Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Волейбол на уроках в школе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Беспалов Виталий Александрович, учитель физической культуры, вторая квалификационная категория, высшего уровня, КГУ Минкесерская средняя школа, СКО, Мамлютский район, село Минкесер

Беспалов Виталий Александрович

Волейбол — спортивная игра, в которую играют практически в любом возрасте, его любят взрослые и дети. Я думаю, даже начинающим учителям физической культуры хорошо знакома история волейбола. Волейбол входит в программу Олимпийских игр, проводятся чемпионаты мира. У нас в Республике ежегодно проводятся чемпионаты Казахстана и соревнования на Кубок страны, организуются также чемпионаты для молодежных команд, юношей и девушек разного возраста.

В общеобразовательной школе не готовят спортсменов-волейболистов, и на уроках нельзя отдавать предпочтение учащимся, которые научились играть в волейбол в секции или в ДЮСШ, наоборот, они должны стать помощниками педагога в проведении уроков.

Главная направленность уроков, построенных на материале волейбола,- содействовать решению задач физического воспитания школьников средствами волейбола, обучить основам навыков игры в волейбол и привить интерес к систематическим занятиям во внеурочное время, вооружить для этого соответствующими знаниями и умениями.

На уроках физической культуры в процессе теоретической подготовки я довожу до сведения учащихся информацию о развитии и правилах волейбола, сильнейших волейболистах и командах, о технике и тактике игры, предупреждения травматизма. И дальше от урока к уроку, в процессе внеклассной работы мы с учащимися укрепляем опорно — двигательный аппарат и те группы мышц, которые несут основную нагрузку при игре в волейбол (кисти рук, плечевые, голеностопные, коленные суставы), а также развивать скоростно-силовые качества, прыгучесть. В нашей школе уроки по волейболу проходят продуктивно, так как имеется в наличии необходимый спортивный инвентарь.

В помощь молодым учителям физической культуры я могу адресовать несколько рекомендации. Во — первых, урок или тренировочное занятие обязательно начинаем с вводной части или разминки. Разминка состоит из общей и специальной частей. В общую часть входят общеразвивающие упражнения и специальные подготовительные (ускорения, перемещения с падениями и перекатами, прыжками на одной и обеих ногах и т. д.). Продолжительность разминки от 8 до 15 минут. Во- вторых, волейболу присущи частые падения при приеме мяча в защите, поэтому учитель физической культуры должен научить ученика самостраховке. И, наконец, в условиях школьного урока физической культуры мы, учителя физической культуры, должны научить учащихся основным приемам техники волейбола. За основу оценки успеваемости школьников по данной спортивной игре берется качество выполнения основных приемов игры:
перемещения, передача мяча сверху двумя руками, прием подачи, подача мяча, нападающий удар, блокирование. Помимо этого я учитываю показатели физической подготовленности. Конечно, в первую очередь, как учитель физической культуры, я руководствуюсь учебной программой при установлении соответствующих требовании к результатам учащихся. Таким образом, уроки служат как бы методическим центром, где учащиеся усваивают знания и овладевают навыками игры в волейбол, а затем всё это углубляется в процессе внеклассных мероприятий, самостоятельных занятий, в спортивных секциях. Такая работа за годы учебы в школе воспитывает стойкий интерес к волейболу.

Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности. Волейбол способствует воспитанию чувства коллективизма, настойчивости, решительности, целеустремленности, внимания и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями, совершенствованию основных физических качеств. Наши школьники с огромным удовольствием играют в волейбол, посещают спортивные секции по волейболу, активно участвуют в соревнованиях различного уровня, неоднократно занимали призовые места.