IV Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей

 

Занятие в средней группе детского сада «Волшебные кляксы»

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Кочергина Елена Анатольевна, воспитатель детского сада первой категории, стаж 12 лет, ГККП Ясли-сад № 12 «Алтынай» Карагандинской области города Темиртау

Занятие в средней группе детского сада «Волшебные кляксы»

Программное содержание. Развивать творческую активность детей; продолжать знакомить их с нетрадиционной техникой в рисовании — кляксографией, её особенностями и возможностями; воспитывать уверенность в своих творческих возможностях, аккуратность. Развивать навыки сценического искусства через мимику, жесты, выразительное чтение, через пластические этюды — имитацию животных и птиц. Поощрять желание детей быть активными участниками кукольного театра.

Предварительная работа. Работа с детьми: повторить уже знакомую физминутку, пальчиковую гимнастику, выучить наизусть с девочкой стихотворение — загадку. Работа с родителями: совместно с родителями изготовить костюм Кляксы, перчаточную куклу Царя и царевны Несмеяны, оформить театральную ширму.

Словарная работа: кляксы, батюшка Царь, царевна Несмеяна, волшебные кляксы — рисунки.

Билингвальный компонент: көбелек — бабочка, тиын — белка, ешкі — коза, түлкі — лиса, қүс — птица.

Материал и оборудование. Альбомные листы А-4, большие кисти и маленькие, зубные палочки, стаканчики — непроливайки, салфетки клеёнчатые и бумажные по количеству детей. Театральная ширма, мольберт, куклы Царя и царевны Несмеяны, конверт, указка, детский костюм Кляксы, магнитофон с подбором фонограмм: Фанфары, «Песенка крокодила Гены», «Улыбка» (В. Шаинский), спокойная, приятная мелодия.

Ход занятия

Дети заходят в группу, педагог здоровается с детьми на казахском и русском языке, приглашает их занять места в зрительном зале, так как совсем скоро начнётся представление. Звучит музыка — Фанфары (звукозапись).

Воспитатель. В некотором царстве, тридевятом государстве жили — были Царь, да его дочка — царевна Несмеяна. (Появляются из — за ширмы плачущая царевна Несмеяна и батюшка Царь).

Несмеяна. Ой! Не получается! А-а-а! Не рисуется! Ой-о-о! Папа, ну помоги, ну, убери эти противные кляксы! Они испортили все мои рисунки! Какие они страшные! Я их боюсь! А-а-а!

Царь. Ну, деточка, ты же знаешь, что я совсем не умею рисовать. А твои кляксы — они просто чудища какие-то! Ну, очень страшные! Бр-р-р!

Несмеяна. Где наш придворный художник? Пусть он придёт и сделает что-нибудь с этими противными кляксами.

Царь. Доченька, только не кричи, но художник уехал в тридесятое царство на открытие выставки сказочных рисунков.
Несмеяна. Как уехал? А-а-а!

Царь. Несмеяна, тише, мы, оказывается, не одни! Посмотри, сколько здесь детей. А где это мы оказались?

Воспитатель. В детском саду на занятии рисования.

Царь. Рисования? Значит, вы можете мне помочь!

Воспитатель. А что случилось?

Царь. Моя дочка очень любит рисовать, но на её рисунках появились какие-то кляксы, под которыми исчезло всё, что она нарисовала. И мы не знаем, что делать. Кляксы очень страшные, мы их боимся. Посмотрите, вот они какие! (Отдаёт рисунки воспитателю и тот показывает их детям, размещает на фланелеграфе).

Воспитатель. Посмотрите, дети, действительно, за кляксами почти не видно, что нарисовано. Но почему Несмеяна боится клякс, разве они страшные? Даже очень симпатичные. А вы их боитесь?
Звучат ответы детей.

Воспитатель. Девочки и мальчики, как вы думаете, сможем ли мы помочь Несмеяне больше не бояться клякс? (Согласие детей). Помните, мы совсем недавно рисовали кляксы? А сейчас, давайте покажем, как кляксы превращаются в интересные картинки!

— Несмеяна, — обращается педагог к кукольному персонажу, мы с ребятами постараемся тебе помочь, и ты не будешь больше бояться этих удивительно симпатичных клякс.
Несмеяна. Ну, тогда, папочка, поспешим домой, а то мне надо успеть новое платье примерить, ведь скоро во дворце бал.

Царь. Идём, доченька! Ребятки, а вы как нарисуете, так пришлите нам свои работы по почте вот в этом конверте. (Куклы опускаются за ширму).

Дети. До свидания!

Воспитатель. Вот какие гости оказались у нас на занятии. Я, думаю, что мы все постараемся, и у нас получится нарисовать из клякс интересные картинки. А сейчас, дети, я предлагаю отдохнуть, сделать разминку. Я приглашаю вас на полянку, которая раскинулась перед тридесятым царством — государством. Рассыпайтесь горошками. Посмотрите, сколько на ней цветов! Давайте с вами превратимся в бабочек!

Спал цветок и вдруг проснулся,
(туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел,
(туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел,
(руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
(покружиться)

(В соответствии со словами дети выполняют движения).

Воспитатель. Дети, предлагаю занять свои места в зрительном зале. У нас сегодня ещё одна необычная гостья.

(Педагог подзывает ребёнка, с которым заранее обговорила роль Кляксы, которую он должен будет сыграть на занятии).

Сейчас Настя из обычной девочки превратится...

(Ребёнок заходит за театральную ширму, второй воспитатель помогает одеть на девочку костюм Кляксы. В это время звучит небольшой музыкальный проигрыш).

— Ой, в кого же Настя превратилась? (Ребёнок в костюме Кляксы читает стихотворение — загадку):

Над бумажным, над листом
Машет кисточка хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет.
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота!
(В. Берестов).

Звучат предложения детей: это облачко, лужица, клякса.

Воспитатель. Я очень рада, что вы, дети, умеете фантазировать и придумывать такие удивительные образы. И всё же, давайте уточним, кого боялась царевна Несмеяна на своих рисунках?

Дети. Кляксу! Кляксу!

Воспитатель. Правильно! А как она их называла?

Дети. Страшные, противные, некрасивые.

Воспитатель. А разве Настя у нас такая? Дети, покажите мимикой лица, понравилась ли вам Настя — Клякса? (Дети с помощью мимики выражают свои эмоции)

Воспитатель. Но эта клякса не простая, она волшебная, она может превращаться в какого-нибудь зверька или птичку. (Воспитатель подзывает кого-нибудь из детей и тот одевает на Кляксу шапочку — наголовник, на выбор ребёнка, уши белочки, рожки козочки, хвост лисы, крылья и клюв птицы). Когда все превращения будут испробованы, воспитатель отправляет Кляксу за театральную ширму. (Звучит небольшой музыкальный проигрыш).

Воспитатель. Настя снова стала обычной девочкой.

Предлагаю поиграть в игру—превращение. Для этого мы должны покружиться вокруг себя и сказать такие слова: «Покружились — покружились и... называете того животного или птицу, в которого вы хотите превратиться, например: заяц, медведь, воробей, лиса и т. д. (каз. яз.).
Правила игры. Дети каждый раз превращаются в разных зверей и птиц, называют их, если знают, на казахском языке; имитируют животных и птиц с помощью пластики движений и голоса.

Воспитатель. Отдохнули? А сейчас мы будем превращать волшебные кляксы в удивительные рисунки. Дети, рассаживайтесь за столы, а я напомню вам, как рисовать кляксы. Сначала, я выбираю кисть, у нас на столах в стаканчиках стоят и большие кисти, и маленькие кисточки. Ворсом большой кисти — «бородкой» — набираю воду, не встряхивая лишнюю водичку. Несу аккуратно капельку в краску (сегодня пусть это будет синий цвет), и размешиваю её с водой. Теперь над бумагой встряхиваю кисть — делаю кляксу. Даю ей чуть — чуть подсохнуть. (После того, как воспитатель объяснит технику рисования кляксы, дети приступают к самостоятельным манипуляциям).

Воспитатель. Пока наши кляксы «подсыхают», мы поиграем со своими пальчиками. Проводится пальчиковая гимнастика — «Пальчики».

Рисовали, рисовали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики:
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок,
Ветер травушку качает,
Влево-вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.

(Декламация детьми стихотворения сопровождается движением пальцев).

— Ну, а сейчас самое время пофантазировать! Воспитатель обращает внимание детей на зубочистки и мелкие кисточки. С помощью зубной палочки я из кляксы постараюсь «вытащить» лапки и хвостик, а вот головку дорисую мелкой кисточкой и ещё ушки.

— Дети, кто у меня получился?

Дети: зайчик, кролик.

Воспитатель. Девочки и мальчики, вы можете нарисовать кого угодно, только прежде посмотрите внимательно на свою кляксу и решите на что или на кого она похожа.

(Включается музыка и дети начинают рисовать).

После того, как работы будут выполнены, воспитатель напоминает детям, что все их рисунки они отправят по почте заказным письмом по адресу: Тридесятое царство-государство, царевне Несмеяне. (Показывает конверт). Воспитатель приглашает подойти к себе детей, спрашивает:

— Что вам больше всего понравилось на занятии? Кто побывал у нас в гостях?

Звучат ответы детей: У нас в гостях побывали царевна Несмеяна, батюшка Царь, Клякса — это наша Настя, которая превратилась в Кляксу.

— А чем ещё занимались? Кому мы решили помочь?

Дети. Рисовали из клякс удивительные рисунки. Мы решили помочь царевне Несмеяне, чтобы она больше не боялась клякс. Сделали для неё и Царя красивые рисунки.

Воспитатель. Спасибо, дети, за вашу отзывчивость. Я думаю, наши волшебные кляксы понравятся Несмеяне и она не будет из-за них плакать.

Занятие наше окончено. Спасибо! «Сау болыныз!», «До свидания!»

V Международный фестиваль робототехники, программирования и инновационных технологий