Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными» (2 урок)

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Карымжанова Раиса Мухамедкалиевна учитель русского языка и литературы Бидайыкская средняя школа Уалихановский район Северо-Казахстанская область

Карымжанова Раиса Мухамедкалиевна

Цели урока:

  • закрепить навыки умения правильного употребления СПП с придаточными обстоятельственными;
  • развивать умение употреблять СПП с придаточными изъяснительными в соответствующей речевой ситуации, навыки частично-поисковой и мыслительной деятельности, умение анализировать, делать выводы. Подводить итог урока;
  • воспитывать творческую активность, любовь к книгам, чтению художественной литературы.

Лексическая тема: «Диво дивное»

Тип урока: повторение

Оборудование: учебник, интерактивная доска, музыка Бетховена, карточки, тексты.

Элементы технологии: проблемного обучения, технология критического мышления, критериального оценивания.

Ход урока:

I. Психологически настрой:

Не мысля гордый свет забавить, Вниманье ваше возлюбя,
Хотела бы я вам представить
План нашего урока — послушайте меня!

План урока:

1. «Один в поле не войн?»
2. «Невероятно, но факт»
3. Критериальное оценивание
4. Словарная работа
5. Парад предложений
6. Итог
7. Оценивание групп
8. Домашнее задание
9. Рефлексия

II. Эпиграф урока:

Хорошая книга — это сосуд, наполненный мыслями, знаниями, чувствами.

Л.Кассиль

1. Кто опровергнет такую мысль «Один в поле не воин»? Для этого нужно синтаксически разобрать предложение (письменно)

Каждый раз меня берёт какая-то радостная оторопь, когда я держу в руках новую книгу…(предложение разбирает у доски один из сильных учеников)

III. «Невероятно, но факт»

(Элемент лингвистического анализа)

1 задание

1 группа: выразительное чтение текста упражнения № 182 (1–3 абзац)
2 группа: выразительное чтение текста упражнения № 182 (4–6 абзац)

2 задание

1 группа: письмо по памяти «Самый короткий абзац»
2 группа: кластер к слову «книга»

Итак, нам нужно подготовиться к Параду предложений, для этого нужно оценить свою домашнюю работу по таким критериям:

Дескрипторы

«5»

«4»

«3»

Грамотность

 

 

 

Составление схемы

 

 

 

Характеристика предложений

 

 

 

14–15 баллов — «5»
12–13 баллов — «4»
10–11 баллов — «3»

Словарная работа

С точки зрения морфологии:

Диво — сущ., нариц., неодуш., ср.р., ед.ч., II скл.

С точки зрения словообразования:

Диво-дивное (суффиксальный способ образования)

С точки зрения лексики:

Дивное — прекрасное, восхитительное.

Парад — торжественный смотр для шествия войск, спортсменов.

Военный парад.

Устойчивое сочетание «В полном параде» — в полном (праздничном наряде).

Слово учителя: Руководит парадом сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными музыка Бетховена (Под дивные звуки музыки Бетховена каждый ученик разбирает синтаксически предложение).

1. Думается мне, что за всю сознательную историю человечество не придумало ничего более поразительного и волшебного, чем книга.

2. От Испендияра я узнал, что Млечный путь — это «Птичья гора».

3. Он не понимал, что с ним делается.

4. Вдруг ему показалось, что-то барахтается у самого берега.

5. Гаврила стал объяснять, что барыня требует собачку.

6. Барыня разгневалась, расплакалась, уверяла, что она не приказывала уничтожать собаку.

7. Михаил Пришвин говорил, что выбрал себе в спутники десять умных книг.

8. В повести «Детство» М.Горький рассказал о том, что жизнь в доме деда Каширина была безрадостной и тяжелой.

9. Мы знаем, как необыкновенно красива наша Земля.

10. Врач сказал, чтобы никто не тревожил космонавтов.

Слово учителя: Все, что запланировала на этот урок, вы разобрали, показали знания. Молодцы!

А теперь составьте опорную схему СПП с придаточными изъяснительными.

Ответы учеников: СПП с придаточными изъяснительными отвечают на падежные вопросы, контактируют с глаголами речи, мысли, восприятия и внутреннего состояния. Уточняют, дополняют, поясняют смысл контактных слов.

Оценивание учащихся

Домашнее задание

Из повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина выписать и синтаксически разобрать четыре СПП с придаточными изъяснительными.

Рефлексия

Учащиеся по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из написанных на доске.

— Было интересно…
— Было трудно…
— Я выполняла задания…
— Я понял, что…
— Я почувствовала, что…
— Я смогла…
— Я попробую…
— Урок дал для жизни…
— Мне захотелось…

Категория: