Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Язык древнерусского искусства. «Символы христианской православной культуры». Андрей Рублев. Икона «Троица»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Толкачева Марина Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель истории, обществознания, МХК

Зрительный ряд: Слайдовая программа «Древнерусское искусство».

Музыкальное сопровождение: Бах — Сюита № 3; Шуберт — Аве Мария; Альбиони — Адажио.

Основные понятия: Символ. Крест. Нимб. Голубь. Рыба. Агнец. Икона. Цвет. Святой преподобный иконописец Андрей Рублев. Икона «Троица».

Ход урока

Христианское искусство изначально было символичным. В период гонений на христиан молчаливость символа придавала искусству скрытность, делала его потаённым сокровищем. Разгадать тайну символа — значит стать причастным к великому и загадочному.

В одном из залов Третьяковской галереи находится икона «Успение Богоматери» (успение — усыпание, смерть). Написана икона в XIV в. Феофаном Греком. Человеку, несведущему в древнерусской живописи, многое в этой иконе покажется непонятным.

Познакомьтесь с иконой. Какие вопросы у вас возникают?

Кто те люди, которые собрались вокруг ложа Богоматери?

Что за золотые круги над их головами?

Кого держит Христос на руках?

Вопросов возникает множество, и на них мы должны найти ответы.

Символы христианской культуры. Символы условно передают содержание основных положений (догматов) христианской религии.

Один из важнейших символов христианства — крест. Он венчает собой купол каждого христианского храма. Он является напоминанием христианину о мученической смерти распятого на кресте Иисуса Христа, Его Крестной Жертве, принесенной для спасения (искупления) людей. С тех пор орудие смерти стало для христиан символом будущего воскресения и вечной жизни. Крест, установленный на христианской могиле, обозначает упование христиан на вечную жизнь в Царстве Небесном.

Вопрос о форме креста имеет важное значение для Русской православной церкви. Православная Церковь допускает использование восьмиконечного, шестиконечного и четырехконечного крестов. Короткая верхняя поперечина обозначает дощечку с надписью: «Иисус Назарянин Царь Иудейский», прибитую над головой распятого Христа, а нижний (наклонный) брус напоминает также, что справа (возвышенная часть) от Христа был распят разбойник, раскаявшийся и уверовавший, душа которого отправилась в рай, а слева (нижний конец перекладины) — нераскаявшийся грешник, душа которого попала в ад. Считается, что крест Иисуса Христа был составлен из разных пород дерева: продольный брус — из кипариса, поперечный — из финикового дерева, подножие — из кедра, а дощечка с надписью — из масличного дерева.

Помимо восьмиконечного креста на русских православных храмах устанавливались четырехконечные кресты разнообразной формы: трилистника, якоря, а иногда и оба креста, совмещенные в одном. Крест в виде трилистника является символом Святой Троицы, а «якорный» крест с основанием в форме полумесяца символизирует надежду на спасение. Полумесяц означает евхаристическую чашу с Кровью Христа, стекающей с креста.

Христианский храм символизирует вселенную: мир земной и мир Небесный. Вместе с христианством Русь переняла у Византийцев крестово-купольную конструкцию храма.

Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида (полукруглая часть храма, где размещается алтарь) и верхняя часть стен — Святую землю (земной рай); купол — небо. Количество куполов имеет символический смысл. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал во Христе, три — как ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять — как Христос и четыре евангелиста, тринадцать — как Христос и двенадцать апостолов.

По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру горнему. Нартекс (помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм) или притвор, как его стали называть на Руси, где размещалась крестильная купель, должен напоминать о реке Иордан — месте Крещения Христа; пространство храма — видимое небо для верующих; алтарь — царство чистого духа.

Иконы изобразительными средствами рассказывают о содержании христианской веры.

Голубь. Одна из трех ипостасей (сущностей) Бога, это — Святой Дух. Он изображается в виде белого голубя. Любимый символический знак римских катакомб — голубь с оливковой ветвью. Голубь — птица, часто упоминаемая в Священном писании. Она отличается чистотой, кротким характером. Иисус Христос заповедовал своим последователям: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби.

Кроме того, голубь — символ Духа Святого, сошедшего на Спасителя при крещении.
Голубь с оливковой ветвью — вечно живое учение, несущее человеку дух света и правды.

Рыба. Символ рыбы, знаменующий самого Христа. Греческое слово «рыба» состоит из начальных букв слов: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.

Нимб. На иконах и фресках вокруг голов святых изображают сияющий круг — нимб, который символизирует святость, принадлежность к Горнему миру. Нимб на иконах стали изображать с IV века. Часто его изображают в виде светящейся радуги.

Агнец. В раннехристианском искусстве изображение Христа нередко заменял один из его символов, например, «агнец Божий». Агнец стал символом мученичества Христа, указывал на Его глубокое смирение, незлобивость и кротость. Этот символ применяется е Нему как к великой жертве за грехи всего рода человеческого. На основании этого в Священном Писании содержатся частые указания то на Агнца закланного, то на кровь Агнца Божьего.

На иконах до конца VII в. изображали Агнца, на которого указывает Иоанн Предтеча. Трулльский собор в 82-м правиле повелел писать «вместо ветхого Агнца» Христа в человеческом образе.

Мы спрашиваем себя, наконец, что делает в мире русская душа. Мы обращаемся к ее созданьям и открываем, что это одна из самых широких и простых душ мира, что она чает без корысти, созерцает сочувственно: людей — скорбно, природу — ясно, небо — радостно. (В. Щепкин)

Приложение.

Категория: