Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок-путешествие «Мифы Древней Греции»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Гладышева Галина Георгиевна учитель русского языка и литературы Государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 35» г. Семей

6 класс

Урок закрепления и обобщения

Цели:

  • учебная: закрепить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Мифы Древней Греции»; выявить уровень усвоения основных знаний по теме; привлечь учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению древней мифологии;
  • развивающая: уметь применять полученные знания; продолжить работу над развитием речи учащихся; продолжить формирование навыка выполнения проблемного задания, развивать умения выступать с сообщением; развивать память, логическое мышление, отрабатывать навыки выразительного чтения;
  • воспитательная: воспитывать добросовестное отношение к учебе, учить проявлять инициативу, воспитывать культуру поведения, оценивать вклад античной цивилизации в развитие человечества.

Тип урока: урок закрепления знаний, совершенствование умений и навыков.

Вид урока: заочное путешествие.

Оборудование:

  1. Карта Древней Греции
  2. Детские рисунки по теме.
  3. Компьютер
  4. Презентация
  5. Выставка книг
  6. Тексты мифа с ошибками
  7. Изображения богов
  8. Костюмы богов
  9. Тексты стихотворных отрывков для заданий.
  10. Карта «Острова настроений»

Методы и приемы: работа в группах, индивидуальные сообщения, выразительное чтение наизусть, инсценирование.

План урока:

I. Организация начала урока. Постановка цели и задачи

II. Основная часть урока:

  1. Представление команд.
  2. Этапы развития греческой мифологии.
  3. Задание 1 «Узнай меня?»
  4. Задание 2 Работа с картой: места распространения мифологических циклов.
  5. Задание 3 «Найти ошибку»
  6. Задание 4 Поединок Аполлонов «Музы»
  7. Задание 5 «Стихи»
  8. Сообщения учащихся
  9. Задание 6 Поединок Зевсов
  10. Подведение итогов. Рефлексия.
  11. Дом. задание.

Ход урока:

I Организационный момент

II. Закрепление ранее изученного материала

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, послушайте стихотворение.

С древнейших пор взгляд неподкупно строгий…
Бросали на людей с Олимпа Боги.
Их забавлял сей человечий быт —
Понять решили — из чего он состоит.
Взял Зевс Богов Гермеса с Аполлоном
И в колеснице едут к нам со склонов.
Вы уже поняли, что к нам едут Боги со склонов Древнего Олимпа.

Стук в дверь. Заходит Гермес (на ногах крылатые сандалии, на голове шлем с крыльями.)

Гермес: Здравствуйте, ребята! Я прибыл к вам со склонов Древней горы Олимп и привез вам письмо от Богов. Послушайте, что они вам пишут.

Здравствуй, Наша благословенная Земля. Благодарим тебя за трепетное отношение к записям, которые восстанавливают страницы истории из жизни планеты. Мы, Боги, жили на Земле более 300 веков назад, но по космическим меркам — это миг. Пусть люди, живущие ныне, поверят и поймут, что мы не вымысел, а реальная действительность прошлого времени. Олимп — место Священное. Я приглашаю Вас, ребята, посетить вместе со мной Древнюю Грецию.

Учитель: Ребята, давайте перенесемся из вашего реального, будничного мира в удивительный фантастический мир Древней Эллады, где живут и действуют мифологические герои. А поможет нам в этом Бог Гермес и знаменитый капитан Ясон. А отправимся в путь мы на корабле Арго.

Вместе с нами отправятся в путешествие и наши гости:
кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и иностранной филологии Семипалатинского государственного педагогического института — Демежанов Толеубек Мухамедиевич,
студенты факультета русской и иностранной филологии,
учитель русского языка и литературы школы № 4 — Осмаловская Наталья Владимировна,
директор нашей школы — Рахимгалиева Галина Семейхановна, завучи и учителя нашей школы.

Учитель: Путешествовать мы будем тремя командами. Выполняя задания, вы будете получать атрибуты от Богини справедливости — Фемиды и складывать их в шкатулки, которые имеются у вас на столах. В конце нашего путешествия подведем итоги.

Посовещайтесь и придумайте название для своей команды.

1 команда — «Аргонавты» — «Люди в туманную даль никогда не устанут пускаться, как за руном золотым, за золотою мечтой».

2 команда — «Нить Ариадны» — «Пусть же всегда путеводная нить Ариадны к жизненной цели отважных и смелых ведет».

3 команда — «Огонь Прометея» — «Вот вам огонь! Разожгите костры и согрейтесь! Свет и тепло пусть счастливыми сделают вас».

Учитель: Отлично, команды представились. Закройте глаза и приготовьтесь к путешествию во времени. Слышите музыку, это звучит песня аргонавтов из фильма «Хроника опасного путешествия».

Песня аргонавтов из фильма «Хроника опасного путешествия» Музыкальное сопровождение — песня аргонавтов из фильма «Хроника опасного путешествия»

Слайд 2, 3. Откройте глаза.

Звучит музыка Песня аргонавтов. Песня смолкает.

Слайд 4. Учитель: Вот мы и оказались, как греческие дети две с половиной тысячи лет тому назад, на теплом песке у городских ворот или на каменных плитах храмов и слушаем, как, нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары, слепые певцы — рапсоды начинали перед любопытными удивительные повествования.

Ученик в роли певца — рапсода Слайд 5

Слушайте, добрые люди, про то, что свершилось когда-то! Древним сказаньям внимая, последуйте верным приметам. Каждый, рожденный для жизни, быть может и смелым, и трусом; зло от добра отличать научиться должны мы сызмала! Слушайте ж, добрые люди, рассказы неспешные старцев. Каждый, кто в мире родится, свой подвиг исполнить обязан.

Слово учителя. Мы прибыли в Древнюю Грецию, чтобы получше узнать о жизни Богов и героев Знания о Богах и героях мы черпаем из мифов. А что же это такое МИФЫ? Предлагаю обсудить этот вопрос в командах и дать ответ.

Сообщение ученика 1

Мифы — это первая форма поэтического сознания народа. В них история народа, мечты, идеалы и вся жизнь в целом. Повседневная жизнь греков проходила в повседневном общении с богами. В сознании древних греков все силы и явления природы олицетворялись могущественными и бессмертными богами.

— А как греки представляли себе богов? Обсуждение.

Сообщение учащегося 2

Греки представляли богов в виде идеальных людей, обладающих всеми чувствами, свойственными человеку — радость, печаль, гнев, зависть, ненависть.

Первые, самые древние боги, были ужасны. Они своим видом и своими действиями внушали страх. Человеку были непонятны и страшны грозные силы природы. Природа казалась враждебной, готовой в любую минуту принести гибель или страдания человеку. Силы природы казались живыми существами, и они были страшны. Поэтому боги первого поколения были свирепы.

Учитель: Их уничтожили олимпийские боги — 2 поколение богов.

Сообщение учащегося 3

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети. И повелел он своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. Пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру; Геру; Аида; Посейдона. Чтобы спасти последнего ребенка — Зевса, Рея скрыла его от отца на острове Крит, а вместо него бросила в пасть Крону камень. Крон не заметил обмана. Зевс вырос и восстал против своего отца, заставив его вернуть на свет проглоченных детей. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. На помощь Зевсу пришли некоторые титаны и циклопы, выковавшие ему громы и молнии. И они победили, основавшись на Олимпе, никто больше не мог противиться их власти. Они могли спокойно править миром.

Учитель: В результате появилось 3 поколение богов, утвердившихся на Олимпе после борьбы с Кроном и титанами.

— Что это были за боги и как распределились обязанности между ними?

Ученик: Это были Зевс — бог грома и молнии, Посейдон — бог моря и Аид — бог царства мертвых. Эти боги несли в себе гуманистические идеалы.

Учитель: Вот мы вспомнили о богах и они как раз пожаловали к нам, чтобы познакомиться с современными школьниками и рассказать о себе. Мы должны узнать богов по тем сведениям, которые они нам поведают.

Задание 1 «Узнай меня» Работа в группах Запись в тетрадях, а капитаны готовят ответ на листах бумаги.

Выступления учащихся в роли богов

1. Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветра и дожди, молнии и гром — все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой — и поражу клятвопреступника пламенной стрелой. (Зевс) Слайд 6

2. Я родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь. (Гефест) Слайд 7

3. Ударю я трезубцем — и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как пушинки. Отложу свой трезубец — и утихают волны, спокойна гладь морская, и я на колеснице запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в свой дворец, где живу со своей женой Амфитритой. (Посейдон) Слайд 8

4. Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. В царстве мертвых катит свои волны реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых. Трехглавый пес Цербер сторожит вход в мое царство (Аид). Слайд 9

5. Из белоснежной пены морской родилась я, богиня любви и красоты. Я росла близ островов Кифары и Кипра. Куда не ступаю, всюду благоухают цветы. Дикие звери — следуют за мной. Как ручные. Я добра и нежна со всеми кроме, тех, кто любит самого себя. (Афродита) Слайд 10

6. Когда я, блистая красотой, в пышном наряде вхожу в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой Зевса. У меня есть любимая птица-павлин. Хохолок из перьев на голове птицы показывает, что она принадлежит к свите царице богов. (Гера) Слайд 11

Учитель:

— Олимпийские боги приглашали людей участвовать в их битвах со страшными гигантами, так появились герои.

— Подвиги каких героев вам известны?

Прометей, Персей, Сизиф, Тантал, Геракл, Дедал, Тесей.

В различных местах Греции складывались целые мифические циклы Слайд 12

Слайд 12

Задание 2

Посмотрите на карту Древней Греции и напишите в тетрадях (капитан готовит ответ от команды), с именами каких героев связаны следующие географические названия.

Учитель показывает на карте, дети пишут ответ

Остров Итака — Сказания о могучем Зевсе.

Аттика — Сказания о Тесее

Полуостров Пелопоннес — сказания о Пелопсе, давшем имя всему полуострову.

Северная Греция — сказания о Геракле.

Учитель: Молодцы. А какие легенды о Геракле вам известны?

Задание 3 Найдите ошибки в тексте. Слайд 13

Критский бык — первый подвиг Геракла. (седьмой). Для выполнения этого поручения царя Эврисфея Геракл отправился на остров Кипр (Крит). Эврисфей поручил ему привести в Афины (Микены) критского быка. Этого быка царю Крита Миносу, сыну Европы, послал бог неба (моря) Посейдон. Но царю Крита не хотелось приносить в жертву такого прекрасного быка — он оставил его в своем стаде. А в жертву Посейдону принес одного из своих быков. Посейдон разгневался на Миноса и наслал на подаренного быка бешенство. Геракл поймал быка, сел на его широкую спину и переплыл на нем через море с Крита на Пелопоннес. Геракл привел быка в Микены, но Эврисфей побоялся оставить быка Посейдона в своем стаде и отпустил его на волю. Этот спокойный (бешенный) бык пробежал через весь Пелопоннес на север и прибежал в Аттику, где его убил афинский герой Карм (Тесей). (6 ошибок)

Проверка задания Слайд 14

Учитель: В древнегреческих мифах запечатлено «детство человеческого общества». В своих мифах эллины проявили замечательное чувство красоты, художественное понимание жизни. Мифы Древней Греции много веков вдохновляли поэтов всего мира. В стихах Тютчева, Брюсова, особенно Пушкина мы можем найти много образов из мифов Эллады

Чтение наизусть стихов А. Пушкина «Орион», А.Блока «Амур»

Учитель: Многие художники часто обращались к мифическим сюжетам.

Показ слайдов. 15–19

Великие итальянские художники эпохи Возрождения

Боттичелли — «Паллада и Кентавр»;

Рафаэль — «Персей и Андромеда»;

Микеланджело «Нарцисс, смотрящий в воду»;

Выдающийся русский художник маринист Иван Константинович Айвазовский — «Путешествие Посейдона»

А кто был покровителем искусств, согласно мифам? — Аполлон

Задание. 4 Конкурс Аполлонов

Учитель: Известно, что у Аполлона были постоянные спутницы — музы. Напомню, их было 9
Я хотела бы пригласить от каждой команды по 1 Апполону.

А теперь задание для Аполлонов: Каждому Аполлону будут названы имена двух муз. Ваша задача найти на подносе атрибут для каждой из них, а также для себя. Муз можно выбрать из команды, вручив им атрибуты. На подготовку даётся 1 минута Слайд 20–22

Аполлон — лук и стрелы, лавровый венок, кифара
Каллиопа — муза эпической поэзии; навощенные дощечки, стиль, свиток пергамента
Евтерпа — муза лирики; флейта
Эрато — муза любовных песен; лира
Мельпомена — муза трагедии; трагическая маска
Талия — муза комедии; комическая маска, пастуший посох
Терпсихора — муза танцев; лира, лавровый венок
Клио — муза истории; свиток пергамента
Урания — муза астрономии; глобус

Учитель: Пока участники выбирают атрибуты, я предлагаю следующее задание «Стихи» . Задача каждой команды в стихотворный текст вставить имя богини или бога и выразительно прочитать его.

