Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка в 5 классе: «Тире между подлежащим и сказуемым»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Шнарбаева Гульбану Кабдушевна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, КГУ «Средняя школа № 3» г. Житикара

Цели:

1. Повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения;
2. Выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;
3. Воспитывать стремление постоянно повышать уровень своих знаний.

Оборудование: учебник 5 класс З. К. Сабитова, В. К. Павленко. Алматы «Атамура» 2010 г; интерактивная доска; раздаточный материал. (Приложение. 1 слайд).

Ход урока

I. Организационный момент (Приложение. 2 слайд)

«Разминка»

Цель: переключить учащихся на работу во время урока. Создать эмоциональный настрой на совместную учебную деятельность.

II Повторение изученного по синтаксису (Приложение. 3-4 слайд)

1. Третий лишний

Выпишите слова, которые в данных строках являются лишними.

а) пришла осень, ранняя осень, пришла рано.
б) шустрые воробьи, воробьи и голуби, клевали корм.
в) возле дома, сильный дождь, пролетели мимо.

2. Найдите соответствия. (Приложение. 5 слайд).

1. Уборка класса а) существительное+прилагательное
2. Нарушил порядок б) существительное+существительное
3. Классное собрание в) глагол+существительное

3. «Думаем в парах» по теме: «Словосочетание и предложение» (Приложение. 7 слайд).

— Что такое словосочетание?

— Назовите виды словосочетаний?

— Как грамматически связываются словосочетания?

— Что такое предложение?

— Назовите виды предложений по цели высказывания?

— Какие предложения бывают по интонации?

— Может ли предложение быть без главных членов?

— Что такое подлежащее? Сказуемое?

— Чем они могут быть выражены?

4. Задание. Записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу. Чем они выражены? Охарактеризовать по цели высказывания, по интонации, по наличию главных членов. Вставить пропущенные буквы. (Приложение 8 слайд).

Осень. Утро ярк_е, солнечн_е. Прозрачен и чист воздух. Разноцветные листья тихо падают на х_лодную землю. Хороша ранняя осень! Но осень — предвестница зимы.

Итак, дана характеристика предложений. А с правилом какого знака вы еще не знакомы? (тире).

II. Изучение нового материала

Сегодня мы знакомимся с удивительным материалом, знаком препинания — тире. Оно применяется в грамматике многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», «тире» стало именоваться в начале 1820-х годов.

— Чтобы понять, когда ставится тире, проанализируем следующие предложения (Приложение. 9 слайд).

1. Фламинго строят гнезда по берегам морей.
2. Осина — дерево.
3. Малина — кустарник.

— Какие из предложений можно объединить по нескольким признакам одновременно? (можно объединить 2, 3 предложения. В них говорится о растениях. Оба состоят из двух слов).

— Найдите в предложении подлежащее.

— в 1 — осина; во 2 — малина.

— Найдите сказуемые.

— в 1 — дерево; во 2 — кустарник.

— Какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое?

— В каком падеже они стоят?

— Обратите внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных предложениях (тире).

— Сформулируйте вывод: в каком случае ставится тире между подлежащим и сказуемым.

— Чтение теоретического материала, учебник § 25.

— Составить схему предложения (Приложение. Слайд 10).

Физминутка
Одолела вас дремота,
Шевельнуться неохота!
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз потянись,
Окончательно проснись.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре,
Наклониться — три, четыре —
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.

III. Закрепление изученного материала

Работа с учебником. Стр.62, упр.199

Задание. К словам левого столбика подобрать подходящие по смыслу слова из правого столбика. Что в результате получится? (предложение).

Иван Сергеевич Тургенев — писатель.

Работа в группах по карточкам.

1 гр. Задание. Найдите подлежащее и сказуемое, подчеркните их.

Осень — пора грибов. Осень таинственна и прекрасна.

2 гр. Задание. Выделите грамматическую основу. Какими частями речи она выражена?

Астана — столица Казахстана. Астана гостеприимна и дружелюбна.

3 гр. Задание. Слово: Алматы. Составить 2 предложения с предложенным подлежащим, таким образом, чтобы в одном было тире между подлежащим и сказуемым, во втором — нет.

Как быстро проверить необходимость постановки тире между подлежащим и сказуемым (можно поставить между ними указательное слово — это, вот или есть). (Приложение. Слайд 11).

Тринадцать — (это) магическое число.
Чтение — (вот) лучшее учение.
Книга — (это) источник знаний.

Закончите предложение и вставьте устно проверочное слово.

Моя Родина —
Береза —

Работа с учебником. Упр. 200.

Задание выполняется письменно, самостоятельно. Взаимопроверка выполненного упражнения.

IV. Обобщение

— Назовите главные члены предложения?

— Чем они могут быть выражены?

— Когда между ними ставится тире?

V. Домашнее задание (дифференцированно)

— Упр.201 (1. 2 гр.)

— Сочинение-миниатюра «Золотая осень» (7-8 предложений с использованием изученной пунктограммы).

VI. Оценивание учащихся

VII. Рефлексия

Продолжите предложение.

Мне понравилось на уроке...

Тире между подлежащим и сказуемым...

Список использованной литературы

1. З. К. Сабитова, В. К. Павленко. Учебник 5 класс. Алматы. Издательство «Атамура» 2010 г;
2. З. И. Соловьева. Учебное пособие по русскому языку. Учимся рассуждать. 5 класс. Издательство: «Вербум-М» 2000 г.
3. Н. Соловьева. Русский язык в задачах и играх. Москва. Материк Альфа, 2000 г.

Категория: