Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок-сказка: «Умножение и деление»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Завьялова Гульмира Игибаевна, учитель начальных классов, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Дубровинская средняя школа им. С.Г Гуденко» село Дубровное Мамлютский район, СКО

Тема: Закрепление умений внетабличного умножения и деления.

Цель: Закрепить полученные знания с использованием народной педагогики.

Задачи:

  1. Образовательные. Закрепить знания и умения выполнять умножение и деление.
  2. Воспитательные. Формирование чувств сопереживания, ответственного отношения к работе, трудолюбие; воспитывать уважение к культурному наследию казахского народа;
  3. Развивающие. Развивать вычислительные навыки, зрительную и слуховую память, внимание и математическую роль.

Нестандартный урок: урок—игра.

Тип урока: Урок закрепление знаний, умений и навыков.

Методы обучения: Словесный — рассказ, беседа; наглядно-иллюстрированный.

Оборудование: Иллюстрации героев сказки, домбра, юрта.

Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

А ну-ка дети, встаньте в ряд!
Готов к работе мой отряд
Занимай свои места
Математика сложна
Но скажу с почтеньем я:
-Математика нужна
Всем без исключения
Игра «Выбор игроков»

— Ребята, сегодня у нас необычный урок математики. Я напомню вас сказку, а вы будете мне помогать. Вы согласны? Как вы можете, зная математику помочь героям?

Давным-давно жил очень богатый бай (богач). Всего у него было вдоволь. Только не было у него ни жены, ни детей, потому что он был жадным и ленивым.

Захотелось ему как-то жениться, и он позвал к себе Мыстан кемпір (колдунью). Он был ленив, и поручил ей найти ему жену. На следующий день Мыстан кемпір привела в дом бая прелестную девушку необыкновенной красоты. Красавицу звали Айсулу (Лунная красавица). Бай взглянул на девушку и сразу решил жениться на ней. Но так как был ленивым, он попросил Мыстан кемпір запереть ее до свадьбы, а сам перевернулся на другой бок и уснул. В это время в ауле где жила Айсулу, был переполох. Все в округе искали красавицу, но не могли найти. Многие джигиты пытались найти Айсулу. Слухи о хитрой ведьме их останавливали, и они возвращались обратно.

Тогда наш герой попросил у аксакалов благословение (бата), отправился в путь. Долго он искал дорогу. Когда пришел к ведьме, она встретила его приветливо. Он рассказал ей свою историю. Она пообещала ему помочь. А сама задумала его загубить. Она сказала, что он должен выполнить несколько заданий.

Задание № 1 Класс делится на две команды.

Ты должен победить в байге. Что такое байга? (скачки, состязания). Сегодня мы будем участниками байги, тем самым поможем Алпысу.

1. Команда

11 12 13 14 15

Увеличить числа в 3 раза

2. Команда

11 12 13 14 15

Увеличить числа в 4 раза

Задание № 2

В доме нет угла,
Вот уж рай для неслуха!
Вточь такое же жилище
Всегда в степи отыщешь (юрта)

Юрта — это переносное жилище, очень практичное и удобное жилище, быстро собирается и разбирается. Состоит _?________

Скомандовала Мыстан кемпір «собери мне юрту». Пусть она будет самой красивой в округе.

50 * х = 720 – 370 (кереге)
у : 60 = 490 : 70 (шанырақ)
а - 250 = 5 * 90 (уық)

Удивилась Мыстан кемпір находчивости и трудолюбию Алпамыса, но не унимается.

Задание № 3

Принеси мне один из распространенных казахских музыкальных инструментов. Что за инструмент? (домбра). Для этого отправляемся в мастерскую.

Задача: В одной мастерской 20 мастеров сделали по 4 домбры, а в другой 40 мастеров сделали по 6 домбр. Сколько всего сделали домбр?

Физминутка давайте отдохнем!

Мыстан кемпір принеси мне живую воду — и я верну тебе красавицу Айсулу. Решите примеры, напишите ответы в порядке возрастания и получите слово.

  1. Разность 67 и 37 увеличили в 4 раза? (М)
  2. Первый множитель равен одной пятой от 25, второй множитель равен 12 (И)
  3. Одну четвёртую часть от 40 увеличили в восемь раз (И)
  4. Произведение 25 и 3 (Ш)

60 75 80 120

(Ишим)

Принес Алпыс воду и отпустила Мыстан кемпір Айсулу. В благодарность Айсулу сделала подарок «Отгадайте, что подарила Айсулу?»

В поле от роз отдохнуть я прилег
Розу сорвать ни одну я не смог
Розы цвели, но секрет их таков:
В каждом по сто узелков (ковер)

Айсулу обшила ковёр красивой тесьмой длина которой 12 метров. Найдите площадь ковра квадратной формы?

Р = 12 м
а — ?
S — ?
а = 12 : 4 = 3 м
S = 3 * 3 = 9 м²

Привел Алпамыс Айсулу в родной аул, к родителям. Весь аул благодарил Алпамыса, Алпамыс прослыл народным героем, потому что всем помогает, и борется с несправедливостью, а бай до сих пор спит.

Вот и закончилась сказка.

Категория: