Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Завершение присоединения Казахстана к России. Значение присоединения

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Цветкова С.В.
учитель истории высшей категории
г. Петропавловск Северо-Казахстанской области
Цветкова С.В.

 

Урок по истории Казахстана в 8 классе

 

Цель: раскрыть значение присоединения Казахстана к России для Казахстана и для России.

Задачи:

  • отметить положительные и отрицательные стороны присоединения Казахстана к России; связать это событие с современностью;
  • умение работать в малой группе, выделять главное, анализировать, делать выводы.

Основные понятия: присоединение, вхождение, колонизация.

Оформление: иллюстрации, карта, карты на столах учеников, эпиграф.

«Россия и Казахстан: вехи истории,
доминанта настоящего,
векторы будущего»

 

План урока

 

  • I Вводная часть
    II Присоединение Казахстана к России: факты, оценки, прогноз.
    III Выдающиеся личности периода присоединения.
    IV Казахстан и Россия сегодня.

I Вводная часть

Учитель: Мы завершили изучать материал, посвященный присоединению Казахстана к России. Сегодня на уроке перед нами стоит задача: дать оценку этому историческому, очень важному для обоих государств, событию. Рассматривать данную тему мы будем по плану, выставленному в эпиграфе.

1. В течение скольких лет шел процесс присоединения?

/ С 1731 г. по конец 80-х гг. XIX в. примерно 150 лет./

2. Кто с обеих сторон начинает процесс присоединения?

/Анна Иоанновна и хан Младшего жуза Абулхаир/

3. Заинтересованы ли были оба государства в сближении? Что являлось доминирующим для них?

/Россию — торговля через Казахстан с Востоком,
Казахстан — защита от Джунгарского ханства/

II Присоединение Казахстана к России: факты, оценки, прогноз

Учитель: За 150 лет произошло много событий. Давайте их вспомним, дадим оценку и прогноз.

Каждая группа получает шляпу и задание.

I группа — белая шляпа — статисты (Перечисляют все факты, связанные с присоединением)

II группа — красная шляпа — оптимисты (Выделяют только положительное в присоединении)

III группа — черная шляпа — пессимисты (Выделяют только отрицательное в присоединении)

IV группа — синяя шляпа — философы (Прогнозируют будущее, т. е. предполагают как могут сложиться отношения в ХХ-ХХ1 вв.)

На подготовку 5 минут.

На выступление каждой группе 3 минуты (15 минут)

Группы рассматривают период XIX — начало ХХ в.

III Выдающиеся личности периода присоединения

В период присоединения свой ум, талант, дальновидность, любовь к народу проявили выдающиеся люди. Кто они?

I — II — III, получив депешу, определяют о ком идет в ней речь, а IV группа должна составить депешу.

Абулхаир-хан, Кенесары-хан, Аблай-хан
Махамбет Утемисов — IV группа.

На выполнение задания — 1,5 минуты. На ответ — 0,5 минуты.

IV Казахстан и Россия сегодня

Это события прошлых лет. А как складываются отношения между независимыми Казахстаном и Россией в настоящее время — в III тысячелетии.

2003 г. — год Казахстана в России, 2004 г. — год России в Казахстане, 2006 г.  —од Абая в России, Пушкина в Казахстане.

Почему оба государства заинтересованы в укреплении дружбы и сотрудничества?

  • инвестиции
  • торговля
  • культура
  • границы
  • транссибирская магистраль через Казахстан
  • связь с Востоком

Расскажите об отношениях между Северным Казахстаном и Россией? (Возможно сообщение ученика или нескольких учеников).

Учитель: Т.о, отношение между двумя соседями — Казахстаном и Россией, зародившиеся еще при хане Касыме в XVI в., закрепившиеся в XVIII — XIX вв., успешно развиваются в ХХI в.

Подведение итогов и выставление оценок.

Домашнее задание: подготовиться к тесту по теме

Категория: