолжение игры «Овощи с грядки», мы предлагаем самим нарвать зелёный лук, листья салата, зелень. При детях поливаем маслом, солим, т. е. показываем весь процесс. Такая еда съедается с особым восторгом и удовольствием.

С этими, на первый взгляд элементарными, бытовыми вещами, мы знакомим детей на занятиях. Круг этих понятий достаточно широк. Вот небольшая часть разработанных нами игр для знакомства детей с окружающим миром за пределами дома ребёнка: «Бабушкин клубочек», «Что лежит в холодильнике», «Бытовые приборы», «Папины инструменты», «Мамина косметичка», «Магазин» и т. д.

В форме игры мы пытаемся восполнить пробелы в знаниях, наблюдениях, и житейском опыте наших детей.

Литература

1. Галанова, Т. В. Развивающие игры с малышами до трёх лет [Текст] / Т. В. Галанова. — Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000.
2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / С. Л. Новосёлова, Е. В. Зворыгина и [др] ; под ред. С. Л. Новоселовой. — 4-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985.
3. Ермакова, И. А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких [Текст] / И. А. Ермакова. — Санкт — Петербург: Издательский Дом «Литера», 2006.
.