Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка в 9 классе на тему: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» (Урок – посвящение)

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Соболева Ирина Евгеньевна учитель русского языка и литературы Саумалкольской средней школы № 1 села Саумалколь Айыртауского района СКО. Стаж работы — 24 года, высшая категория

Урок русского языка в 9 классе на тему:    «Сложноподчиненные предложения с придаточными  обстоятельственными» (Урок – посвящение)

Цель урока: углубление знаний о видах СПП.

Задачи урока:

образовательные:

  • познакомиться со структурой СПП с придаточными обстоятельственными;
  • формировать умение определять и характеризовать СПП с придаточными обстоятельственными;
  • закрепить навык постановки знаков препинания в СПП с придаточными обстоятельственными;

развивающие:

  • развивать мыслительные навыки учащихся;

воспитательные:

  • расширить кругозор учащихся;
  • учить выражать личностное отношение учащихся к изучаемому;
  • поддерживать у учащихся мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок по технологии развития критического мышления через чтение и письмо на материале урока.

Дидактический материал: раздаточный материал (карточки с текстами, таблицы, рабочие листы), листы самооценки, кластер.

Ход урока:

I. Вызов

Задачи фазы: активизировать, заинтересовать ученика, мотивировать его на дальнейшую работу, «вызвать» уже имеющиеся знания, создать ассоциации по изучаемому вопросу.

1. Слово учителя: наш сегодняшний урок — это урок — посвящение. Кому или чему? Это вы поймете чуть позже. Тему нашего урока вы тоже сформулируете самостоятельно немного позже. А пока вспомним признаки СПП и изученных видов СПП с помощью игры «Конструктор». У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения. Соберите эти карточки так, чтобы у первого ряда получились признаки СПП, у второго ряда — признаки СПП с придаточными изъяснительными, у третьего ряда — СПП с придаточными определительными. Работать вы будете в парах. (По одному учащемуся от ряда озвучивают признаки. Проверка осуществляется с помощью презентации слайда).

2. Учитель: спасибо, ребята, теперь все вспомнили изученное ранее о СПП. Посмотрите на текст, который лежит у вас на столах в рабочих листах. Найдите в нем уже изученные и только что повторенные виды СПП, определите их вид, задав вопросы от главного предложения к придаточному. Прокомментируйте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Были ли предложения, которые вызвали ваше затруднение в определении их вида?

Мы продолжаем изучать виды придаточных в СПП. Зная названия всех трех видов СПП, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Тема урока — СПП с придаточными обстоятельственными).

Запись в тетрадь числа и темы урока.

3. «Верные и неверные утверждения»

Учитель: перед вами на листах в таблице утверждения. Попробуйте установить, верны ли эти утверждения о СПП с придаточными обстоятельственными. Обоснуйте свой ответ. (Учащиеся заполняют таблицы на карточках и по очереди отвечают).

4. Целеполагание

Учитель: у каких их этих утверждение вы затрудняетесь определить достоверность? (№ 7,8,9,11). Ничего страшного в этом нет. Итак, исходя из ваших затруднений, сформулируйте цели нашего урока.

Учащиеся: цели урока:

1. Узнать, от чего задается вопрос к придаточным обстоятельственным (от всей главной части или от одного слова);
2. Узнать, могут ли быть указательные слова в главной части СПП с придаточными обстоятельственными;
3. Узнать, действительно ли придаточные обстоятельственные бывают нескольких типов;
4. Определить место придаточного обстоятельственного в составе СПП;
5. Запомнить союзы и союзные слова, связывающие части СПП с придаточными обстоятельственными.

II. Осмысление

Задачи фазы: работа с информацией, выбор таких методов и приемов, которые бы позволили сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

1. Инсерт (маркировка текста).

Учитель: чтобы узнать все это, обратимся к материалу параграфа 16 на стр. 128 учебника. Во время чтения делайте пометки на полях. V — уже знал, + - узнал сейчас, ? — непонятно. И заполните таблицу, в которой ваши значки будут заголовками. (Индивидуальная работа).

Учитель: теперь в своей группе обсудите новую информацию и непонятные для вас моменты. Особенно в работе с таблицей учебника. (Групповая работа, помощь учителя). Что вам непонятно из нового материала?

2. Обращение к «верным и неверным утверждениям».

Учитель: а теперь вернемся к данным ранее утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную только что информацию. (Учащиеся доделывают «верные и неверные утверждения»). Проверим, что у вас получилось сейчас, обоснуйте ответ. (Отвечают представители групп).

3. Первичное закрепление материала.

Учитель: молодцы! Закрепим полученную теоретическую информацию на примерах. Текст о фиалке был вам предложен не случайно. Сегодня этим морозным зимним днем цветы будут сопровождать нас на протяжении всего урока. Но каждый цветок нуждается в поливе. И сейчас пройдет «союзный» дождь. (Показ слайда). В рабочих листах заполните таблицу союзами и союзными словами из нашего дождя, соответствующими разным типам придаточных обстоятельственных.

4. Показ слайда. (Тюльпан и герань). Перестройте предложения так, чтобы у вас получились СПП с придаточными обстоятельственными. Аргументируйте свой ответ. Запишите полученные предложения, составьте алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения сначала индивидуально, потом в парах. Алгоритм: 1. найти грамматические основы; 2. установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложение; 3. поставить вопрос от главного к придаточному; 4. найти союз или союзное слово в придаточном предложении; 5. по вопросу и союзу определить вид придаточного; 5. закрепление материала.

Учитель: вернемся к тексту о фиалках. В рабочих листах укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным, определите его тип. Предложение выпишите в тетрадь, выполните синтаксический разбор, постройте схему. (Разбор у доски). Выполните задание с взаимопроверкой. Показ слайда. Учитель предлагает поработать еще с одним предложением. Исправьте речевую ошибку, перестройте предложение в СПП с придаточным обстоятельственным.

5. Словарная работа: запись в словарь слова икебана и его толкование. (Просмотр на слайдах икебан, сопровождающийся музыкой).

6. Работа с текстом Г. Серебряковой «Святое слово». (Слайд). Работа в группах.

1-ая группа:

— Какова тема и основная мысль текста?

— Выпишите СПП с придаточными обстоятельственными времени. Постройте схемы.

— Передайте тему текста, выразив ее одним СПП с придаточным обстоятельственным.

2-ая группа:

— Как можно озаглавить этот текст?

— Предложите заглавие, в котором будет определяться тема текста.

— Выпишите СПП с придаточными обстоятельственными причины, образа действия. Постройте схемы.

3-я группа:

— К какому стилю относится текст?

— Каков тип речи текста?

— Предложите заглавие, в котором будет звучать главная мысль текста.

— Выпишите СПП с придаточными обстоятельственными уступки, условия. Постройте схемы.

Учитель: Обменяйтесь между группами своими работами, проверьте друг друга, сделайте замечания. Проверим, что у вас получилось. Можем мы теперь ответить, почему наш урок — урок — посвящение? (Схемы каждой группы на доске).

III. Рефлексия

Задачи фазы: анализ информации, ее интерпретация и творческая переработка.

Учитель: итак, на нашем уроке — посвящении всем мамам на ярких примерах о таком чуде природы как цветы, мы познакомились с СПП с придаточными обстоятельственными. Еще раз вспомните главное, что вы узнали об этом виде придаточных, создав кластер. (Учащиеся создают кластер, выходя по одному к доске).

На доске — поляна из цветов, над каждым цветком — этап урока. Перед каждым учащимся — бабочка. Учитель предлагает прикрепить свою бабочку на тут цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Учитель: (Учитель садит свою бабочку на фиалку.) Это мой любимый цветок. И вместо оценок вы сегодня получите ордена фиалок. И пусть они не золотые, вы их заслужили своей работой на уроке. 5 — голубая фиалка, 4 — фиолетовая. Оцените каждый свою работу на уроке. Поставьте оценку в «листы самооценки». И это еще не все. Каждый из вас получает в подарок от меня пакетик семян разных цветов. И пусть сейчас зима, но к весне ваши цветы уже дадут всходы и вы сможете подарить их своим мамам к 8 марта. А летом наше родное село Саумалколь тоже покроется ковром наших цветов.

Домашнее задание:

1. Выучить параграф 16 на стр.128 учебника.

2. Написать сочинение — рассуждение на тему: «По отношению к матери можно определить величие человека». (В «листах мудрости».)

Категория: