Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русской литературы: «Образ Чичикова как нового героя эпохи»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Амандыкова Гульнар Балхашовна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, школа-гимназия № 9 имени Н.Ильясова, город Кызылорда

Амандыкова Гульнар Балхашовна

Цели урока:

1. Проследить, как складывался характер Чичикова. Определить главный прием раскрытия героя.
2. Определить идейно художественное значение образа Чичикова в поэме.
3. Отрицание философии приобретателя и подлеца.

Наглядность: «Картинная галерея» образов.

Ход урока

1. Организационный момент

Проверить готовность к уроку, озвучить цели.

2. Проверка домашнего задания

1) Сделать общий вывод по «галерее помещиков».
2) Почему Чичикову удалось так легко оформить купчую крепость?
3) Каково общественное мнение и Чичикове после разоблачения?
4) Пересказ «Повести о капитане Копейкине».
5) Ответить на вопросы:

— Случаен ли этот рассказ?
— Укажи те приемы сатирического, использованные в этом рассказе.

3. Анализ образа Чичикова

1) Работа творческих групп. Глава, посвященная Чичикову разделена на части. Участники каждой группы защищают проект и делают вывод.

Группа «А» Тяжёлая, безрадостная картина детства и завет отца:

— училище, товарищи;
— приращение к полтине;
— спекуляция, дрессированная мышь;
— отношение к учителю.

Вывод: «Ему мерещилось впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками: экипажи, дома, отлично устроенные, вкусные обеды».

Группа «Б» Служба в казенной палате:

— отношение к службе;
— повытчик;
— порядок брать взятки.

Вывод: «Он стал человеком заметным. Всё оказалось в нём, что нужно для этого мира: и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых делах».

Группа «В» Чичиков — член строительной комиссии.

— несостоявшееся строительство;
— красивые дома членов комиссии;
— катастрофа.

Вывод: «Зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать. И вот решился он сызнова начать карьер, вновь вооружиться терпением, вновь ограничиться во всём…»

Группа «С» Служба в таможне.

— цель поступления на службу;
— Чичиков — гроза контрабандистов;
— соглашение;
— новая катастрофа.

Вывод: «…устоял. Употребил все тонкие извороты ума: где подействовал приятностью оборотов, где трогательной речью, где покурил лестью, где всунул деньжонку…»

Группа «Д» Скупка мёртвых душ.

— зарождение идеи о скупке мертвых душ;
— цель покупок;
— разоблачение героя.

Вывод: «Итак, вот весь налицо герой наш, каков он есть. Кто же он относительно качеств нравственных?»

4. Обобщение и выводы

1) Каков же характер Чичикова?
2) В каких условиях он мог сложиться?
3) Типичность образа Чичикова.
4) Вопрос от Гоголя:
«А кто из вас, полный христианского смирения, не гласно, а в тишине, один, в минуты уединенных бесед с самим собой, углубит вовнутрь собственной души сей тяжёлый запрос: А нет ли и во мне какой-нибудь части Чичикова?»

5. Комментирование оценок за урок

6. Домашнее задание. Новое восприятие поэмы

Категория: