Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Выдающиеся джазовые исполнители

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

  Корчагина Елена Викторовна, преподаватель теории музыки, вторая квалификационная категория, Детская музыкальная школа № 1, п. Отеген-батыр, Алматинской области

Небольшая история джаза

Джаз родился в маленькой ночлежке в Новом Орлеане. Так как людей было очень много, и все говорили на разных языках, единственным средством общения был джаз! «Джаз» — как слово начал употребляться только в 1912 году. Но музыка, выделявшаяся громкостью, яростью и остротой, была слышна на 10 лет раньше. Джаз обладал уникальной ритмической энергией, он был дерзким, непредсказуемым и импровизируемым. Одна и та же исполненная песня слышалась по-разному, что придавало джазу привлекательность. У каждого музыканта была своя мелодия, своё путешествие, своя тема, где возникал конфликт и компромисс. Каждый сочинял, аранжировал, потом вместе игралт и получалась новая захватывающая мелодия.

Джаз гармонично соединил в себе элементы, имевшихся в то время, музыкальных направлений. У регтайма он позаимствовал синкопу, у блюза — его чувственность и тональность. У марша — эмоциональную глубину, духовность и напор. Музыкальные инструменты перешли в джаз из оркестров (медные и деревянные духовые, фортепиано, саксофон, контрабас и другие). Этот состав произвел необычный результат, который становится безупречным сопровождением для американской жизни 20 века, а жизнь была динамичная и суматошная.

Отличительными особенностями джаза являются: полиритмия, основанная на синкопированных ритмах; бит — систематическая пульсация; свинг — свинг отклонения от бита, комплекс приёмов игры ритмической фактуры; импровизационность; яркий слаженный и тембровый ряд.

26 февраля 1917 года в Новом Орлеане пять музыкантов нью-йоркской студии фирмы «Victor» записали первую грампластинку. Это день был знаковый для джаза. После выхода этой пластинки, джаз перестал быть музыкальным фольклором, а потом — за несколько недель удивил и потряс всю Америку. Запись относилась к знаменитому «Original Dixieland Jazz Band». С этого дня американский джаз начал долгое путешествие по свету.

Выдающиеся джазовые исполнители

Louis Armstrong

Louis Armstrong, каждый человек, который слышит это имя, представляет себе слово «Джаз», его даже называют «Отцом Джаза», родился в 1901 году 4 августа в Новом Орлеане (США). Он является, для многих, самым влиятельным джазовым музыкантом в истории жанра, также он сыграл основную роль в его развитии. Кроме того, публика его любила за хриплый басовый вокал. Louis Armstrong впервые познакомился с музыкальным инструментом в духовом оркестре. Там он изучил кларнет, тамбурин и альтгорн. Louis Armstrong прошел путь от обычного музыканта в клубах, до звезды мирового значения. Влияние его значимых альбомов «Элла и Луи» (1956), «Порги и Бесс» (1957), и «Американская свобода» (1961) до сих пор слышатся в музыкальных произведениях современных исполнителей различных стилей. Блестящая игра Луи, доказала, что труба может быть — как сольный инструмент в джазе, а сам джаз стал серьёзной формой искусства. Его неуёмная тяга к музыке привела к тому, что его влияние как личности, исполнителя и джазового деятеля стало почти неизмеримым.

Duke Ellington

Duke Ellington родился 29 апреля, 1899 года в Вашингтоне. Знаменитый композитор-экспериментатор, виртуозный пианист, аранжировщик, руководитель оркестра. Эллингтона считают, что он возвёл джаз в отдельный вид искусства. Его произведения можно было услышать на всех радиостанциях, а записи входили в «историю джаза». Имея признание, большое количество наград и премий, великий композитор джаза никогда не прекращал совершенствоваться. Его гениальное произведение стандарт «Караван» соискал слушателя по всему земному шару. К самым знаменитым его пластинкам можно отнести — «Эллингтон в Ньюпорте» (1956), «Эллингтон Аптаун» (1953), «Люкс Дальний Восток» (1967) и «Шедевры Эллингтона» (1951).

Thelonious Monk

Thelonious Monk родился 10 октября, 1917 года, в Роки-Маунт (США). Он является самым влиятельным из джазовых пианистов и импровизаторов всех времен. Его считают основоположником стиля бибоп. Monk был самоучкой и начал играть на пианино в 6 лет. В раннем возрасте он аккомпанировал евангельскому хору на церковном органе. Через некоторое время стал играть джаз. Его звучания были наиболее сложными и разнохарактерными. У него была уникальная «рваная» манера игры, которая воплощала в себя разнообразные стили — от авангардизма до примитивизма. У Монка были не только уникальные музыкальные решения, но и на редкость, сложный характер. Он задерживался на свои же концерты, однажды даже не хотел играть, из-за того, что его жена не пришла на выступление. Одними из самых выдающихся и известных его работ стали Round About Midnight, Straight No Chaser, Blue Monk, Misterioso, Monk’s Dream, I Mean You, Rhyth-maning.

Charlie Parker

Charlie Parker родился 29 августа, 1920 года В Канзас-Сити (США). Музыку он полюбил довольно рано: он начал изучать саксофон уже в 11 лет. Parker осваивал принципы импровизации и научился некоторым приёмам, предшествовавшим бибопу. В будущем он стал одним из родоначальников этого стиля, и в целом, оказал очень значимое воздействие на джазовую музыку. Его быстрая игра, чистый звук и талант импровизатора оказали сильное влияние на музыкантов их времени и наших современников. Charlie Parker хотел, чтобы джазменов считали художниками и интеллектуалами, а не просто шоуменами. Наиболее важные для джаза альбомы Чарли: «Птица и Диз» (1952), «Рождение бибопа: Птица на теноре» (1943), а также «Чарли Паркер со струнами» (1950).

Dizzy Gillespie

Dizzy Gillespie родился 21 октября, 1917 года в Чироу, США. Он входил в число пяти лучших джазовых исполнителей, поменявших жанр импровизации. Он известен как трубач, вокалист, аранжировщик, композитор и руководитель оркестров. Так же Гиллеспи, совместно с Чарли Паркером, создал импровизационный джаз. Его техники игры была особенной, Диззи очень любил экспериментировать. Что подтверждает его необычная манера игры на трубе. Притягивала внимание и его личная техника дыхания, в результате которой, щеки приобретали значительный объем, а звучание было насыщенным и мощным. К лучшим альбомам гениального трубача можно отнести «Сонни Сторона Вверх» (1957), «Афро» (1954), «Работы Бирка» (1957), «Мировой государственный деятель» (1956) и «Диззи и Струны» (1954).

Herbie Hancock

Herbie Hancock родился 12 апреля, в 1940 году, в Чикаго (США). Творчество Хэнкока в развитии джаза так же значимо, как и у его предшественников. Он был в списке первых джазменов, которые использовали синтезаторы и разнообразные электронные эффекты в джазовой музыке. Хэнкок известен, как композитор и пианист, на его счету четырнадцать премий Грэмми. В его композициях можно встретить соединения классической и блюзовой музыки. Практически каждый влюблённый слушатель сумеет найти в музыке Хэнкока что-то для себя. Herbie Hancock был настоящим гением, целиком сам развивший свой слух и чувство гармонии, без помощи преподавателей. В наше время Herbie Hancock является лучшим джазовым современным исполнителем, который постоянно работает над раскрытием возможностей джазовой музыки. Среди его альбомов, можно выделить следующие: «Охотники за головами» (1971), «Шок будущего» (1983), «Первый рейс» (1966) и «Взлет» (1962).

Art Tatum

Art Tatum — один их лучших джазовых пианистов и виртуозов, который был практически слеп. Экспериментатор и новатор, обладатель феноменальной техники исполнения в стиле «страйд». Он использовал стримительные арпеджио и пассажи по всей клавиатуре, быстро перемещаясь по ней из начала в конец, что становилось запоминаемой чертой уникального стиля исполнителя. Предполагают, что его манера исполнения предвосхитила новый гармонический язык бибопа. Tatum все чаще экспериментирует с тональностью, перенося мелодическую линию на полтона или даже в пределах одного такта. Эта смена — один из ярких приемов Артура, усиливающая колорит музыки. Art Tatum был способен играть самые сложные приемы игры на инструменте с такой легкостью и быстротой, что казалось, его пальцы едва касаются черно-белых клавиш. Так, композиция «Tiger Rag» была исполнена в темпе 370 ударов в минуту, а «I Know That You Know» — 450.

Billie Holiday

Billie Holiday, знаменитая вокалистка в стиле джаз, родилась 7 апреля 1917 года в Филадельфии. Слава пришла к певице после участия в биг-бэнда такого джазового мэтра, как Каунт Бэйси. У неё была необычная манера исполнения, с помощью которой она словно заново придумывала свежее и неповторимое звучание в самых элементарных композиций. В особенности хорошо получалось исполнять романтические, медленные песни. Самыми знаменитыми альбомами Billie Holiday считаются «Леди поет блюз» (1956), «Тело и душа» (1957), и «Дама в атласе» (1958).

Count Basie

Count Basie — американский революционный пианист, органист, композитор и бэнд-лидер. Бейси был одной из самых немаловажных фигур в истории свинга. Он сделал блюз универсальным жанром — для его оркестра блюз был и быстрый, и медленный, и трагический, и гротесковый. Для истории джаза не окажись в ней биг-бэнда Count Basie, эпоха выдающихся джазовых оркестров звучала бы по-другому и не оказала бы такого сильного влияния, какой она стала вместе с великим бэнд-лидером. У Бэйси написано много композиций, которые стали джазовыми стандартами, в частности это Апрель в Париже и Прыжок в час.

Art Blakey

Art Blakey — был лучшим барабанщиком 20 века, прославился, как один из «отцов» бибопа, играл в агрессивной свинговой манере. Он был тем, кто привнес новое, в стиле и технике игры на ударной установке. Он сочетал свинг, блюз, фанк и хард-боп — этот стиль, можно услышать сегодня в каждой современной джазовой музыки. Стиль Art Blakey изменил само звучание джаза, став новой музыкальной вехой. Помимо музыкальных званий и премий, Арт заслужил почетное пребывание почти во всех музыкальных «Залах славы» — Down Beat Jazz Hall of Fame 1981), the Grammy Hall of Fame (1998 и 2001), Modern Drummer Hall of Fame (1991).

После прочтения этого материала, можно поистине считать джазовую музыку — классической, так как она, как и традиционная классика будет жить вечно. Не зря, в учебную программу «музыкальной литературы» музыкальных школ, начинают включать творчество современных композиторов, в том числе и джазовых.

Список литературы
1. Конен В. Пути американской музыки. — М.: Сов, композитор, 1977
2. Конен В. Рождение Джаза. — М., 1984
3. Коллиер Дж. Становление Джаза. — М., 1984
4. Кудинова Т. От водевиля до мюзикла. — М., 1982
5. Мархасев Л. В лёгком жанре. — Л., 1984
6. Овчинников Е. История Джаза. М.,1994
7. Панасье Ю. История подлинного Джаза. — Л., 1977
8. Симоненко В. Мелодии Джаза. — Киев, 1984
9. Шнеерсон Г. Американская песня. — М., 1977
10. Шнеерсон Г. Портреты американских композиторов. М., 1977

Категория: