Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок технологии в 7-ом классе: Художественное точение изделий из древесины

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Нихаенко Вадим Николаевич учитель технологии Арыкбалыкской средней школы Айыртауского района Северо-Казахстанской области республики Казахстан

Нихаенко Вадим Николаевич

Цель урока: формировать у учащихся знания, умения и навыки по точению древесины.

Образовательные задачи: углубить знания, закрепить умения и навыки учащихся по художественному точению древесины.

Развивающие задачи: заинтересовать учащихся художественным точением древесины; развивать творческие способности учащихся при выполнении точеных изделий из древесины.

Воспитательные задачи: развивать художественный вкус, воспитывать трудовые качества личности.

Оборудование урока: набор токарных резцов, ножовки, штангенциркули, измерительные линейки, карандаши, патроны, заготовки из березы, образцы готовых точеных изделий, таблица с чертежами изделий и технологические карты.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 минута):

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке вы будете изготавливать точеные изделия, деревянную посуду. Хотелось бы, чтобы вы заинтересовались изготовлением деревянной посуды, ведь посуда из древесины ценилась издавна. В настоящее время в функциональном отношении она не может конкурировать с посудой из пластика, стекла, фарфора, фаянса и металла, но тем не менее она остается популярной и любимой.

II. Изучение нового материала (30 минут):

Учитель: Сначала необходимо выполнить чертеж. Выполнение чертежа детали, имеющей форму вращения с фасонными поверхностями, начинают с проведения штрихпунктирной линии. Затем вычерчивают профиль детали сплошной основной линией симметрично относительно осевой линии, также вычерчивают радиусы, образующие конусы, сферы и другие элементы.
Проставляют диаметры длины цилиндров и конусов, расстояния на оси, радиусы округления профилей, размеры фасок.

1. О фасонном и внутреннем точении.

2. Инструменты, применяемые для фасонного и внутреннего точения:
а) стамески для расточки углублений;
б) специальные крючки и кольца;
в) специальные выточки.

3. Демонстрация учителем приемов внутреннего точения:
а) пустотелые изделия получают из заготовок цилиндрической формы, укрепленных в патроне или на планшайбе;
б) заготовке придают грубый контур, подрезают ее торец;
в) просверливают отверстие глубиной на 10-15мм меньше глубины выточки и растачивают его полукруглой стамеской;
г) предварительно поперек направляющих и точно на высоте центра отверстия устанавливают подручник;
д) при малой частоте вращения стамеску осторожно вводят в отверстие и определяют глубину резания;
е) перемещают инструмент вдоль стенки отверстия, растачивают его вчерне, а потом и набело до нужных размеров;
ж) выравнивают дно, перемещая стамеску от центра дна к краю;
з) по мере углубления гнездо расширяют боковой стороной режущей кромки стамески, укладывая ее на подручник под углом к оси вращения;
и) правая рука, удерживающая ручку инструмента, при этом вытянута вперед, за ось вращения шпинделя, а левая — плотно прижимает стамеску к подручнику;
к) после окончания вытачивания внутренней полости заготовку обрабатывают с наружной стороны и отрезают от припуска.

III. Правила техники безопасности при работе на токарном станке:

1. работать нужно в халате, берете, защитных очках;
2. пользоваться исправным инструментом;
3. заготовка должна быть без трещин и сучков;
4. заготовку нужно правильно устанавливать и надежно закреплять на станке;
5. нельзя измерять обрабатываемую деталь при включенном станке;
6. нельзя перемещать подручник, чистить станок при включенном станке;
7. подачу стамески осуществлять плавно, без сильного нажима;
8. в процессе работы стамеску необходимо удерживать обеими руками, опираясь на подручник;
9. во избежание заклинивания стамеску устанавливают между подручником и обрабатываемой деталью так, чтобы ее режущая часть не была ниже оси детали.

IV. Опрос учащихся (3 минуты):

1. Посмотрите на токарные стамески и сравните их со сверлами, зубилами, ножовочным полотном напильниками. Что представляет собой режущая часть?

Ответ: режущая часть всех инструментов представляет собой клин.

2. От чего зависит скорость перемещения стамески по подручнику и глубина резания?

Ответ: Скорость перемещения стамески по подручнику и глубину резания устанавливают опытным путем в зависимости от твердости древесины, частоты вращения заготовки, требуемого качества обработки.

V. Демонстрация учителем приемов шлифования (4 минуты)

VI. Тренировочные задания учащимся: Выполните черновое и чистовое точение цилиндрических поверхностей, подрезание торцов и уступов, отделку шлифовальной шкуркой (5 минут).

Учитель: Оценивая выполненную работу, указываю вам на ошибки (2 минуты).

V. Практическая работа «Изготовление деревянной пиалы» (84 минуты):

Вводный инструктаж:

1. Уточнение содержания практической работы;
2. Последовательность выполнения работы по изготовлению пиалы:
а) разметить заготовку по размерам; б) установить заготовку на токарный станок, подрезать косой стамеской; в) выточить фасонную форму, обработать шлифовальной бумагой; г)высверлить из середины углубления часть древесины с учетом формы внутренней поверхности; д) выдолбить внутреннюю полость изделия полукруглой стамеской; е) отшлифовать обрабатываемую поверхность; ж)обработать стамесками, рашпилем и напильниками внешнюю поверхность пиалы; з) отшлифовать и отделать Составление технологической карты.

Текущий инструктаж:

Учитель: индивидуальный инструктаж по выполнению отдельных операций (рабочей позы, хватки инструмента, выбор глубины резания, скорости перемещения стамески по подручнику, соблюдение правил техники безопасности, контроль размеров цилиндрических поверхностей с помощью кронциркуля, качество шлифования).

Заключительный инструктаж: сравнивание запланированного хода работы с фактическим, анализ успехов и ошибок.

VI. Итог урока: Оценки за выполненную работу, отметить лучшие работы и обратить внимание на наиболее творческие работы учащихся (2 минуты).

VII. Домашнее задание: подобрать рисунок для выжигания на изготовленное изделие (1 минута).

VIII. Уборка кабинета (3 минуты ).

Категория: