Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Занятия по социально-бытовой ориентировке как условие успешной адаптации детей с нарушением интеллекта

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Байбекова Ляззат Николаевна, учитель-дефектолог, квалификационная категория «педагог-модератор», КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями в развитии» СКО , г. Петропавловск

Байбекова Ляззат Николаевна

Умственно отсталые дети характеризуются низкой самостоятельностью деятельности, нарушенным развитием личности в психоэмоциональной сфере. Выпускники специальной школы, как показывает мониторинг наблюдений за выпускниками, испытывают значительные трудности в психологической, трудовой, бытовой адаптации. При прослеживании дальнейшей судьбы и трудовой занятости бывших учеников школьным коллективом и администрацией школы замечены негативные процессы в социализации молодых людей с диагнозом «олигофрения», а именно: частая смена работы, неумение влиться в трудовой коллектив, неудовлетворённость своей зарплатой. Такие люди часто отстраняются от культурной жизни своего коллектива, от общественных и общих дел. Неумение пользоваться своими финансовыми средствами, нерациональное ведение домашнего хозяйства приводят к нужде и проблемам в семье. Иногда мы видим, как такие граждане продолжают многие годы проживать с родителями, надеясь на материальное обеспечение с их стороны.

Все вышеназванные проблемы связаны не столько с психофизическим состоянием, сколько являются отголосками неправильного воспитания и обучения в школе.

Дети с нормой развития социализируются, участвуя в жизни своей семьи, класса, школы. Для социальной адаптации ребёнку без аномалий развития достаточно играть, ухаживать за младшими братьями и сёстрами, смотреть телевизор, получать информацию из интернета. Если в семье, где растёт ребёнок, родители наладили хозяйственно-трудовой режим, дети имеют все основные представления и навыки об окружающем мире и быте. Занятия по трудовому обучению в общеобразовательной школе лишь дополняют, профессионально ориентируют школьника.

Иная ситуация наблюдается с детьми с нарушенным интеллектом. Такие дети не способны к самостоятельному приобретению знаний и умений. Взрослые в семье имеют слабые представления о методах приучения своих детей-олигофренов к труду. В таком случае на помощь приходит специальная или инклюзивная школа, специалисты-дефектологи, учителя трудового обучения и социально-бытовой ориентировки, воспитатели.

Работа по формированию социально-бытовых навыков в школе VIII вида проводится систематично и целенаправленно. Практически все предметы основной целью имеют коррекцию и развитие представлений об окружающем мире, социуме, труде. На всех уроках обязательна практическая направленность с учётом особенностей каждого ребёнка. Сильна здесь и межпредметная связь. К примеру, занятия по СБО содержат большую долю математических расчётов, причём учитель должен знать образовательный этап курса математики и правильно составлять задания на расчёт семейного бюджета, коммунальных расходов и т. п. На уроках математики дети ещё задолго до курса СБО знакомятся с величинами и их единицами измерения, особенно важными и нужными в быту (масса-кг, г, длина-см, м, объём, м3 и литр, время-час, мин, скорость-км/ч). Знания основ казахского языка помогают усвоить темы «Традиции казахского народа», «Казахские пословицы и поговорки», «Праздники в Республике Казахстан». На уроках чтения и развития речи наряду с общеизвестным программным материалом есть темы о семье, транспорте, одежде и обуви, основ питания и приготовления пищи. Тем самым за курс начальной школы складывается фундамент для правильного восприятия курса СБО в пятом классе. Уроки технологии (ОТП, ПТО, художественный труд) помогают освоить правила работы с инструкциями, алгоритмами действий, вести расчёты, связанные с выполнением практических работ.

Курс СБО охватывает знания из многих сторон жизнедеятельности человека, особенно всего, что касается самообслуживания, пользования услугами предприятий и учреждений. Здесь же осуществляется обучение азам ведения домашнего хозяйства как со стороны экономической составляющей, так и ухода за жилищем. Пригождаются в жизни уроки по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему и по уходу за младшими детьми и пожилыми членами семьи.

Курс СБО многогранен и весьма полезен для детей с ООП, с диагнозами, тормозящими нормальное развитие, препятствующими естественной, интуитивной социализации, свойственной здоровым детям.

Воспитывающее значение СБО заключается в формировании положительных качеств личности, что помогает успешно адаптироваться в рабочем коллективе, уметь быстро оценивать жизненные ситуации, знать и следовать канонам общепринятого поведения.

Специалистам-дефектологам и родителям детей с ООП известно, что дети с нарушением интеллекта испытывают затруднения в социально-бытовых делах, особенно не развиты навыки расчёта и планирования семейного бюджета, дети не понимают смысл доходов и расходов, без специального обучения не могут взвешивать продукты, определять объёмы жидкостей с помощью мерной посуды, старшеклассники не способны самостоятельно снимать показания счётчиков.

На помощь приходят уроки социально-бытовой ориентировки на тему «Семейный бюджет». Как и все разделы СБО, темы экономико-бытового характера повторяются и усложняются из года в год, проводится систематическая работа по привитию навыков самостоятельного расчёта семейного бюджета за неделю, месяц, год. Школьники выполняют упражнения по определению затрат и статей дохода в семье, учатся совершать покупки в супермаркете, при приготовлении блюд взвешивать отдельные ингредиенты, определять объёмы молока, воды.

В качестве методов обучения полезны экскурсии в предприятия торговли, службы быта, поликлиники, аптеки, ателье и т. п.

Во время экскурсий школьники наблюдают за работой учреждений, знакомятся с профессиями людей. Знания следует закрепить в школе, отработать навыки заполнения бланков документов, чтение символов на этикетках от одежды, готовить блюда по технологическим картам.

При этом формируются такие качества личности, как хозяйственность, бережливость, деловитость.

Приобретённый опыт ученики используют на кружках домоводства, цветоводства и озеленения, на конкурсах профессионального мастерства. В Петропавловске на базе строительно-экономического колледжа ежегодно проводится конкурс по специальностям «Столярное дело» и «Кулинария». Здесь лучшие учащиеся с устойчивыми трудовыми и творческими навыками соревнуются в мастерстве приготовления блюд, сервировки стола, столярного дела — умение за отведённое время выполнить изделие из дерева и металла.

Часто дети с умственной отсталостью побеждают в таких конкурсах, демонстрируя умения, позволяющие самостоятельно выполнить сложную работу, требующую творческого подхода.

При проведении практических работ учителю СБО следует тщательно разрабатывать план урока, в котором должен прослеживаться дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, необходимо распределять роли и поручения среди детей разных типологических групп: ученики «посильнее» выполняют организаторскую деятельность бригадира, дети четвёртой типологической группы могут сервировать стол, мыть посуду при направляющей и контролирующей помощи учителя. Учащиеся второй и третьей групп справятся с тепловой обработкой продуктов и украшением готовых блюд, с подачей на стол.

Для младших школьников весьма интересны и полезны бывают сюжетно-ролевые игры на темы «Магазин», «Поездка в общественном транспорте», «Уборка в платяном шкафу», «Аптека», что позволит научить ребят бережному отношению к своему и школьному имуществу, правилам культуры поведения в общественных местах, проверке качества товара при покупке в магазине.

В условиях инклюзивной школы нужно организовывать на постоянной основе совместную учебную и трудовую деятельность детей, в том числе и с нормой развития. Так воспитывается дружелюбность, толерантность, стремление помогать людям с дефектами развития. В специальной школе сохранена традиция поручений школьникам по поддержанию порядка в помещениях, таких как спальни, классные кабинеты, столовые, что способствует приучению воспитанников к чистоте, соблюдению санитарно-гигиенических норм в жилище, учит ответственности.

Важным условием социализации является обучение установлению деловых отношений в трудовом коллективе. Это особенно актуально для детей-олигофренов, испытывающих трудности в коммуникации. Таким людям сложно проявлять инициативу, высказывать своё мнение, знакомиться с новыми людьми.

Такие качества, как уверенность в своих силах, нацеленность на результат формируются в совместной деятельности, при работе в группе, команде. Здесь эффективны словесные методы, такие как беседа, обсуждения, диалоги при заранее распределённых ролях в группе. Это способствует снятию внутреннего напряжения, раскрытию талантов. В качестве активных методов — моделирование ситуаций, интерактивные игры и онлайн-экскурсии.

С первых дней пребывания в школе дети посещают медицинский кабинет, кабинет психолога, сенсорную комнату, столовую, также можно познакомить ребят с работой мастерских, прачечной, кухни. Такие миниэкскурсии внутри школы закладывают основу для общения со взрослыми людьми, с представителями разных специальностей. Младшие школьники учатся в такие моменты задавать вопросы, рассказывать о себе, оценивать собеседника, устанавливать новые контакты с незнакомыми людьми. На уроках СБО для подобной воспитательной цели можно разыгрывать ситуации типа: «Я в парикмахерской (нужно объяснить свои пожелания в причёске)», «Я на железнодорожном вокзале (у кассы, в справочном бюро)», «Я в кинотеатре (потерял номерок, опоздал на сеанс)». Проблемные ситуации учат быстро реагировать и решать затруднения самостоятельно и с помощью окружающих людей.

Для лучшего эффекта от уроков СБО учителям и воспитателям важно соблюдать принципы: опережение, параллельное и последующее взаимодействие всех специалистов школы, особенно воспитателя, проводящего режимные моменты и уроки самоподготовки, целью которых является закрепление материала прошедших за день уроков. При опережающем обучении режимные воспитатели, следуя предписаниям учителя СБО в обменной тетради, проводят беседы, опросы, тренируются в упражнениях, не стремясь копировать методы учителя, а составляя свои собственные планы.

Параллельная работа дефектологов подразумевает прочное усвоение знаний, систематизацию и обобщение материала. Последующее взаимодействие предполагает использование полученных ЗУНов постоянно, доводя до автоматизма, не допуская разрушения навыков.

В домашних условиях родители детей должны способствовать дальнейшему прогрессу умений, полученных в школе, всячески стимулировать стремление детей к самостоятельному выполнению посильной домашней работы, желание вести бытовые дела без жёсткого контроля со стороны взрослых.

Список используемой литературы
1. Бортко Т. Г. Научно-теоретические основы социализации учащихся общеобразовательных школ в Казахстане. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Алматы: КазНПУ имени Абая, 2010
2. Будник Е. Б. Подготовка будущего учителя к педагогическому сопровождению социализации учащихся. Алматы: КазНПУ имени Абая, Научно-педагогический журнал «Педагогика и психология», 2014-3(20). — 213с. С.63-69
3. Воронкова В. В., Казакова С. А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5–9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида (пособие для учителя). —М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010
4. Гринева О. М. Исследование проблемы смысложизненной самореализации в юношеском возрасте. Алматы: КазНПУ имени Абая, Научно-педагогический журнал,2(19) 2014, стр. 231, С.69-75
5. Кенжетаева Р. О. К вопросу о психологической адаптации выпускников детских домов к окружающему миру. Алматы: КазНПУ имени Абая, Вестник, серия «Специальная педагогика». 4(21) 2014, стр. 210, С.71-74
6. Коханец А. И. Ожидаемый результат школьного образования — социально зрелая личность. Алматы: КазНПУ имени Абая, Научно-педагогический журнал «Педагогика и психология». 1(22) 2015, стр. 214, С.151-156
7. Мардахаев Л. В. Социономия, и социализация личности ребенка Алматы: КазНПУ имени Абая, Научно-методический журнал "Педагогика и психология",3(20) 2014, стр. 213, С.114-120
8. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / под ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. — М.: Издательство Юрайт, 2012
9. Субчева В. П. Учебно-методическое пособие по социально-бытовой ориентировке для 5 — 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (часть первая). М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. −2010

Категория: