Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Возникновение и становление древних религиозных верований

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Учитель истории: Ковтун Лариса Николаевна

ГУ «Специальная (коррекционная) школа—интернат № 2»

Цель урока: довести до сознания детей становление древних религиозных верований, раскрыть содержание понятий о религии и мифологии. Раскрыть причины возникновения религий.

Задачи:

  • Образовательная: сформировать представления о религии и мифологии. Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «мифы».
  • Развивающая: развивать умение творчески мыслить, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, анализировать исторические факты.
  • Коррекционная: работать над значением и проговариванием новых терминов, адекватно оценивать свою работу и работу учащихся.
  • Воспитательная: работать над развитием нравственных качеств учащихся, воспитыватьуважение к различным религиям народов.

Методы: словесно-иллюстративный, частично-поисковый, интерактивный, беседа, рассказ.

Оборудование: карта мира, справочная литература, тетради, схемы, таблицы.

Сверхзадача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

1 этап — организационный момент.

2 этап — актуализация опорных знаний.

Постановка проблемы, мотивация: что такое религия? Что такое атеизм? Какие бывают религии? В чём взаимосвязь религии и политики?

3 этап — изучение нового материала. Объявление темы, целеполагание.

Рассказ учителя:
Существовали ли когда-нибудь племена людей, у которых не было бы никаких религиозных представлений? Эдуард Тейлор, известный исследователь первобытной культуры в своей книге «Первобытная культура» представил огромное количество мифов разных народов мира, и пришёл к выводу, что таких племён не существует.

У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое, имеется в распоряжении два инструмента.

Первый — археологические находки, второй — это мифы, легенды. При сопоставлении мифов с археологическими находками неизбежно напрашивается вывод о том, что с самых первых своих шагов по земле человек всегда ощущал рядом с собой присутствие таинственной незримой силы, от которой во многом зависела его жизнь.

В глубокой древности человек не отделял себя от природы, но это не значит, что он не стремился объяснить мир, в котором жил. Одним из первых способов постижения мира был связан с перенесением человеком своих собственных свойств и ощущений на весь окружающий мир. Так появилась вера в то, что природа — живая. Камни, деревья, реки, облака — всё это живые существа, только не похожие на человека, как не похожи на него тигр, слон, медведь. И те, что отличаются от человека слишком сильно, могут обладать и совершенно особыми, непонятными и недоступными людям свойствами. Огонь обжигает, молния убивает, гром гремит, так, как не под силу крикнуть ни одному человеку.

Люди наблюдали, как из земли появились ростки. Они крепли, становились деревьями, значит, кто-то заботился о том, чтобы вырастить для них съедобные плоды, кто-то населил земли, воды и небеса животными, рыбами, птицами. Кто-то, наконец, произвёл на свет самого человека. Чуткий, настороженный, внимательный, человек древнейших времён просто не мог не ощутить незримо присутствующую в мире силу, от которой зависели и жизнь, и смерть. Часто изучая первобытные верования, учёные встречают почитание этой силы в лице Богини — Матери.

Культ богини-матери.

Зарождение одного из самых древнейших религиозных культов отделяют от наших дней десятки тысяч лет.

Археология даёт нам поразительные свидетельства всеобщего распространения культа Богини-матери в эпоху каменного века. От Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня и кости. Древнейшее найдено в Австрии, его условно называют «венерами». Всех их объединяет одна важная черта. Руки, ноги, лицо— едва намечены. Главное, что привлекает первобытного художника, — это органы деторождения и кормления.

История времён освоения Северной Америки рассказывает, что генерал Гаррисон как-то призвал вождя племени Шауни Текумсе (1768–1813), чтобы обсудить с ним некоторые вопросы. Когда индеец вошёл, генерал обратился к нему со словами: «Подойди сюда, Текумсе, и присядь около своего отца».» Ты — мой отец? — сурово спросил вождь. — Нет! Вот это солнце (он указал на небо) — мой отец, и земля — моя мать. Я останусь на её груди». С этими словами он уселся на землю.

Интересное поверье существует у некоторых южноамериканских индейцев. При землетрясении они обычно говорят, что это Мать — земля пляшет и повелевает людям поступать, как она. И вот при первых подземных толчках индейцы, вместо того чтобы предаваться панике, начинают танцевать и веселиться.

Достойно ли считать эту веру древних лишь плодом невежества и заблуждений? Не свидетельствует ли это о том, что одушевлённая природа была ближе и понятнее древним с их сильной интуицией, чем современному человеку? Да, впрочем, и в более поздние времена в религии и философии идея одушевлённости мира не умерла. Она продолжала жить и в мировоззрении греков, и в мистической философии новой Европы. Она звучит горячим убеждением в известных словах Тютчева:

    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик —
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык —

Теперь становится понятным тот факт, что в глубокой древности у некоторых народов жреческие (религиозные) функции принадлежали преимущественно женщинам. Так, у некоторых индейцев существует сказание о том, что «обряды плодородия» были учреждены женщинами По одному ирокезскому преданию, первая женщина, основательница земледелия, умирая, завещала протащить своё тело по земле, и там, где оно касалось почвы, вырастал обильный урожай. Шаманок и жриц знают наиболее примитивные культуры. Там, где это явление уже исчезло, можно найти его отголоски. Так, у чукчей и других северных народов шаман — мужчина одевается в женскую одежду. Богиня-Мать — всеобщая прародительница. Из её лона вышли растения, животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного человека живет чувство родства, которое связывает все живые существа. Для охотников каменного века зубры и медведи, орлы и бобры — это такие же дети природы, как и они сами. Даже опасные звери, даже объекты промысла представлялись им таковыми. Следы этого чувства мы находим у многих примитивных народов.

Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии—  культа животных, широко распространённого у многих народов мира. Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, вера в их особую связь с миром духов и богов, посвящение животных божествам.

Зоолатрия проявляется и в уподоблении животных людям. Считается, что животные слышат и понимают человеческую речь, могут превращаться в людей или когда-то были людьми. С этими поверьями связаны подражание звериным и птичьим пляскам, надевание шкур во время обрядов, изготовление специальных масок.

Культ животных проявляется в запрете убивать определённых зверей и есть их мясо или, наоборот, в ритуальном заклинании зверя и его поедании во время обряда умилостивления (задабривания) духа животного. О культе животных у того или иного народа свидетельствуют предания об умирающем и воскресающем звере, о браках людей с животными и рождении детей от них, вера в духов — хозяев животных и обряды, посвящённые им.

На этот культ часто указывает само название племени; особое отношение к костям, шкуре, клыкам животных, которые наряду с фигурками, изображающими почитаемых зверей, хранятся в качестве амулетов и фетишей. У многих народов можно обнаружить промысловые культы — почитание тех или иных животных, имеющих важное хозяйственное значение в жизни племени. С промысловыми культами тесно связаны обряды жертвоприношения и вера в воскресение животных после смерти. К таким культам можно отнести культ медведя. Медвежатина употреблялась в пищу, печень животного использовалась в лечебных целях, шкуры шли на изготовление одежды. Поклонялись медведю и в его честь устраивали праздник, во время которого совершалось ритуальное убийство зверя. Обряды по случаю умерщвления священного животного почти всегда связаны с верой в то, что оно обязательно оживёт, возродится, хотя бы в лице других таких зверей. Миф об умирающем и воскресающем звере широко известен охотничьим народам.

Кроме культа животных с тотемизмом связан и широко распространённый культ растений — фитолатрия. Существует множество священных растений, среди них: баньян, лотос, кокос, бамбук, ирис. Они появляются по-разному: падают с неба, доставляются на землю из подземного или подводного мира и т. д. Растения у полинезийцев — начало человека, его предки.

В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Верования долгое время сохраняли свою власть. Религиозные представления воплощались в виде мифов.

Миф — в переводе с греческого «слово». Сказание, в образной форме передающее представление о мире, его происхождении, о богах и героях. Наиболее изучена мифология древних греков, индусская, германо-скандинавская, славянская.

Древний человек был беспомощным, природу обожествлял. Стремился воздействовать на неё с помощью обрядов, т. е. прибегал к магии. Боги были связаны с природой и воплощали её силы, добрые или злые.

Важное значение в системе мифологических представлений имел потусторонний мир. Пытаясь разгадать тайну смерти, родился миф о боге Осирисе — проросшем зерне, и его брате Сэте, который олицетворял для египтян зло и смерть. (ученик читает миф об Осирисе и его жене Изиде).

Центрами знаний были города и храмы. Первые естественнонаучные знания не разрушили мифологической картины мира, хотя постепенно подтачивали её.
Работа над новым понятием.

Религия — это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.

Миф — древнее предание о божествах и обладающих сверхчеловеческой силой героях.

Словарь: фитолатрия, зоолатрия, тотемизм.

Запись делается на доске, учащимися — в тетради.

Самостоятельная работа учащихся

Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетради).

Имена богов
Какие силы природы они отражали
Покровителями каких занятий они считались?
Зевс Бог дождя, грома и молний Взмахнёт Зевс рукой — удары грома раскатываются по небу,
сверкнёт молния — и хлынут потоки дождя
Деметра Бог плодородия почвы Поровительница земледелия
И т. д.    

Работа с классом:

Вопрос классу:

1. Почему появились религиозные верования?

Ответ: потому что человек не мог объяснить явления природы.

Решите задачу: на гадательных костях были найдены вопросы к богам:

    «Правильно ли принести в жертву военнопленных?»
    «Правильно ли закапывать рабов или нет?
    «Принести в жертву 30 человек, 10 быков?»
    «Если головы люда принести в жертву, царь получит помощь?»

— Какие выводы можно сделать на основании этих письменных источников о хозяйстве, строе, верованиях древних китайцев?

Ответ: данные надписи говорят о существовании у древних китайцев религиозных верований, о жертвоприношениях, о существовании рабства, о жестоком обращении с рабами.

4 этап — закрепление изученного на уроке.

А.) Каким словом можно заменить следующие выражения:
Вера в богов и духов — (религия)
Изображения почитаемых богов и духов — (живопись)
Подарки богам и духам — (жертвоприношение)
Существа, являвшиеся фантазией древнейших людей, — (оборотни)
Поражение копьями нарисованного животного — (колдовской обряд)

Б.) Почему появилась религия?
Какие виды мифов вы знаете?

5 — этап Итог урока

(Рефлексия. Мы хорошо сегодня поработали и подтвердили одну китайскую пословицу:

Я слышу — я забываю,
Я вижу — я запоминаю
Я делаю — я понимаю.
(Оценки учащимся)

6 этап. Домашнее задание

Подготовить развёрнутый ответ на вопросы: «Почему возникли религиозные верования?», «Что такое миф?».

Категория: