Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Оноприенко Мария Эдуардовна, учитель русского языка и литературы, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Краснознаменская средняя школа» СКО Мамлютский район, село Краснознаменное

Оноприенко Мария Эдуардовна

 

Цель: Закрепить и обобщить полученные знания по теме «Имя существительное»

Задачи урока:

1. Повторить постоянные и непостоянные морфологические признаки имён существительных; закрепить умение определять синтаксическую роль существительного в предложении; повторить правописание имён существительных
2. Прививать любовь к родной природе, бережное отношение к животным и птицам
3. Развивать умение классифицировать и выявлять связи, формулировать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группе (учебно-познавательные компетенции на протяжении всего урока).

Тип урока: систематизация и обобщение знаний

Форма урока: традиционный урок

Средства: программы Activstudio, Microsoft Office PowerPoint, интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационный этап

1. Загадка

(флипчарт 1):

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам! (имя существительное)

— О какой части речи мы сегодня будем говорить? (флипчарт 2)

2. Формулирование темы, цели и задач урока

Тема: (флипчарт 3)

«Систематизация и обобщение знаний по теме «Имена существительные»

Цель: (флипчарт 4)

Закрепить и обобщить полученные знания по теме…

Задачи урока:

1. Повторить… и… морфологические признаки…
2. Закрепить умение определять… роль существительного в…
3. Повторить правописание…

III. Повторение теоретических сведений об именах существительных (лингвистическая компетенция)

1) Что называется именем существительным? (флипчарт 5–6)

Что мы знаем об именах существительных? (флипчарт 7)

Одушевлённость имён существительных (флипчарт 8)

Имена существительные называют:

  • Людей — КТО?
  • Животных — КТО?
  • Растения — ЧТО?
  • Предметы — ЧТО?
  • Явления действительности — ЧТО?

2) Работа в группах (коммуникативная компетенция)

Задание на интерактивной доске (флипчарт 9)

1 группа: записать неодушевленные имена существительные;
2 группа: записать одушевленные имена существительные

3) (флипчарт 10) — Чем различаются слова, обозначающие предметы, которые изображены на картинках? (род)

Задание на интерактивной доске (флипчарт 11)

— Запишите слова в три столбика по родам.

Снег, веселье, зима, смех, Снегурочка, праздник, катанье, песня, счастье, гирлянда, Дед Мороз, чудо

Самопроверка: (флипчарт 12)

4) (флипчарт 13–14) — Что еще вы можете сказать об именах сущ., посмотрев на данные картинки? (число)

Задание на интерактивной доске (флипчарт 15)

Образуйте от данных существительных форму мн.ч.:

Гость, песня, праздник

Вывод:

(флипчарт 16)

Для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в ______________________________.
Для обозначения двух или нескольких предметов имя существительное употребляется во _______________________________.

Запомни:

(флипчарт 17–18)

Качели, ножницы, сани, щипцы, дрожжи, брюки — употребляются только во мн.ч.
Молоко, сметана, радость, любовь, солнце, дружба — употребляется только в ед.ч.

5) Имена существительные изменяются по родам, числам и…(падежам)

(флипчарт 19–20)

Тренажер «Определение падежа имён существительных»

(слайд 1–11)

6) — Что можно определить у существительного, зная род и окончание?

— Что такое склонение?

(слайд 1–11)

Алгоритм определения склонения имени существительного.

(слайд 13–14)

  • Прочитай слово.
  • Поставь его в начальную форму.
  • Определи род.
  • Найди и выдели окончание.
  • Вспомни правило:

1 скл. Ж.р. — а, -я М.р. — а, — я
2 скл. М.р Ср.р. -о, -е
3 скл. Ж.р. ________Ь

  • Определи склонение имени существительного.

Тренажёр «Склонение имён существительных» (слайд 15–28)

7) Правописание о — ё после шипящих и ц в окончаниях существительных. (флипчарт 21)

Задание на интерактивной доске (флипчарт 22)

Вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор:

Свеч_й, плач_м, плющ_м, овощ_м, крыш_й, встреч_й, мяч_м, врач_м, шалаш_м, барж_й, клещ_м, пейзаж_м, дач_й, туч_й, за рубеж_м, грач_м.

8) (флипчарт 23)

Даны слова: шарф, подарил, тёплый, мальчик, снеговику. Задание:

  • Составьте из данных слов предложение (языковая компетенция)
  • Разберите по членам предложения
  • Укажите части речи

IV. Рефлексия (работа в парах — коммуникативная компетенция)

(флипчарт 24)

Составить синквейн по теме сегодняшнего урока

V. Домашнее задание

(флипчарт 25–27)

Ребятам раздается текст, с которым они должны поработать дома. К нему прилагаются разноуровневые задания.

1 уровень: прочитать текст, из каждого предложения выписать по 1 имени существительному, определить род, число, падеж.
2 уровень: прочитать текст, просклонять по 1 имени существительному каждого рода, укажите цифрой склонение.
3 уровень: прочитать текст, из первых пяти предложений выписать им. сущ., заменить им. сущ. ед. числа на мн., разобрать как часть речи по одному им. сущ. всех 3-х родов.

VI. Выставление оценок

Категория: