Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок русского языка «Обобщение изученного в разделе „Причастие“»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Кузнецова Светлана Геннадьевна учитель русского языка и литературы, первой квалификационной категории высшего уровня КГУ «Каменнобродская средняя школа» с. Каменный Брод Айыртауского района СКО

7 класс

Цель: обобщение и систематизация изученного в разделе «Причастие как особая форма глагола».

Задачи:

  • развивать навыки правописания причастий;
  • развивать навыки постановки знаков препинания при причастных оборотах;
  • воспитывать доброжелательность, соревновательность при работе в группе.

Оборудование: «карта Причастии», карточки с заданиями.

Тип урока: обобщение изученного.

Ход урока

I. Оргмомент

Эмоциональный настрой учащихся.

Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда!
Мы начнём урок, друзья!

II. Объявление темы урока

III. Актуализация изученного о причастиях

Мы находимся у ворот главного города Причастия. Вход в город охраняют два рыцаря. Они впустят нас тогда, когда мы скажем им, что называется причастием.

IV. Актуализация знаний о действительных и страдательных причастиях

Входим в город по дороге Действительных и Страдательных причастий. Какое тут оживлённое движение! Все куда-то спешат. Оглянемся по сторонам и разберёмся, кто куда идёт.

Выборочное списывание.

На парты кладутся листы с напечатанными словосочетаниями.

Задание: спишите словосочетания в две колонки:

С действительными причастиями | Со страдательными причастиями

Рисунок 1

V. Актуализация знаний о постановке знаков препинания при причастных

Мы оказались на площади Причастных оборотов. Вспомним, что называется причастным оборотом? Какие знаки препинания ставятся при причастных оборотах?
Работа в группах. Выполнение разноуровневых заданий.

Уровень 1. Спишите, вставляя причастный оборот там, где это необходимо, и согласуя его с определяемым словом. Расставьте знаки препинания.

Рисунок 2

Уровень 2. Задание: спишите, расставляя знаки препинания.

Рисунок 3

Уровень 3. Спишите, расставляя знаки препинания при причастных оборотах.

Рисунок 4

V. Актуализация знаний учащихся о правописании причастий.

1) Не с причастиями.

Перед нами озеро Не с причастиями. Не так давно рыбаки выловили в нём огромную рыбу, а в её животе нашли бутылку с письмом. Правда, некоторые места в послании размыло водой. Нужно их восстановить.

Работа в группах. Выполнение разноуровневых заданий.

Уровень 1. Спишите, расставляя пропущенные буквы.

Рисунок 5

Уровень 2. Спишите, раскрывая скобки.

Рисунок 6

Уровень 3. Спишите, раскрывая скобки. в случае затруднения пользуйтесь подсказками.

Рисунок 7

2) Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени.

Погуляв на берегу озера, вернёмся на площадь Причастных оборотов. На этой площади стоит башня Действительных причастий. Над нею вьются флажки двух цветов — красные и зелёные.

Задание: на красных листочках-стикерах напишите словосочетания с суффиксами -ущ-/-ющ- в причастиях, на зелёных — с суффиксами -ащ-/-ящ-. После выполнения задания стикер надо прикрепить к соответствующему флажку.

Уровень 1.

Рисунок 8

Уровень 2.

Рисунок 9

Уровень 3.

Рисунок 10

3. Повторение написания Н и НН в причастиях.

А это здание — тюрьма. Злой Дед Буквоед заключил сюда страдательные причастия прошедшего времени. Но мы их освободим, если правильно выполним задание.

1 группа. Уровень 1.

Рисунок 11

2 группа. Уровень 2.

Рисунок 12

3 группа. Уровень 3.

Рисунок 13

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

VII. Дом. задание:

Категория: