Внеклассное мероприятие «Любить свой край — это и знать его»

 

 

Чиж Светлана Ивановна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, КГУ Агрономовская начальная школа, СКО Тайыншинский район, село Агроном

Внеклассное мероприятие «Любить свой край - это и знать его»

Ведущий: Наше государство — Республика Казахстан занимает огромную территорию. Это и равнины, и горные хребты, и леса, и пустыни. Чтобы пересечь нашу республику нужно несколько часов лететь самолётом. В какую бы область республики вы не приехали, вам покажут самое красивое. И прежде всего природу. Она неожиданна и доверчива в любом уголке Казахстана.

И вы вдруг воскликните: «А ведь какая красота!»

Сейчас все люди мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому ведётся большая работа по охране природы. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных.

Конечно, люди и сейчас продолжают использовать природу. Но делать это нужно так, чтобы не причинять природе вреда.

К сожалению. Ещё не все люди хотят и умеют беречь природу.

На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их.
И безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное: «Стой!»
Нам казалось всё мало, всё мало.
А потом в толпе людской
Мы охапки тащили устало.
И не видели как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречённо глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели…

«Природа как израненная птица кричит, просит нас о помощи. Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства».

Вопрос: Какие вы знаете цветы?

Обобщение: Цветы делятся на несколько групп.

(Выходят трое детей, у одного комнатные растения, у второго садовые растения, у третьего полевые цветы.)

1-й ученик. Ребята вы уже знаете, что люди садят дома цветы. И называются они комнатными растениями. Люди их садят в специальные горшочки, поливают их, рыхлят землю, вытирают пыль с листочков. Эти цветы украшают дома и разные помещения.

2-й ученик. Из этих цветов можно составлять букеты. Потому что эти цветы выращены человеком в огородах, садах.

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов
И они глядят на нас с тобою.

3-й ученик. Как хорошо, что на Земле есть растения! Они выделяют в воздухе кислород, живых существ.

Запомни правило!

Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов.
Бывает, что люди, даже не срывая растения, губят их. Причина этого вытаптывание.

В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

Нельзя забывать о том, что в природе всё взаимосвязано. В руках человека красота и богатство родной земли.

Помни об этом!
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

Все вместе
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Сценка «Мальчик и мотылёк»

Мальчик
Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.

Мотылёк
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах.
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питьё — ароматы цветов.
Но живу я недолго — не более дня.
Будь же доброй со мной и не трогай меня!

Ведущий задаёт вопрос детям

— Какие лекарственные травы вы знаете?

(подорожник, ромашка, облепиха, шиповник, красная смородина….)

Запомни правило!

Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Сценка

Девочка — ромашка (сидит с букетом)
Много трав растёт полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Мята, пижма, зверобой.

Травяная ведьма:
Я хочу тебе дружок,
Дать в букет ещё цветок (протягивает пучок дурмана)

Ромашка:
Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман-
Ядовитая трава.
Разболится голова
От подарка твоего
Забирай назад его! (ведьма убегает)
Ох уж эта травяная ведьма!
Так и норовит сделать гадость.
То корешок ядовитый подсунет,
То траву несъедобную. (крадучись, возвращается травяная ведьма)

Травяная ведьма:
Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдём,
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём.
Дома их поставим в вазу.

Ромашка:
Поняла я, братцы сразу
Хитрый замысел её (Загораживает ребят от ведьмы. Та грозит Ромашке кулаком и убегает)
Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем
От таких лихих, как эта,
Собирательниц букетов.
В книгу красную они
Уж давно занесены
Мы их рвали не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку!
Из даров лесного царства
Люди делают лекарства.

Вопрос: Ребята, а кто знает, что такое красная книга? (Это книга, в которую заносят редкие виды растений и животных. Представителей природы, занесённых в эту книгу, охранять нужно особенно бережно.) Чтение стихотворений детьми наизусть (по усмотрению учителя)

Ведущий: Давайте запомним, что нельзя ломать ветки деревьев, кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб…. Но будет ли природе хуже, если ты собирая ягоды, сломаешь несколько веток, или сорвёшь всего 3–4 цветка, или поймаешь одну — единственную бабочку?

Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка- это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую твой товарищ, третью, четвёртую, пятую кто-то ещё — что же станет с природой…?
А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

«Я сорвал цветок и он увял
Я поймал мотылька
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем»

Так давайте же стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, пели птицы…

Исполняется один куплет и припев песни «Солнечный круг»

Категория: