Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Влияние специфики оркестровых инструментов на проблемы преподавания общего курса фортепиано

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Качаева Виктория Тагиджановна преподаватель фортепиано, концертмейстер, Карагандинский колледж искусств им Таттибета

Качаева Виктория Тагиджановна

Интерес и внимание к курсу фортепиано для учащихся оркестровых специальностей (струнные инструменты, духовые инструменты, народные инструменты) как дисциплине развивающего характера в последние годы проявляется достаточно чётко. Находясь на стыке предметов специального и теоретического циклов, он как бы перекрывает свои узкие границы, и методика преподавания фортепиано, изначально нацеленная на обучение фортепианной игре, видоизменяется, обновляя свое содержание. Внедрение профилирующего репертуара создаёт межпредметное взаимодействие, которое формирует новое межпредметное содержание.

В свете современных требований целостное воспитание музыканта представляется комплексом знаний, умений, навыков, получаемых в системе всех дисциплин учебного плана. Комплексный подход даёт основание рассматривать фортепиано для студентов, обучающихся на кафедрах оркестровых специальностей как предмет первостепенной практической необходимости, владение которым позволяет учащимся-инструменталистам полноценно осуществлять подготовку по курсу музыкально-теоретических дисциплин.

Занятия на фортепиано открывают большие возможности художественно-эстетического воспитания личности, являясь формой развития музыкального мышления, вкуса, кругозора обучаемых. Общемузыкальное развитие студентов должно служить критерием эффективности обучения по общему курсу фортепиано.

Учащиеся оркестровых кафедр (кафедры духовых и ударных инструментов, кафедры струнных инструментов, кафедры народных инструментов) обладают определенными умениями и навыками игры по специальности, следовательно, необходимо учитывать их музыкальный опыт, в том числе и моторно-двигательного стереотипа, выработанного при игре на одном инструменте, что может служить помехой при обучении на другом.

Так, тормозящим моментом при игре на фортепиано является неумение баяниста ощутить вес руки, играть глубоким певучим звуком; большую трудность представляют зажатые руки у домбриста и жесткость их прикосновения к роялю; сложность составляет координация пальцевой техники правой и левой рук у скрипачей; освобождение корпуса у большинства оркестрантов.

На начальном этапе обучения в классе общего курса фортепиано очень полезными оказываются различные варианты занятий, так, например, почувствовать свободу исполнительского аппарата лучше всего на отдельных упражнениях, рекомендуемых многими выдающимися педагогами-музыкантами (Т. Т. Нейгауз, А. А. Шмидт-Шкловская и др.). Целесообразно идти в выработке ощущений свободы, раскованности от общего к частному, т. е. начать освобождение игрового аппарата с крупных мышц (корпус, плечевой пояс), переходя к более мелким, пальцевым движениям. При этом подбор репертуара должен быть соответствующим. Игра интервалов и аккордов, предусматривающая широкую пространственную амплитуду движений рук, дает возможность почувствовать опору на клавиши, снять напряжённость посадки, исключить прижимание локтей к туловищу. Аккордовая фактура, смена регистров привлекают обучаемых своей красочностью, богатством и разнообразием тембров.

Совершенно различные приёмы игры на духовом инструменте и на фортепиано, служат препятствием в одновременном обучении на двух инструментах. Исполнительские рефлексы, возникающие при игре на духовом инструменте, являются тормозом, парализующим работу ручного аппарата при игре на фортепиано.

Извлечение звуков, их движение на духовом инструменте происходит от вдувания в трубку инструмента струи воздуха, при этом совершается ритмическая работа лёгких — вдох и выдох играющего. Работа пальцев при извлечении звуков следует только после вдувания. Существование именно такой последовательности является тормозящим моментом при игре на фортепиано. К факторам, затрудняющим процесс освоения фортепиано, относят также привычку держать пальцы и руки в однообразном положении, отсутствие чувства веса при нажиме клапанов пальцами, отсутствие ощущения дистанции передвижения.

Изменение слуходвигательного стереотипа, выработанного при игре на духовом инструменте, служит помехой при переходе к игре на фортепиано, так, например, повышающийся звукоряд на фортепиано следует в правую сторону, а на деревянных духовых — наоборот, влево.

К способам, устраняющим тормозящее влияние духового инструмента, следует причислить освобождение от ощущения всего комплекса игры на духовом инструменте путём настойчивого воспитания мысленного представления клавиатуры, дистанции передвижения каждой руки, контроля над действием каждого пальца.

Для достижения свободного ориентирования на клавиатуре целесообразно выученные наизусть пьесы исполнять либо с закрытыми глазами, либо в темноте (этот метод был предложен ещё в XVIII веке Ф. Э. Бахом в его труде Опыт исполнения правильного способа игры на клавире).

При освоении учащимися-духовиками фортепианной клавиатуры налаживается иная взаимосвязь между музыкально-слуховыми представлениями и двигательными ощущениями. Неоценимую помощь в этом оказывают транспонирование и подбор по слуху.

Одним из важных разделов работы является чтение с листа, которому следует уделять внимание на уроках общего курса фортепиано. Чтение с листа требует предварительного анализа, оно опирается на ладовое восприятие мелодии, для чего слух должен быть подготовлен соответствующим образом. Прочитать музыкальный отрывок на инструменте или голосом — значит не только воспроизвести написанное, но и понять его содержание и передать выразительные особенности. Нельзя допускать механического чтения от ноты к ноте, надо добиваться охвата учащимися музыкального целого. Первоначально рекомендуется использовать для чтения с листа легкие одноголосные примеры.

Полезно практиковать чтение с листа в четыре руки на фортепиано, а также в различных ансамблях (домбра с фортепиано и т. п.). Чтение с листа в ансамбле воспитывает исполнительскую волю, заставляет обращать максимум внимания на ритмическую пульсацию произведения.

Основной принцип музыкальной педагогики — принцип индивидуального подхода к каждому студенту с учётом его способностей — в условиях фортепианных занятий означает и необходимость принимать во внимание его основную специальность. Педагог, обучающий игре на фортепиано учащихся оркестровых кафедр, должен хорошо знать духовые, народные и струнные инструменты, их звуковые возможности, специфичность задач, стоящих перед учащимися-инструменталистами, особенности использования инструментов в оркестрах и различных ансамблях. Знание комплекса проблем учебного процесса, знакомство с инструментальным репертуаром поможет установлению межпредметных связей. С помощью репертуара по курсу фортепиано можно развить качества исполнительства, свойственные основному инструменту, и восполнить пробелы в музыкально-исполнительском развитии учащегося.

На занятиях по фортепиано очень важен полифонический репертуар. Бытует мнение, что полифония не нужна оркестранту, так как многоголосие не характерно для струнных и духовых инструментов. Однако игра в ансамбле, оркестре требует развитого вертикального слышания со свободным восприятием каждого голоса. Поэтому значение фортепианных занятий в данном случае неоспоримо.

Даже при самых скромных пианистических возможностях студент может исполнить несложный полифонический репертуар, разнообразный по стилю, видам полифонической техники, складу фактуры. Здесь и простейшие образцы имитационной полифонии (например, Нотная тетрадь А. М. Бах), и яркие примеры подголосочного изложения (обработки народных песен), а также более сложный репертуар для студентов с подготовкой (Инвенции И. С. Баха, ХТК и т. п.).

В произведениях крупной формы важно уметь охватить крупные построения, передать контрастность образов, используя динамическое и тембровое разнообразие фортепиано. Чрезвычайно важно уделить внимание разбору и анализу тонального плана, выработать осознанное отношение к встречающимся знакам альтерации, как к предвестникам тонального сдвига. Эта работа обостряет гармонический слух и может оказать неоценимую услугу в работе над интонацией в классе по специальности. Кроме того, гармонический анализ в сонатной форме позволяет услышать и осознать формообразующую роль гармонии, логику развёртывания построений, определение кульминаций. Это, несомненно, важно для развития музыкального мышления студентов.

Учащиеся оркестровых отделений имеют практику игры в ансамбле, оркестре, что требует развитого тембрового слуха. Работа над произведениями крупной формы во многом способствует его развитию, ведь давно доказано, что фортепиано способно воспроизвести звучание оркестра. Поэтому в репертуаре учащихся должны быть произведения с ярко выраженной оркестровой фактурой, дающей возможность выразительных аналогий с оркестровыми тембрами и группами оркестра.

Практически каждая изучаемая в фортепианном классе соната должна стать упражнением в оркестровке. Более того, необходимы постоянные сравнения со специальными оркестровыми штрихами (detache, spiccato, partamento, frullato и т. д.). Их слышание и воплощение на фортепиано — сильнейший фактор в стимуляции развития тембрового мышления.

Работая над пьесами, необходимо, чтобы учащийся знакомился с различными по стилю, характеру и движению образцами мелодики. Фортепианная музыка столь обширна и богата, что и при скромном пианистическом уровне можно выбрать пьесы высокохудожественного значения (Шумана, Чайковского, Грига, Шостаковича и др.). Перед студентами ставится задача услышать и постараться воспроизвести выразительные особенности мелодизма. Полезно часть материала исполнить на инструменте, на котором учащийся специализируется.

Ансамбль и аккомпанемент составляют профилирующий раздел программы — ту часть индивидуального плана учащегося, который тесно связан со специальностью. Уже на первых этапах обучения предоставляется возможность включать в репертуар учащегося пьесы, различные по характеру, стилю, музыкальным и исполнительским задачам. Недопустима распространённая ошибка учащегося в работе над профилирующим репертуаром — разучивание аккомпанемента без ознакомления с сольной партией, заучивание фортепианного сопровождения наизусть. Важным здесь представляется привить навык зрительного охвата трёхстрочной фактуры.

О пользе игры аккомпанемента замечательно сказал Н. И. Платонов — профессор Московской консерватории: Инструмент фортепиано может помочь в воспитании звуковысотного слуха и хорошей интонации, которая успешней вырабатывается тогда, когда исполнитель находит опору для точного интонирования в звучащей гармонии сопровождения. Совершенно необходимо основательно знакомиться с фортепианной партией изучаемого произведения, а также анализировать его форму и тональный план.

Роль курса фортепиано в воспитании чувства ансамбля значительна. Игра в ансамбле отличается от сольной прежде всего тем, что интерпретация произведения является плодом творчества не одного, а нескольких исполнителей. Музыкальное общение активизирует творческую волю каждого исполнителя, способствует раскрытию индивидуальности каждого ученика. Игра в ансамбле помогает будущим профессиональным музыкантам преодолевать присущие им недостатки (неумение держать темп, вялый или жесткий ритм), помогает сделать исполнение более ярким, уверенным.

Работа над аккомпанементом — это работа над ансамблем в целом. Это согласование двух партий на основе единства музыкальных намерений. Учащимся-инструменталистам важно слышать и понимать, что фортепианное сопровождение не является придатком к сольной партии, а во многом определяет её звучание, предъявляет ей свои требования. Убедившись в этом, студент и в классе специальности будет иначе слушать своего концертмейстера.

Навыки, полученные учащимися в процессе обучения, должны помочь ему на пути к самостоятельному музицированию в ансамбле со своими коллегами или любителями музыки. Поэтому на уроке общего курса фортепиано полезно играть и с транспонирующим инструментом, чтобы быть готовым к любой ситуации. Для ознакомления с партиями таких инструментов должен быть применим навык транспонирования, который необходимо развивать на уроках фортепиано.

Несомненно, учебный репертуар, используемый на уроках фортепиано, имеет большое развивающее значение — это одна из движущих сил педагогического процесса. Он должен быть как можно разнообразнее в жанровом и стилистическом отношении и отличаться образной броскостью, чтобы его эстетическая привлекательность (определение Ю. Холопова) стала сильнейшим стимулом в работе.

Общеизвестно, что репертуар, изучаемый в классе общего курса фортепиано, имеет направленность на специальность учащихся, включает большой объём произведений, позволяющих накопить музыкально-слуховые представления самых разнообразных стилей. Составляя репертуарный план учебной работы, педагог предусматривает использование одних произведений для формирования и совершенствования музыкально-исполнительский умений, других — для ознакомительной работы, расширения музыкального кругозора студента.

Важным условием действенности репертуарного плана является его обращённость к личности учащегося. Определяя его взаимосвязь между задачами развития учащихся и репертуаром, Н. П. Толстых справедливо отмечает, что самой структурой учебного материала курса фортепиано предопределён тот широкий охват музыкальных явлений, без которого не может должным образом сформироваться музыкант. Поэтому педагог может стремительно развивать музыкально-художественное сознание своего ученика, всего лишь полноценно используя возможности, предоставляемые учебным материалом, и организуя его определённым образом.

Список литературы

1. Артемьева Л. Влияние специфики духовых инструментов на проблемы преподавания курса фортепиано студентам-духовикам. //Курс фортепиано в системе музыкального образования: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 138. — М., 1997.
2. Артемьева Л. Оптимизация процесса обучения по курсу фортепиано. //Фортепианное обучение студентов разных специальностей в музыкальном ВУЗе: Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. Вып. 89. — М., 1987.
3. Вопросы методики курса фортепиано для студентов разных специальностей. — М., 1980.
4. Горегляд И. Роль ансамблевого музицирования и воспитания оркестрового музыканта-исполнителя на духовом инструменте. //Курс фортепиано в системе музыкального образования. Сборник трудов. Вып. 138.-М., 1997.
5. Зеленина Л. Интерпретация исполнительских умений и навыков на фортепиано в обучении студентов разных специальностей. — М., 1997.
Овсянкина Г. Развитие музыкального мышления у студентов оркестрантов на занятиях в классе фортепиано.

Категория: