IV международный творческий конкурс «Поклонимся Великим тем годам!» для детей, педагогов и воспитателей

 

Великий Абай и христианство

 

Версия для печатиВерсия для печати

Веркулеева А.В., средняя школа в честь Преподобного Сергия Радонежского г. Петропавловск
Доклад на семинаре учителей ОПК

Что такое миссионерство? Какой должна быть проповедь? Как показать неразрывность жизни и веры? Многие вопросы заставляют нас задуматься. Разговор о Боге в верующей среде — это не миссионерство, а обычная жизнь. В то время, как христиане (еще начиная с апостолов) по своей природе проповедники и миссионеры.

Абай Кунанбаев Израильский царь Соломон Гилберт Честертон Святитель Николай Сербский

Задача любого учителя — научить ребенка жить без себя и жить достойно! А задача православного учителя показать, что христианство не замыкается в стенах воскресной школы или храма. Христос везде, и жизнь с Христом в сердце возможна везде — в любом обществе.

Некоторое время назад в школах Казахстана ввели новый предмет — Основы религиоведения. Преподавать религиозное учение какой-либо конфессии на этих уроках невозможно (это и не ставится целью преподавания), но, в то же время, возможно показать точки соприкосновения разных религий.

Основные религиозные учения Казахстана — мусульманство и православное христианство. Мне бы хотелось затронуть и слегка осветить некоторые схожие черты христианства и учения казахского просветителя Абая Кунанбаева, чье творчество глубоко и многогранно. Возможно, для кого-то покажется странным соседство таких разных учений. Но это только на первый взгляд — мы слишком привыкли ко многим вещам и не замечаем их глубокого смысла.

Подробный анализ произведений Абая и христианских авторов занял бы не один час, но давайте остановимся только на отрывках из «Слов назиданий» казахского наставника и лишь нескольких христианских авторов.

Поэт и мыслитель, композитор и общественный деятель, знаток правовых и хозяйственных устоев казахов. В своих произведениях Абай воспевает молодость, природу, любовь, духовный мир человека. Как автор-новатор, он внес в казахскую поэзию новые структурные, стилевые и художественные элементы. Но мало кто знает о том, как Абай учит почитать Единого Аллаха.

Первый церковный автор, о ком вспоминаешь, читая Слова Абая — это Израильский царь Соломон. Мудрейший правитель, послушать речения которого съезжались цари и простые люди из разных стран; автор, чьи произведения до сих пор с почетом используются во время богослужений, в определенный момент он, как и Абай, почувствовал суету земных вещей. Этому посвещена книга Екклесиаст.

Мы все знаем Гилберта Честертона — английского писателя, автора серии книг «Приключения отца Брауна». Но мало кто знает, что Честертон был прекрасным апологетом и проповедником. Хочется привести слова преподавателя, зав.кафедрой философии ПСТГУ В. П. Леги: «Вся жизнь и все творчество английского писателя были посвящены одной цели — проповеди христианства. Где бы он ни работал, чтобы он ни писал — перед ним была одна задача: показать, что вера — естественное состояние человека… Он смог увидеть истинную суть христианства, которая приближает католичество к православию»

О многогранности творчества и характера Г. Честертона говорят строки эпитафии:

    «По Честертону-другу плачут все друзья,
    От Честертона-рыцаря осталась тень копья,
    Честертон-газетчик перестал писать,
    Честертон-писатель жив, пока читать
    не разучились мы. Мечтатель Честертон
    Оставил нам свои мечты, свой заповедный сон.
    И без регалий дрогих, достоин и смущен,
    Идет в сообщество святых ребенок Честертон…»

В последнее время мы можем познакомиться с произведениями самых различных православных авторов. Один из них — большой друг русского народа — епископ Охридский и Жичский Николай (Велимирович). Белград, Берн, Оксфорд, Париж, Санкт-Петербург — это не все города учебы святителя. Доктор богословия, доктор философии, неутомимый служитель в сане священника, а затем и епископа. В двух мировых войнах две его любимых страны — Сербия и Россия — выживали рука к руке, и святитель молился за них обеих. Его 15-томное наследие разнообразно по жанру и содержит жемчужины мировой православной книжности. А наставления владыки — «живая вода» для скорбящей души, ищущей Бога.

Что же общего у таких разных людей? Что может их объединять? Чистое сердце стремящееся к познанию Истины в высшем ее проявлении, безграничная любовь народа, отеческие наставления на разных языках, но говорящие об Одном: вот что их объединяет. Казах и серб, англичанин и еврей — были любящими отцами и мудрыми учителями для своих народов, поэтому их слова живут в веках.

По словам еще одного английского писателя Клайва Стейплза Льюиса, «искусство — это „то же самое, но иначе“». И приведенные нами авторы говорят об одном и том же, но каждый по-своему.

Давайте проследим основные моменты поучений этих великих людей. Все Слова назиданий охватить весьма тяжело, но мы выделим наиболее яркие. Оставим литераторам важное дело литературного анализа произведений, а историкам — не менее важный исторический анализ. Прочитаем произведения Великих творцов как простые слушатели, к которым они и были обращены.

В определнный момент жизни любой человек задумавается над вопросами: кто я, зачем я живу, мог ли кто-то быть вместо меня на этом свете? В чем смысл моей жизни? Каждый человек самостоятелно решает эти вопросы. Так, Абай пишет «Слова назиданий»: «Хорошо я жил или плохо, а пройдено немало… Чем теперь заняться, как прожить оставшуюся жизнь? Озадачивает то, что не нахожу ответа на свой вопрос» (Слово 1), а царь Соломон приводит свои размышления в книге Екклесиаст: «Что пользы человеку от всех трудов, которыми он трудится под солнцем?… Видел я все дела под солнцем, и вот, все — суета и томление духа!… Предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость… и узнал, что и это — томление духа». (Екклесиаст, глава 1)

Как часто нам приходится слышать разговоры о превосходстве того или иного народа. Это, пожалуй, самая распространенная причина всех конфликтов — гордыня в национальном масштабе. «В детстве мне приходилось слышать, как казахи смеялись над узбеками… При встрече с ногаями тоже смеялись и ругали их… Куда сгинули наши былые восторги? Где наш радостный смех?» (Слово2). Абай осуждает казахов за их кичливость перед другими народами и говорит, что каждый народ в чем-то хорош: трудолюбив, справедлив, склонен к грамоте. Во 2 Слове Абай приходит к выводу: «Мы же, казахи, батрачим на их баев за жалкое пропитание… Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных распрях между собой…» А святитель Николай, обращаясь к сербам, говорит о том, что только одно разделение может быть между людьми: безбожники и антибезбожники, а все отсальные люди должны быть единым целым. «Вспомни, серб, обиды нанесенные тобой и забудь нанесенные тебе… Вспомни, серб, что ты известен героизмом в сражениях и забудь героизм в мирное время… Вспомни, серб, славу и скромность своего народа… Вспомни, серб-изгнанник, своих братьев-мучеников на родине… Объединитесь! ВЫ БРАТЬЯ», — призывает святитель Николай. А вот Честертон, с присущим ему тонким английским юмором, высмеивает национальный грех своего народа: «Хвастливы все, но англичане хвастаются тем, что от хвастовства гибнет. Француз гордится смелостью и логикой, оставаясь смелым и логичным. Немец гордится аккуратностью и тонкостью, не утрачивая их. Мы же гордимся скромностью, а это чистая нелепость…». И еще одну цитату хочу привести: «Для проповеди о гордыне нет лучшего примера, чем патриотизм. Одно из самых благородных чувств, когда патриот говорит: „Достоин ли я Англии?“ Но стоит ему высокомерно произнести: „Я — англичанин!“ и патриотизм обратится в гнуснейшее фарисейство»

Как часто православные христиане, приступая к таинству исповеди каются в празднословии. Как часто, предаваясь пустым разговорам, мы забываем о некоторых добродетелях. Об этом говорят и Абай, и свт. Николай, и царь Соломон. Вот как разсуждает Абай: «Люди внимательные давно заметили — глупый смех ведет к опьянению… Предаваясь пустому смеху, человек теряет совесть, отстраняется от дел, соверает непростительные ошибки… Не всякий смех заслуживает одобрения. Существует же…такой, что идет не из груди — Богом данным путем, а рядится да пустым звоном рассыпается, единственно ради того, чтобы прожурчать красиво… Веруй в Бога, надейся на свое умение и силы. На честный труд даже земная твердь ответит всходами.» (Слово 4). Художник слова святитель Николай говорит: «К молчаливому языку и задумчивому сердцу приходишь Ты, Жених души моей, Дух Всесвятой. От многословного языка прячешься, как лебедь от бури на озере. Словно лебедь плывешь по тишине сердца моего и делаешь его плодоносным…). Мудрец Соломон добавляет: «Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий. Понял я, что все, что делает Бог, пребывает во век; к тому нечего прибавлять и нечего убавить…» (Глава 3). Но не стоит думать, что грустное сухое делание — это все что достанется доброму и порядочному человеку. «Не всякий смех — добро», — говорит Абай, «Веселись и делай добро», — вторит ему Соломон.

Народная мудрость, как нельзя лучше, отражается в пословицах — кратких изречениях рожденных народом. Смысл пословиц отражает склонности народа. Сравним их. Абай описывает их так: «Пословиц множество. О чем они говорят? Не о науке и знаниях, не о мире и справедливости радеет казах, ему бы разбогатеть, да не знает — как?…Дети боятся раскаленного очага, взрослых не устрашить и адовым огнем. Дети, стыдясь, готовы сквозь землю провалиться, а взрослые не ведают стыда» (Слово 5). А святитель Николай просто приводит пословицы своего народа:

    «Не платит Бог за каждую субботу.
    Бог тогда поможет, когда никто не может.
    Кто не найдет счастья в себе — не найдет в целом свете.
    Наука без дел — что пчела без меда.
    В нашей власти как жить, а не сколько.
    Порядочность мало обещает, да много делает.
    Исполни Божью заповедь, а Бог исполнит твои молитвы.
    Неправедный динар 10 дукатов унесет.»

В любом народе ребенок — это благословение Божие, и очень плохо, что сейчас многие об этом забыли. Люди молит Бога о ребенке, но что из этого выйдет? Об этом размышляют и мусульманин Абай: «Люди молят Бога о ребенке… Хороший ребенок — в радость, плохой — в тягость. Как знать какого ребенка тебе даст Бог? Что ты дашь ему?» (Слово 10), и православный святитель Николай: «Произведшие на свет воображают, что они родители и управляют детьми Твоими, как своим имуществом. На самом деле не управляют, а искривляют и ломают… Обеспечивайте детям своим не кусок хлеба, а хоть частично душу и совесть… Царские дети отданы вам под опеку. Воистину, Царь воздаст щедро тем, кто сохранит для Него царевичей».

Еще один вопрос занимает умы людей целыми столетиями: что такое богатство — цель или средство? Христос сказал: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное». Не от того ли, что богатство становиться определяющим? Но как приобрести богатство без знаний, как им распорядиться не имея грамотности? Само по себе богатство — суета и искушение, об этом говорят и Абай: «…Ты молил Бога о богатстве? Он дал тебе, а ты не берешь! Дал Он тебе силы для дого, чтобы трудиться и праведно наживаться. Разве ты тратишь силу на праведный труд?…Без просвещения нет ни веры, ни блага. Без знаний ни намаз, ни посты, ни паломничества не достигнут цели.» (Слово 10), и царь Соломон: «Бог дает человеку богатство, и имущество, и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего ни пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек! Это — суета и тяжкий труд!… Все труды человека для рта его, а душа его не насыщается…» (Глава 6).

А следующие слова относятся к нам с вами (ведь каждый учитель — это проповедник): каким должен быть проповедник, чтобы ему верили люди? В 12 Слове Абай показывает себя не только как просветитель, но и как человек духовный и религиозный. Рассуждая о том, какова должна быть проповедь, он четко определяет и состояние проповедника: «.Когда кто-то учит других слову Божьему, хорошо ли плохо ли делает он свое дело, у нас язык не повернется запретить ему проповедь, ибо нет ничего предосудительного в делах благонамеренных… Кто небрежен, не соблюдает себя в строгости, не умеет сострадать, того нельзя считать верующим — без бережливости и внимания не удержать в душе иман — веру» (Слово 12). Вторит ему и святитель Николай: «В чем причина плохого церковного проповедничества? Проповедь отражает общий уровень образования проповедника. Только знаний правил гомилетики недостаточно…… Проповеднику слова Божиего необходимо глубокое знание богословских дисциплин и церковной литературы, без них представить себе хорошего проповедника невозможно».

Судьба переменчива, все проходит, все приедается, нет ничего земного, что было бы вечно дорого человеку. И, как будто, один человек писал слова: «.Все мы знаем — ничто не властно над судьбой… Надоедает человеку,…, все — еда, развлечения, щегольство, пиры, компании, стремления, женщины. Рано или поздно обнаруживается порочность, бессысленность всего… Постигшим скоротечность и тленность земной радости сама жизнь кажется постылой. Я подумал: блажен тот, кто глуп и беспечен.» (Абай, Слово 20)
и: «Чего бы глаза мои не пожелали, я не отказывал им; не возбранял сердцу моему никакого веселия; потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих; и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои.и на труд, которым трудился я, делая их: и вот — все суета и томление духа, и нет пользы от них под солнцем!…И меня постигает та же участь, что и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?» (Екклесиаст, глава 2). Что же остается в результате? Все — суета. Если не думать о Царстве Небесном, о будущей жизни, невозможно и в этой жизни найти смысла. И теряет смысл даже премудрость.

Самое великое чудо на земле — это человек. Господь 6 дней готовил землю чтобы в один прекрасный момент подарить ее человеку. Но любой человек смертен и, по словам Честертона, самое главное, что он внезапно смертен. Как сказал Абай, «смерть приходит не только за старыми». «Все знают, что люди смертны, что смерть приходит не только за старыми, и взяв кого то, она никогда не возвращает его. Казах верит в это поневоле, а не потому, что дошел до этого путем глубокого размышления…» (Слово 34)

Мы привыкли гоняться за чем-то необычным, устав от одних удивительных вещей, стремимся к другим, а между тем, самая удивительная вещь — это человек. Чудо человека должно поражать: «Обычное ценнее необычного… Человек чудесней и удивительней, чем все люди. Чудо человека должно поражать сильнее, чем все чудеса разума, мощи, искусства и цивилизации. Простой человек о двух ногах растрогает больше, чем музыка, рассмешит сильнее, чем любой гротеск.»

Так что же общего у таких непохожих людей? «Блажены чистые сердцем потому, что Бога узрят» — говорится в Библии. Только сердце ничем незапятнанное, освободившееся от черезмерных земных и временных привязанностей может увидеть Бога. Именно такое сердце обединяет этих разных, но таких похожих людей.

То, что темы, затронутые в произведениях этих Великих и удивительных писателей вечны, подтверждают многие наши современники, обращающиеся к ним. Так, летом 2010 года вышел в свет стихотворный перевод Слов Назиданий великого Абая, выполненный православным епископом Геннадием (Гоголевым) — ректором Алматинской духовной семинарии. Вслушаемся еще раз в эти слова:

    Немало мною пройдено дорог,
    и многое в пути я испытал:
    Я уклониться от борьбы не мог,
    Судил неправо, спорил, ревновал.
    Но скоро станет близк мой конец
    я обессилен и устал душой,
    и убедился, что до злых сердец
    не достигают благость и покой.

    ***

    Я попросил бумаги и чернил,
    чтобы простой и безыскусный слог
    мои слова навеки сохранил.
    Быть может кто-нибудь перепишет их,
    чтобы оставить в памяти людской,
    а если нет — богатство слов моих
    сойдет в могилу навсегда со мной.

Список литературы

  • Абай. «Слова назиданий». (Любое издание).
  • Книга Екклесиаста. Библия. Ветхий Завет. (Любое издание).
  • Святитель Николай (Велимирович) Сербский. «Моление на озере». Москва. «Сибирская благозвонница». 2010 г.
  • Святитель Николай (Велимирович) Сербский. «Творите дела правды». Минск. «Издательство Дмитрия Харченко» 2010 г.
  • Г. К. Честертон. «Ортодоксия». Москва. ПСТГУ. 2004 г.
Категория: 

V Международный фестиваль робототехники, программирования и инновационных технологий