Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Внеклассное мероприятие «Под единым шаныраком»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Есильбаева Алима Картаевна учитель английского языка школа-гимназия № 31 г. Астана

Цель: Воспитание казахстанского патриотизма путем консолидации этносов Казахстана, гражданской и духовно-культурной общности.

Задачи:

  • Формирование уважительного отношения к историко-культурным традициям всех народов, к их быту, этническим и психологическим особенностям.
  • Гармоничное развитие межнациональных отношений, содействие укреплению мира и дружбы между народами.

Тип: внеклассное мероприятие

Наглядные пособия: слайды, видеофильмы.

Ход внеклассного мероприятия

1. Кюй «Өмір жолы» (Кенжебек Кумисбеков) на фоне видеофильма «Лик души»

2. Стихотворение Джубана Мулдагалиева «Я — казах» (перевод Р.Казаковой)

Я — казах.
Умирал я и тысячу раз
Воскресал, чтобы жизни продолжить рассказ.
Если плакал я, солнце на небе темнело,
А смеялся — и тьма отступала от глаз.
Я — казах, но зову я Россию своей,
К невским водам пришел я с печалью степей,
А родимую степь опечалил я звоном
Петропавловской крепости тяжких цепей.
Многодетная мать, велика и сильна,
В сыновья приняла меня эта страна.
— Никого, — повелела, — на свете не бойся!
Разве только царя... — Так сказала она.
— Как царя мне бояться? Я — сын и слуга.
Станет жизнь моя, верю, ему дорога.
Неужели он милость свою не проявит,
Неужели во мне он увидит врага?..
И наивности детской воздушный венец
Водрузил я, надежд безрассудных гонец,
И покорным слугою с прошеньем смиренным
За отцовской защитой пришел во дворец.
И сказал, от волнения часто дыша:
— Из-за Волги, и Яика, и Иртыша-
я казах, я твой подданный... Будь мне опорой!
В долгих битвах неравных устала душа...
Царь сказал: — Вот нахал! Он о чем тут вздыхал?
Что такое — казах? О таком не слыхал!..
— Это, Ваше Величество, — те же киргизы...
— Так про что тут нам этот киргиз толковал?!
— Нет, казах, не киргиз я ! Хоть числю в родных
род киргизов, судьбою похожий на них.
И одна черноокая мать, может статься,
В детстве нам разделила ломоть на двоих.
Быть киргизом... Киргиз, я открою для вас,
Значит бурный Талас, значит гордый Манас!
Быть киргизом- достоинство, не униженье.
Но — казах я! Что в этом худого для вас?..
— Нет казахов! — Царь в гневе сорвался на крик. — 
— Нет таких и не будет! — И в этот же миг
я подумал, что, жаль, не могу ему бросить:
— Алдияр, видно, ум у тебя невелик!

* * *

«Свое имя народ утверждает в веках,
свое счастье народ держит в сильных руках.
Как прекрасно: «Я — русский!» — сказать с гордым чувством,
Как достойно и славно звучит: «Я — казах!»

Слайд № 1. «Под единым шаныраком».

Ученик:

Қайырлы күн!

Нам очень приятно видеть вас в этом на нашем внеклассном мероприятии, посвященном многонациональному Казахстану. 16 декабря мы отмечаем
Очередную годовщину Независимости Республики Казахстан. Эта независимость была достигнута благодаря единству народов, проживающих на нашей казахской земле.

Бескрайние просторы казахской степи объединяют под единым шаныраком представителей различных национальностей. На территории Республики Казахстан проживают более 16 миллионов человек. И все они живут в полном согласии и мире с древнейших времен и по сегодняшний день.

Слайд № 2. Казахстан — многонациональное государство.

Ученик:

Добрый день, уважаемые гости!

Отсюда и тема нашего внеклассного мероприятия «Под единым шаныраком».

Шанырак — это верхняя часть юрты, от которой в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Появление образа шанырака уходит в далекое прошлое. Шанырак символизирует отчий дом, а в более широком смысле, всю вселенную. Образ шанырака — это образ общего дома, всех людей, проживающих в Казахстане. Если шанырак — это дом, а уыки — это народы, то благополучие в нем зависит от каждого из нас, потому что мы все — народ Казахстана.

И эпиграфом нашего мероприятия мы взяли такие строки:

Казахи мы и русские, карелы и корейцы,
Мы черные, и русые, и смуглые, и белые.
В Казахстане — на земле родной,
Живем мы все большой и дружной семьей.

4. Стихотворение «Қазақстан» на казахском языке

Қазақстан — туған жерім, мақтаным,
Өзің жайлы қанша жырды жаттадым
Ертеңдерге шақырады еріксіз,
Әр күн күліп атқан аң тақым.
Қазақстан — туған жерім, мақтаным,
Жемістерін ұсынады бақтарың.
Одан сайын даңқы өтті әлімге,
Байқоңырың, ең байлықың, ақ наның.

5. Стихотворение «Казахстан» на русском языке

Казахстан — это край и отар, и пшеницы.
Край, и степи, и горы вместивший в границы.
Край заоблачных пиков, джайляу широких.
Неуемных и пенистых речек протоки,
Край батыров, героев порывистых край,
Лишь о нем мои думы, о нем мой рассказ.

6. Ученик: «Казахстан — многонациональное государство»

Слайд № 3. Этнический состав населения народов Казахстана.

Волею исторических событий Казахстан стал родным домом для представителей более чем 130 национальностей. Кто-то приехал добровольно, кого-то выслали сюда по принуждению. История нашей страны помнит голод, разруху и чувство безысходности многих тысяч спецпереселенцев, когда не было надежды на выживание. Но в этих пронизанных буранами степях их согрел и накормил, поделившись последним куском хлеба, бескорыстный казахский народ.

Сегодня многие представители этнических меньшинств считают Казахстан своей Родиной, живя бок о бок с другими нациями, уважая чужие обычаи и традиции. Государство прикладывает немало усилий для поддержки деятельности более 500 национально-культурных объединений.

7. Абай «Желсіз түнде жарық ай»

Слайд № 4. Желсіз түнде жарық ай.

8. Ассамблея Казахстана

Слайд № 5. Ассамблея народа Казахстана.

1 марта 1995 года Указом президента была создана Ассамблея Казахстана, являющаяся уникальным общественно-политическим институтом, оптимальной моделью взаимоотношений различных этносов и конфессий. Цель ассамблеи — повседневно слышать голос человека, голос каждого народа любой национальности.

«Ассамблея Қазақстанның саяси жүйесінің маңызды бір белгісіне айналды, ол барлық этностардың мүдделерін бір арнаға тоғыстырады, ұлтық тегіне қарамастан барлық азаматтардың құқықтары мен еркіндіктерінің бұлжытпай сақталуын қамтамасыз етеді»
Нұрсұлтан Назарбаев.

9. Выступление Н.А.Назарбаева на сессии Ассамблеи народа Казахстана (Отрывок из видеофильма)

10.Дворец мира и согласия

Слайд № 6. Пирамида мира и согласия.

«Все в мире боится времени, только время боится пирамид», — так говорили древние египтяне и строили свои загадочные пирамиды.

Архитектурных построек, подобных дворцу мира и согласия в Астане, не существует в мире. Форма строения была предложена самим Президентом. Учитывая отведенную ему миссию, дворец мира и согласия будет рассматриваться на звание восьмого чуда света.

Внутри него разместился музей культуры, университет цивилизаций, оперный театр на 1500 мест. А поддерживают все это великолепие четыре мощные опоры — символизирующие руки мира. Это своего рода демонстрация религиозной толерантности, доброй воли Казахстана. Автор уникального проекта — прославленный британский архитектор Норман Фостер.

В сентябре 2003 года в Астане был проведен I съезд лидеров мировых и традиционных религий.

11. Казахский народный танец

12. Малая Ассамблея Казахстана

Слайд № 7. Малая Ассамблея Народа Казахстана.

В 2000 году в Астане была создана малая Ассамблея народа Казахстана. За годы существования Ассамблеи в Астане активно работают 26 национально-культурных объединений. Это — тот фундамент, на котором строится и осуществляется национальная политика в столице.

В городе выпускаются пять газет национально-культурных объединений: «Украиньски новини», «Яшьлек», «Степной казак», «Туран-экспресс», «Казачий курьер».

При большинстве национально-культурных объединений работают творческие коллективы, принимающие участие во всех больших праздниках, официальных мероприятиях.

На базе городских школ функционируют 10 воскресных школ. Воскресные школы посещают не только представители диаспор, но и дети других национальностей, желающие расширить свой кругозор и постичь культуру другого народа. И сегодня мы расскажем Вам о некоторых из них.

13. Национальный культурный центр «Лад»

Слайд № 8. Национальный культурный центр «Лад».

Национальный культурный центр «Лад» в Астане был зарегистрирован 14 января 2002 года. Этому предшествовали глобальные общественно-политические изменения на территории всего бывшего СССР.

Этот культурный центр стал первым и единственным на пространстве СНГ. Сейчас численность русской диаспоры насчитывает по республике 4,5 млн. человек.

Целью движения является сохранение этнической самобытности, культуры, языков славян, духовное возражение славянских народов, развитие и укрепление демократии.

14. Инсценировка русской народной песни «Валенки»

15. Русский народный обряд «Иван-Купала»

16. Национальный культурный центр «Вайнах»

Слайд № 9. Национальный культурный центр «Вайнах».

Варварская акция сталинского режима по ложному обвинению явилась единственной причиной выселения ингушей в течение 2-х часов в феврале 1944 года из родных мест в Северный Казахстан, что оставило трагический след в истории ингушского народа. Брать с собой ничего не разрешали, куда везут, не говорили. В результате в дороге и в первые годы в местах поселения погибло около половины спецпереселенцев ингушей. Выжившие обязаны доброте многих национальностей Казахстана, приютивших в это голодное и холодное военное время.

Сегодня в Астане проживает порядка 1600 чеченцев и ингушей. После приобретения Казахстаном независимости и выхода в свет закона об общественных объединений в мае 1990 года был создан Национальный культурный центр «Вайнах». Деятельность чечено-ингушского центра «Вайнах» направлена на развитие национальной культуры чеченского и ингушского народов, сохранению языка, обычаев и тадиций этих диаспор.
Широко известен чечено-ингушский ансамбль песни и танца «Вайнах», который работает при центре уже более 13 лет.

17. Чеченский народный танец «Ловзар»

18. Национальный культурный центр «Видергебурт»

Сегодня в Акмолинской области проживает около 14 тысяч представителей немецкой национальности, в столице же их насчитывается около 9 тысяч. Но когда-то их число было гораздо больше. История немецкой диаспоры в Казахстане насчитывает более 200 лет. Здесь немцы появились едва ли не в то же самое время, как и в России, куда на свободные земли Поволжья по приглашению Екатерины Великой в XVIII веке переселились немецкие крестьяне. История казахстанских, равно как и всех советских, немцев изобиловала печальными датами, действиями властей, нарушающими громко заявленные властями «демократические» права и свободы. Так, 28 августа 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» началось насильственное перемещение российских немцев в отдаленные регионы страны. Полная политическая реабилитация была произведена лишь с приобретением Казахстаном независимости. Немаловажную роль в сохранении культурного наследия казахстанских немцев принадлежит обществу «Видергебурт», что в переводе означает «Возрождение». Он действует в столице уже 18 лет, налаживая и укрепляя связи между народами Казахстана и Германии.

19. Общественное объединение «Поляци»

Слайд № 10. Общественное объединение «Поляци».

Общественное объединение «Поляки» действует с 27 сентября 1999 года. В городе Астане проживает более 1200 поляков. Благодаря польскому обществу возрождаются традиции и обычаи польского народа, изучается его язык и культура. Налажены хорошие отношения с посольством Польши в Казахстане, со многими общественными организациями и объединениями Польши. Благодаря посольству ежегодно в Казахстане проводятся экзамены для поляков, желающих учиться в вузах Польши и ежегодно сотни детей выезжают знакомиться с исторической родиной.

20. Украинский национальный культурный центр

Слайд № 11. Украинский национальный культурный центр.

История проживания украинцев на казахстанской земле насчитывает более 300 лет.

Столыпинская реформа, репрессии, эвакуация во время Великой Отечественной войны, а потом и освоение целинных земель. Тогда 300000 юношей и девушек приехали сюда по комсомольским путевкам.
В Астане украинскую диаспору представляют три национально-культурных центра. Самый первый из них — «Ватра» (очаг), был создан в 1993 году. Сейчас «Ватра» представляет собой триединство из 25 центров.
Другой украинский национально-культурный центр «Оберег» был создан в ноябре 2003 года. И третий центр «Жиноча громада» также выступает за этническую целостность, культуру и язык украинцев.

21. Финал праздника «Под единым шаныраком»

Слайд № 1. «Под единым шаныраком».

Ученики:

1. На просторах Казахстана
Много разных народов живет.
Все народы, как братья равны
Всем народам — любовь и почет.

2. Мы дружной семьёй живем в Казахстане.
Татары, уйгуры и русские с нами.
Так пусть же крепнет во веки веков.
Дружба народов всех возрастов.

3. Дружба народов — не просто слова,
Дружба народов навеки жива
Дружба народов — счастливые дети,
Колос на ниве и сила в расцвете.

4. Дружба народов — бескрайний простор,
Мир и согласие, девичий хор,
Звонкая песнь чабана молодого,
Сад, виноград возле дома родного.

22. Песня «Туған жер»

Презентация «Независимый Казахстан: годы Мира, Согласия и Созидания»

Использованная литература:

  1. Олег Дымов «Тепло Казахстанской земли», Алматы, 1999.
  2. «Малая ассамблея народов Казахстана».
  3. «Внеклассная работа в школе» № 1, 2007 г.
  4. «Внеклассная работа в школе» № 4, 2007 г.
  5. «Астана», № 5(30), 2006 г.
  6. «Вестник Малой Ассамблеи Народов Казахстана» г. Астана
  7. «Столичный проспект» Специальный выпуск. Министерство культуры, 27.03.06