Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Внеклассное мероприятие по физике «Счастливый случай»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Букенова Галия Алгужаевна учитель математики, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Средняя школа № 4 г. Тайынша» Тайыншинский район, СКО

Букенова Галия Алгужаевна

8 класс

Сегодня мы проведем интеллектуально-познавательную игру «Счастливый случай». Участники игры — 2 команды из восьмых классов. Команды уже готовы идти по этому нелегкому пути к победе. И сегодня они будут бороться не только за победу, но и за счастливый случай. Игру я хочу начать словами:

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело-
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.

Игра «Счастливый случай» состоит из 5 геймов. Первый гейм: «Дальше, дальше, дальше…» За 2 минуты каждой команде надо дать наибольшее количество правильных ответов.

Вопросы первой команде:

1. Твердое состояние самой распространенной в природе жидкости?
2. Причина изменения движения?
3. Прибор для измерения силы?
4. Виды механической энергии?
5. Виды теплопередач?
6. Кто изобрел идеальную тепловую машину?
7. Физическая величина, измеряемая в Вт?
8. Самая маленькая планета Солнечной системы?
9. Какую величину мы определяем, взвешивая тело на рычажных весах?
10. Международная система единиц?

Вопросы второй команде:

1. Явление, при котором вещества сами собой перемешиваются?
2. Прибор для измерения температуры?
3. Явление перехода вещества из жидкости в пар?
4. Вещество, сжигаемое для получения теплоты?
5. Красная линия, показывающая наибольшую допустимую глубину погружения судна в воду?
6. Планета Солнечной системы, открытая позже всех?
7. Физическая величина, измеряемая в ньютонах?
8. Оболочка, существующая только на Земле?
9. Английский ученый, в честь которого назвали это движение?
10. Три состояния вещества?

Следующий гейм: «Ты — мне, я — тебе». В этом гейме команды обмениваются заранее подготовленными вопросами. Третий гейм: «Заморочки из бочки». Условия этого гейма: команды по очереди вынимают бочонки с номерами от одного до восьми. Каждому числу соответствует вопрос под тем же номером. Больше баллов наберет та команда, у которой будет больше правильных ответов. Итак, ваши заморочки:

1. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
2. Почему мы видим с Земли всегда только одну сторону Луны?
3. Почему человек может бежать по тонкому льду и не может стоять на нем не проваливаясь?
4. Где мел оставит более отчетливый след — на классной доске или на стекле? Почему?
5. Вы совершаете прогулку: 3 км к востоку, 2 км к северу, 3 км к западу. На каком расстоянии от исходной точки вы окажетесь?
6. Найдите ошибку. Один поэт так написал о капле: «Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла». Какая физическая ошибка здесь допущена?
7. Что произойдет с быстро скачущим всадником, если лошадь споткнется?
8. В каком случае человек при ходьбе делает более мелкие и частые, чем обычно, шаги?

Название следующего гейма: «Темная лошадка». Учитель рассказывает о выдающихся ученых-физиках. Команды по рассказу должны узнать этого ученого.

Родиной этого ученого был Беломорский край, нынешняя Архангельская область. Он рано лишился матери и уже с 10 лет помогал отцу ловить в море рыбу. Совершая с отцом далекие путешествия по Белому морю и Северному Ледовитому океану, мальчик наблюдал многие явления природы, объяснить которые окружавшие его люди не могли. Рано научившись грамоте, он все свое свободное время проводил за чтением книг, которые ему удавалось достать в родной деревне. Случайно в его руках оказались две книги, открывшие перед ним мир науки: «Славянская грамматика» и «Арифметика» Леонтия Магницкого. «Арифметика», изданная в Москве в 1703 году, представляла собой целую энциклопедию, в которую входили сведения из геометрии, физики, географии, астрономии, навигации.

Сильное желание овладеть наукой заставило юношу в декабре 1730 года покинуть отчий дом и уйти в Москву. Он совершил путь от Холмогор до Москвы пешком, с тремя рублями в кармане, следуя за двигавшимся в Москву обозом с мороженной рыбой.

Он занимался изучением тепловых явлений, атмосферного электричества. Внес большой вклад в развитие не только физики, но и других наук. (Ответ: Ломоносов Михаил Васильевич).

Учитель рассказывает биографию другого ученого.

Величайший древнегреческий ученый, математик, физик, изобретатель, родился в 287 году до нашей эры в Сиракузах, на острове Сицилия. Он прославился многочисленными научными трудами, главным образом в области геометрии и механики.

В последние годы его жизни Сиракузы были осаждены римскими войсками. По словам историков, этот ученый для защиты города изобретал удивительные орудия и приспособления, которые губили римлян и наводили на них суеверный страх. В 212 году до нашей эры Сиракузы были взяты. Римский военачальник приказал не убивать его. Но он был убит солдатом, не знавшим его в лицо. Рассказывают, что он сидел, задумавшись над чертежом, сделанным на песке, и хотел остановить солдата, крикнув: «Не наступи на мои чертежи.»

После него осталось мало трудов, но каждый из них до сих пор имеет большое практическое значение. Одним из таких трудов является сочинение «О плавающих телах». В физике его именем названа выталкивающая сила, действующая на тело, погруженное в жидкость. (Ответ: Архимед).

Жюри выставляет оценки по пятибалльной системе.

Следующий гейм является завершающим в нашей интеллектуальной игре. Называется он «Гонка за лидером». В этом гейме командам предлагается ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает по одному баллу.

Вопросы первой команде:

1. Частица, входящая в состав молекулы?
2. Английский ботаник, имя которого вошло в историю физики?
3. Вода в твердом состоянии?
4. Вид материи?
5. Древнегреческий ученый, основатель учения об атомах?
6. Явление самопроизвольного перемешивания соприкасающихся веществ?
7. Выдающийся русский ученый, основатель Московского университета?
8. Агрегатное состояние вещества?

Вопросы второй команде:

1. Переход вещества из твердого состояния в жидкое?
2. Физическая величина, измеряемая в джоулях?
3. Переход вещества из жидкого состояния в твердое?
4. Переход молекулы из пара в жидкость?
5. Распространенная в природе разновидность воды в твердом состоянии?
6. Переход молекулы из жидкости в пар?
7. Процесс, сопровождающийся быстрым образованием и ростом пузырьков пара, прорывающихся через поверхность жидкости наружу?
8. Ящик с формовочной землей, применяемой в литейном деле?
9. Топливо, получаемое из нефти, кипящее при невысокой температуре?

Жюри подводит итог игры, награждает победителей.

Категория: