Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Внеклассное мероприятие: мастер-класс «Лоскутная техника»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Савченко Мария Валерьевна, мастер производственного обучения, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Колледж сферы обслуживания г. Петропавловск им. И.Даутова»

Савченко Мария Валерьевна

Сабақтың жоспары
План урока

Сабақтың тақырыбы:
Тема урока: мастер-класс «Лоскутная техника».

Сабақтың мақсаты:
Цель урока: изучение способов создания изделий в лоскутной технике.

Сабақтың тапсырмасы:
Задачи урока:

Білімділік:
Образовательная: ознакомить студентов с приёмами работ в лоскутной технике.
Дамытушылық.
Развивающая: развить эстетический вкус студентов, расширить их кругозор, помочь им совершенствоваться в избранной профессии.
Тәрбиелік:
Воспитательная:
• воспитать любовь к своей профессии
• содействовать формированию навыков при самостоятельном решении творческих заданий.

Сабақтың түрі:
Тип урока:
внеклассное мероприятие.

Оқытудың әдісі:
Методы обучения:
словесные, демонстрационные, репродуктивные.

Сабақтың материалдық техникалық жарақтандырылуы:
Материально — техническое оснащение урока:
телевизор, презентация слайдов, материалы для изготовления, промышленные швейные машины, утюги, швейные принадлежности.

Сабақтың мазмұны мен барысы:
Ход и содержание урока

1. Ұйымдастыру кезеңі:
Организационный момент: Постановка цели мероприятия.

2. Жоспар бойынша жаңа материалды баяндау:
Изложение нового материала по плану:

2.1. История возникновения лоскутного шитья.

Принято считать, что зародилась техника лоскутного шитья в Англии. Но наибольшей популярностью эта техника пользовалась в Америке и России, хотя почти у каждого народа присутствует этот вид искусства (например, народы севера с давних времён шьют одежду из кусочков меха и кожи). В Америке подобная техника называлась ПЭЧВОРК, в России — ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЁ. Лоскутное шитьё появилось и расцвело в 18 веке, только с появлением фабричных тканей.

Ни одна русская изба не обходилась без лоскутного одеяла. Также лоскуткам нашлось применение и при отделке одежды, подчас такая одежда была ценнее, чем одежда с вышивкой. Лоскутки использовались те, которые были уже «пожившие», которые несли свою добрую энергетику (например, отцовская рубашка, бабушкин сарафан).

Лоскутное шитье отличает простые геометрические формы: квадрат, треугольник, полоска. Из этих элементов можно создавать бесконечные варианты узоров. Многие из них считаются обережными. Например, череда треугольников, гусиный путь, оберегает семью.

2.2. Особенности выполнения изделий в лоскутной технике «Артишок».

Я сегодня хотела бы вас познакомить с двумя лоскутными техниками, которые называются «Артишок» и «Синель». Это очень простые в исполнении техники.

Начнём с техники «Артишок». Использовать можно любой материал, но особенно легко работать с хлопчатобумажной тканью (ситец, сатин), так как она хорошо утюжится. Наиболее четко проявляется форма в однотонных тканях или с мелким рисунком.
Для изготовления небольшого декоративного чехла на подушку нам понадобится кусочек ткани (основа) размером 25*25 см, а также пять различных по цветовому решению тканей. Из каждой из пяти тканей мы выкроили по 8 квадратиков размером 12*12 см. Получилось пять различных кучек, в каждой из них по 8 квадратиков. Затем необходимо заутюжить на изнаночную сторону одну из сторон квадрата на 1,3-1,5 см. После чего на основе нужно провести 4 линии: вертикальную, горизонтальную и две по диагонали. Укладываем наши квадратики поочерёдно по этим линиям, лицевой стороной вверх в определённой последовательности. Затем настрачиваем строго по середине. Вот наши студенты уже сделали такие заготовки. Теперь нужно каждый кусочек ткани завернуть в определённой последовательности, и сколоть булавками. После чего наш чехол необходимо приутюжить и проложить по краю закрепляющую строчку, предварительно обрезав подушку в виде круга.

Давайте повторим технику безопасности ручных, машинных и утюжильных работ.
Студенты приступают к выполнению, а если есть желающие из числа преподавателей, то они также могут присоединиться к студентам.

2.3. Особенности выполнения изделий в лоскутной технике «Синель».

Пока наши студенты заняты делом, остальным присутствующим я хотела бы рассказать о другой лоскутной технике под названием «Синель». В этой технике можно изготавливать подушки, пледы, сумки, поясные и плечевые изделия. Для изготовления нам понадобится основа из фланели, на которую укладываются в любом порядке кусочки меха. Мех может быть абсолютно разным по длине ворса и по цвету. Затем на мех накладываются кусочки ткани, они должны быть гармоничными по цветовому сочетанию. Главное условие для ткани — она должна хорошо «пушиться», осыпаться. Ткани необходимо укладывать так, чтобы нити основы совпадали. Ткани укладывают одну на другую, слоями. После чего слои скалываются булавками или намётываются редкими прямыми стежками. Затем нужно проложить строчки по диагонали на расстоянии 1,5 см друг от друга. Если с лицевой стороны на ткани есть какой-либо рисунок, который вы хотели бы подчеркнуть, то под него можно подложить синтепон, и это место не прострачивать. Теперь все слои ткани до меха нужно разрезать между строчками. Я предварительно сделала образец, на котором специально не разрезала несколько строчек. Сейчас я для вас продемонстрирую как это выполняется. Кто-то из присутствующих также может попробовать. На моём образце есть цветок, чтобы его выделить, я не стала под него подкладывать синтепон, я его прострочила, но разрезать не буду. Таким образом, я также его подчеркну. После того как все слои ткани разрезаны нужно взять щётку и «пройтись» по разрезам в разные стороны. При этом ткань «распушается», мех выглядывает наружу и создаёт объём.

3. Жаңа материалды бекіту:
Закрепление нового материала:

Выполнение декоративного чехла на подушку в технике «Артишок».

Пока я вам рассказывала о технике «Синель», наши студенты изготовили чехол для подушки в технике «Артишок». Хочется, чтобы они поделились своими впечатлениями об изготовлении. Понравилось? Было интересно? Появилось ли у кого желание изготовить изделия для своего дома в подобных техниках?

4. Сабақтың қорытыдысын шығару:
Подведение итогов урока: рефлексия.

Давайте закрепим пройденный материал:

— как называются показанные мной две лоскутные техники?
— каковы особенности изготовления изделий в технике «Артишок»?
— каковы особенности изготовления изделий в технике «Синель»?

Итак, наше занятие подошло к концу.

Хочется отметить, что лоскутное шитьё сегодня — это возможность творчески себя проявить, оно приносит в нашу жизнь радость. Прелесть лоскутного шитья — это память, как приятно посмотреть на подушку, плед, одеяло, предмет интерьера и вспомнить: это платье моей мамы, когда она была молодая, это моё детское платьице и т. д. Попробуйте сами выполнить подобные изделия, и у вас в доме будет тепло и уютно. Занятия лоскутным шитьём несут потрясающую положительную энергетику и органично вписываются в нашу современную жизнь.

Очень приятно, что в современной моде и искусстве приветствуется одежда, созданная своими руками. Лоскутный стиль снова возвращается на мировые модные подиумы. Многие ведущие дизайнеры используют пэчворк для отделки красивых платьев, пальто. В результате получается интересные и необычные наряды, которые могут отличаться по цветовым сочетаниям и фасону.

На этом наше внеклассное мероприятие подошло к концу, спасибо за внимание!

Литература:

Денисова Л. «Лоскутное шитье и аппликация» — Санкт-Петербург, Культура и традиции, 2009 г.- 112 с.
Донская А. И. «Шары в технике артишок» — АСТ-Пресс Книга, 2014 г. — 32 с.
Чернышева Л. А. «Полная энциклопедия» — Санкт-Петербург, Харвест, 2009 г. — 208 с.