Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Занятие «Старые сказки на новый лад»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Казанцева Людмила Альбертовна, воспитатель первой категории, КГКП Ясли-сад № 4 «Березка», стаж работы 30 лет, Павлодарская область, город Экибастуз

Занятие «Старые сказки на новый лад»

Цель: Обогащать представление детей о казахском народном творчестве. Учить понимать нравственный смысл сказок. Закреплять умение придумывать сказки по пословицам, придумывая волшебные и интересные сюжеты, рассказывать их по мнемотаблицам. Закреплять умение детей использовать средства речевой выразительности при передачи литературных произведений, формировать чувства сострадания и отзывчивости к слабым, незащищённым персонажам произведений.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, я с большим удовольствием приглашаю Вас в круг радости. Посмотрите, какой приятный сюрприз приготовил круг радости. Это самая настоящая радуга любви; красное сердечко- это любовь творить добро. Оранжевое — это любовь к сказкам. Жёлтое — это любовь к природе. Голубое — это любовь к Родине. Синее — это любовь к семье. Фиолетовое — это любовь к самому себе.

Давайте подбросим сердечки вверх и вместе дружно скажем:

Прими планета наш салют
Летит он выше крыши
А мир наполнила любовь
Девчонок и мальчишек.

Теперь покружитесь друг с другом, обнимитесь, улыбнитесь. Как здорово наша группа наполнилась любовью и радостью.
Ребята, сегодня вас ожидает интересная встреча по казахским произведениям народного творчества.

— Скажите, какие произведения относятся к казахскому народному творчеству?

Дети: Сказки, пословицы и поговорки, песенки и загадки.

Воспитатель: Как вы думаете, кто сочиняет сказки? (сказочник, народ).

Вы знаете, что любая сказка начинается традиционным зачином. Кто мне подскажет, как? Дети Жили-были, Как-то раз, Однажды, В тридевятом царстве, в тридевятом государстве, В одном ауле.

Воспитатель: Скажите, в сказке всегда ли добро побеждает зло? А чему учат сказки?

Дети: быть добрыми, помогать старшим, заботиться о слабых, поступать справедливо.

Воспитатель: Какие виды казахских народных сказок, вы знаете?

Дети: О животных, бытовые, волшебные, об Алдаре Косе.

Воспитатель: Почему казахский народ сложил очень много сказок о животных?

Дети: Казахский народ в давние времена жил в степях, кочевал, менял пастбища для скота, Люди выбирали зелёные луга, богатые растительностью, чтобы домашние животные были сытыми. Казахи хорошо понимали и чувствовали природу. Домашние животные были главными помощниками в жизни кочевого народа. Хитрые и умные, храбрые и трусливые персонажи изображают животных, поступки, которых похожи на поступки людей. Поэтому казахский народ сложил очень много сказок о животных.

Воспитатель: Назовите сказки о животных?

Дети: «Лиса и коза» «Грубая благодарность» «Три друга».

Воспитатель: Что несёт в себе волшебная сказка?

Дети: В волшебных сказках человек борется со злом и всегда торжествует добро и справедливость. В казахских волшебных сказках герои встречаются с чудовищами, убивают драконов, находят клад драгоценностей, золота, бриллиантов. В волшебных сказках есть чудесное зеркало взглянув в которое можно увидеть всё, что творится на земле и всегда добро побеждает зло.

Воспитатель: Назовите героев казахских волшебных сказок?

Дети: Жалмауыз Кемпир, Мыстан, Великаны, людоеды, чудесный конь.

Воспитатель: Какие Волшебные сказки вы знаете?

Дети: «Джигит и Мыстан», «Три брата и прекрасная Айсулу», «Карга бай», «Любопытная жена», «Бей, дубинка».

Воспитатель: Что отражают бытовые сказки?

Дети: В бытовых сказках рассказывается о жизни и быте казахского народа, о проблемах. Главными героями являются простые люди, жадные баи, умные и находчивые юноши, красивые девушки. В сказках описываются обычаи и традиции казахского народа.

Воспитатель: Какие бытовые сказки вы знаете?

Дети: «Добрый и злой» «Семь сердец» «Ушко» «Мудрая девушка».

Дети: Ещё мы знаем сказки об Алдаре Косе. Говорят, когда-то жил среди казахского народа безбородый хитрец. «Алдар» — значит обманчивый. «Косе» — значит безбородый. Этот человек защищал бедных и несчастных людей от злых и жадных баев. Он был ловким и хитрым, справедливым. Народ его очень любил и поэтому сложил очень много сказок.«Чудесная шуба» «Алдар Косе и жадный бай» «Алдар Косе и сухая лопатка».

(Садятся на стульчики)

— Звучит грустная мелодия, входит дед из сказки «О рыбаке и рыбке» за плечами сети, а в сетях сундук.

Дед-рыбак: Здравствуйте, дети!
Пуще прежнего старуха вздурилась
Не даёт старику мне покою
Не хочет заниматься делами,
А отправила меня к золотой рыбке
За загадками.
Да пошёл я было к рыбке
Ничего она мне не сказала
Отдала мне сундук с загадками
И сказала; ступай дед к ребятишкам
Они тебе помогут!
Вот и пришёл я к Вам. (Отдаёт сундук)

Воспитатель: Ну, садись, дед посиди снами.
Ну, что ребята поможем деду отгадать загадки.
Воспитатель достаёт из сундука предметы и задаёт детям вопросы.
Ребята, скажите из какой казахской народной сказки волшебное зеркало?

Дети: «Три брата и прекрасная Айсулу».

Воспитатель: В чём тайна волшебного зеркала?

Дети: Если в зеркало посмотришь, то увидешь всё, что совершается на свете.

Воспитатель: А сапоги из какой сказки?

Дети: Жадный бай и Алдар Косе».

Воспитатель: Что случилось с сапогами в этой сказке?

Дети: Алдар Косе байскую еду всю съел, а в котёл кинул вариться сапоги и сказал «Мясом угостить гост я не смог грызи голенища своих сапог»

Воспитатель: А этот музыкальный предмет из какой сказки?

Дети: Музыкальный инструмент — домбра из сказки «Три друга»

Воспитатель: Какую роль сыграла домбра в этой сказке?

Дети: Козлёнок пел дерзкую песенку, чтобы напугать врагов.

Воспитатель: Ребята, а что такое пословица?

Дети: В пословицах говорится о том, каким должен быть человек, трудолюбивым, умным, скромным, честным, добрым.

— Пословицы высмеивают бездельников, лентяев, глупых, жадных.

Воспитатель: А какие пословицы о дружбе, вы знаете?

Дети: Дружба — богатство бесценное.
Дерево крепко корнями, а человек друзьями.
Гостя словами не насытишь.
Гость в двери — счастье в доме.
Не хвали себя сам, пусть люди похвалят.
Доброе дело в воде не тонет, а когда-нибудь обернётся добром.

Воспитатель: Ребята, вам было дано домашнее задание составить сказку по пословицам и к сказке составить мнемотаблицу

Вадим: Я составил Сказку по пословице «Человек без друзей, что дерево без листьев» (рассказывает сказку по мнемотаблице)

Моя сказка называется «Волшебная домбра»

В одном ауле жил одинокий бай.

Было у него много скота, но был он злой и жадным и ни с кем не хотел дружить.
Как-то раз на аул обрушился ураган и разогнал весь байский скот.
Так же в ауле жил старый мудрый аксакал и была у него волшебная домбра.
Только старик начинал играть на волшебной домбре все добрые желания сбывались. Пришёл злой бай к старому аксакалу и стал просить о помощи — помоги мне старик собрать весь скот, а я тебя за это озолочу.

Ответил Мудрый аксакал — «Не нужны мне твои богатства. Выполню я твоё желание, если ты поможеь людям вспахать землю и посеять зерно». Делать нечего согласился бай. Пока старик играл на своей волшебной домбре, пошёл бай к людям и предложил свою помощь.
С тех пор стали они жить дружно и помогать друг другу в беде.

— И понял бай «Что человек без друзей, что дерево без листьев».

Воспитатель: Ребята, раскрыл ли Вадим смысл пословицы?

Дети: Да, бай понял, что все люди должны жить дружно, чтобы в трудную минуту прийти на помощь.

Воспитатель: Есть ли в сказке традиционный зачин и концовка сказки?

Дети: Сказка начинается со слов " В одном ауле» и заканчивается тем, что добро побеждает зло.

Какие волшебные предметы использовал в сказке Вадим?

Дети: Волшебная домбра.

Воспитатель: Чему научила вас эта сказка?

Дети: Надо жить дружно и помогать друг другу.

Анара: Моя сказка называется «Джигит и красавица Кункей». По пословице «Добрый человек, что солнце и луна для всех светит»

«В одном ауле случилась беда, уже давно не было дождя. У людей высох весь урожай. В этом же ауле жил добрый и сильный джигит и решил он помочь людям.

Отправился джигит в путь идёт и видит, с неба лестница свисает, забрался джигит вверх по лестнице и оказался в солнечном царстве у красавицы Кункей.

— Я знаю, зачем ты пришёл джигит — сказала красавица Кункей, но у нас тоже случилась беда, Солнечное царство и царство дождя захватило чудовище трёхголовое и никто не может победить, но у меня есть чудо меч и он тебе поможет.

Три дня и три ночи боролся джигит с чудовищем и наконец победил его. Джигит освободил царство дождя и солнечное царство.

Вот и говорят «Добрый человек, что солнце и луна для всех светит»

Воспитатель: Какое волшебство присутствует в этой сказке?

Дети: Лестница, которая свисает с неба и чудо — меч.

Воспитатель: Соответствует ли пословица содержанию сказки?

Дети: Джигит всем помог, если бы небыло таких добрых людей, то кто бы помогал людям.

Воспитатель: Как, вы думаете, закончена ли сказка, или можно ещё, что-нибудь добавить?

ответы детей.

Воспитатель: Чем закончилась сказка?

Дети: Добро победило зло.

Воспитатель: К какому виду сказок относится эта сказка?
— ответы детей.

Ангелина: Моя сказка называется «Жадный бай и Алдар — Косе». По пословице «Настоящие друзья и половину разделят поровну»

Жили — были Алдар — Косе и жадный бай.

Узнал Алдар Косе, что жадный бай даже божьему гостю глотка воды недаст.

Решил он наказать бая. Пришёл к нему в гости. Бай спрятал всю еду и притворился бедным, но разрешил Алдару Косе переночевать. Алдар Косе притворился спящим. Бай поставил варить мясо и уснул.

Встал Алдар Косе и вытащил всё мясо, бросил в казан сапоги бая и ушёл.

Пришёл он в гости к бедному другу. А у друга и еды только два кусочка хлеба чёрствого. Отдал он ему половинку хлеба, за это Алдар Косе Дал ему мясо.

Недаром в народе говорят: «Настоящие друзья и половину разделят поровну»

Воспитатель: Ребята, о чём рассказывается в этой сказке?

Дети: О жизни и быте казахского народа.

Воспитатель: К какому виду сказок относится эта сказка? Как вы думаете, правильно ли поступил Алдар Косе, обманув бая? Раскрыла ли Ангелина смысл пословицы в этой сказке?

(Приходит в гости Алдар Косе)

Алдар Косе: Здравствуйте ребята, я хочу с вами поиграть В казахскую народную игру «Такия»

Казахская народная игра «Такия»

Дети садятся плотным кругом, под звуки домбры Алдар Косе обходит, выбирая себе друга, надевает ему тюбетейку и ребята бегут в разные стороны, стараясь первыми занять место в кругу. Проигравший повторяет игру.

Дети садятся на стульчики.

Алдар Косе; Ребята мы сейчас покажем вам сказку «Чудесная шуба»
Драматизация сказки «Чудесная шуба»

Воспитатель: А сейчас вы с помощью карточек символов проанализируете поступки героев
Красный круг — радуюсь за героя.
Жёлтый круг — мне жалко.
Зелёный — справедливо.

Дети высказывают своё мнение.

Воспитатель: Как вы думаете, что бы сказал бай Алдару Косе, если бы встретил его через некоторое время. (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас Полина вам загадает загадку.

Укатился он из дома,
По дороге незнакомой
Ты узнал его дружок
Это самый непослушный,
Говорливый
Простодушный и румяный.
(Баурсак)
Сейчас мы посмотрим кукольный паралоновый театр «Баурсак на новый лад»

Воспитатель: Как вы думаете, что победило в этой сказке?

Дети: Добро победило зло. Победила дружба зверей.

Рефлексия: Дети принимают образ Алдара Косе И образ прекрасной Айсулу. Рассказывают, что понравилось на занятии, что запомнилось.

Список используемой литературы:

  1. Журналы «Дошкольное образование».
  2. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения.
  3. Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Зерек бала», «Біз мектепке барамыз».