Время на подготовку 30 сек.

Слайд 23

Карточка № 1.

Еще я слышу вопль и рев Лаокоона,
В ушах звенит стрела из лука……. (Аполлона)
И лучезарный сам, с дрожащей тетивой,
Восторгом дышащий, сияет предо мной.

Карточка № 2.

Но что мне Розовых харит
Неисчислимые услады?!
Над морем встал алмазный щит
Богини воинов — ……… (Паллады).

Карточка № 3.

Средь серых скал в ущелье горном
На непреступной высоте,
В глухой пещерной тесноте
…… вздувает пламя горна. (Гефест)
Кузнец прославленный, он бьет
По гулко звонкой наковальне
И там, в норе высокой, дальней
Железо гибкое кует.

Проверим, как Аполлоны справились с заданием. Слайд 24

Учитель: Где, кроме литературы и истории, еще можно встретить имена мифических персонажей?

Сообщения учащихся

— В астрономии: названия планет солнечной системы, названия звезд и созвездий.

Слайд 25

Орион — одно из самых ярких созвездий. Названо в честь хвастливого охотника — героя древнегреческих мифов. Когда богам надоела безудержная похвальба Ориона, они послали Скорпиона, чтобы тот убил хвастуна, укусив его в лодыжку. Затем боги сжалились над Орионом и навсегда поместили его на небо, а созвездие Скорпиона нашло себе место в противоположном полушарии.

Андромеда. Цефей приковал свою прекрасную дочь Андромеду к скале, принеся ее в жертву Киту. В созвездии Андромеды, у ее талии, находится самый далекий объект, видимый невооруженным глазом, — туманность Андромеды.

Персей — созвездие рядом с созвездием Андромеды. Персей отправился спасать Андромеду. Ему предстояло сразиться со змееголовой Горгоной Медузой, один взгляд которой обращал все живое в камень. В левой руке Персей держит голову Медузы (созвездие Медузы). Персей освободил Андромеду, и они превратились в созвездия.

— Морские военные суда называют именами богов и героев: Слайд 26 фрегат «Паллада», «крейсер «Аврора», крейсер «Паллада».

Учитель: Образы древнегреческих мифов сохранились и в нашем языке. Мы не верим теперь, что существовали когда-то могучие великаны, которых древние греки называли титанами и гигантами, однако мы сейчас называем великие дела гигантскими.

Мы говорим: «сизифов труд», «нить Ариадны», «яблоко раздора», «танталовы муки», «ахиллесова пята», «кануть в Лету».

И без знания греческих мифов эти крылатые слова непонятны.

Задание «Состязание «Зевсов».

Команда выбирает выражение, обсуждает и один представитель команды — Зевс, защищает

Время на обсуждение 30 сек

Учитель после обсуждения: Символом могущества и неотразимой силы Зевса были громоносные стрелы. Всех, кто вступал с ним в борьбу — будь то боги или смертные, он поражал этими стрелами. Но если мифологический Зевс разит стрелами, то наш Зевс должен разить остроумием. Самые величественные, самые мужественные, самые смелые самые прекрасные, короче те, кто называется «Зевсом» вперёд!

Зевсы объясняют значение выражения. Ящик Пандоры, Ахиллесова пята, Сизифов труд.

III. Подведение итогов Выставление оценок. Комментирование

Учитель: Сегодня мы побывали в удивительно сказочном мире древнегреческих мифов. Мире бесстрашных героев, мужественных воинов, грозных и беспощадных богов. Блестяще сыграли все команды.

Давайте подведем итоги.

Команда Аргонавты заработала руно
Команда «Нить Ариадны» — нитей.
Команда «Огонь Прометея» — факелов.

IV. Рефлексия

А теперь как ни грустно, пора возвращаться домой. Для этого опять обратимся за помощью к нашему знакомому капитану Ясону.

Слайд 26 Звучит музыка.

Слышите, звучит музыка. Это русский квартет «Аккорд» воспевает красоту и величие святой греческой земли.

Музыка стихает

На обратном пути нам встретятся еще острова, которых нет на карте Древней Греции. Каждая команда заглянет на тот остров, который ей больше по душе и оставит для потомков записку на пергаменте, в которой вы должны отразить ваше впечатление от сегодняшнего путешествия и напутствие будущим путешественникам.

Обсуждение в команде. Выступления учащихся от команды

V. Домашнее задание

Составить в тетрадях кроссворд на тему «Мифы Древней Греции»

Категория: