Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок познания мира во втором классе «Свойства воды»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Новикова Наталья Григорьевна, преподаватель начальных классов. Стаж работы 23 года, 2 категория, Арыкбалыкская средняя школа, с. Арыкбалык, Айыртауского района Северо-Казахстанской области

Фото с сайта novavoda.ru

Цель урока: ознакомление учащихся с некоторыми физическими свойствами воды.

Задачи урока:

• Уметь определять свойство воды путем проведения опыта; применять навыки наблюдения, анализа, сравнения и формулирования вывода при проведении опыта.
• Развивать устную речь, внимание, зрительную память, пополнять словарный запас.
• Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу, воспитывать бережное отношение к воде, к природе в целом.

Тип урока: Практический урок (проведение опыта).

Методы и приёмы: частично-поисковый, беседа, проведение опыта, анализ-обобщение, обсуждение в группе.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, 10 стаканов, молоко, полоски бумаги: красная, жёлтая, синяя, чёрная, лимон, лук, 4 чашечки, платок, соль, сахар, пластиковая бутылка, ваза, песок, глина, капельки воды 4 (свойства воды), большие и маленькие капельки воды на весь класс, жёлтые листочки-листы самооценки.

Ход урока

1.Организационный момент

Психологический настрой на урок (звучит песня «Шишкина школа).

2.Мотивация

Сегодня мы будем говорить об одном из наиболее замечательных и таинственных чудес. Узнаем об этом чуде больше. Отгадав загадку вы узнаете что это за таинственное чудо.

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода)

Как звучит на казахском языке вода? На английском?

Слово вода будет ключевым словом в теме нашего урока. Ребята, расскажите что вы знаете о воде?

3.Актуализация знаний учащихся. Рассказывают дети о воде.

В каких трёх состояниях в природе находится вода? Я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать и назвать в каком состоянии находиться вода в жидком, твёрдом или газообразном состоянии.

На дворе переполох: с неба сыпется горох.
Съела шесть горошин Нина, у нее теперь ангина. (Град)

Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали,
А пошли искать их днем, ищем, ищем — не найдем. (Роса) жидкое состояние

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег)

Без рук, без ног
А вверх ползёт. (пар)

Над рекой, над долиной,
Повисла белая холстина. (туман) газообразное

Не колючий, светло-синий,
По кустам развешен..(иней) твёрдое

Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле (дождь) — в жидком состоянии

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою
На солнце её припечёт
Заплачет она и умрёт.

Мы с вами вспомнили, что дождь и снег и град и роса и иней и туман всё это вода, но только в разных состояниях.

4.Формулировка темы урока

Ребята, на нашу доску упали волшебные капельки воды. Соберите рассыпавшееся слово и сформулируйте тему нашего урока. Тема нашего урока «Свойства воды». Сегодня мы с вами отправимся в научную лабораторию и с помощью эксперементов будем проводить опыты с водой.

Ребята, какими же будут цели нашего урока?

Узнаем.......(Какими физическими свойствами обладает вода).

Определим.....с помощью эксперемента, опыта свойства воды

Ребята, что такое эксперемент — Что такое (эксперимент)? (проба, опыт, наблюдение).

А сейчас я приглашаю вас отправится в путешествие с капелькой воды, мы побываем в эксперементальной лаборатории. Проведём опыты и узнаем о свойствах воды. В нашей лаборатории нужно соблюдать технику безопасности.

1.Запрещается пробовать на вкус незнакомые вещества.
2.С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20-30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя.
3.Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
4.Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Как же мы будем исследовать воду?

У вас на лабораторных столах лежит план-инструкция согласно которой вы должны провести эксперимент. Из каких этапов состоит эксперимент?

1.Внимательно прочитать инструкцию или задать вопрос.
2.Подготовить необходимые материалы.
3.Выполнить эксперимент.
4.Описать результаты.
5.Сделать выводы.

• Определим правила, по которым работают учёные в группах.
• Старший научный сотрудник проводит опыт
• Помощник читает задание, вопрос.
• Эксперт заполняет таблицу, записывает вывод — свойство воды.

Практическая работа.

Группа № 1 Какова прозрачность воды?

Опусти ложку в стакан с водой. А затем опусти ложку в стакан с молоком. Что заметили? О каком свойстве воды это говорит?

Сделайте вывод: вода прозрачная

Рассуждение: когда я ложку опускаю в воду, то её видно. Когда ложка опускается в стакан с молоком, то её не видно.

Когда человек использует это свойство воды (когда рассматривает рыбок в аквариуме, на дне реки камешки ит. д)

Группа № 2 Какого цвета вода?

По очереди приложите полоски цветной бумаги к стакану и сравните их с цветом  воды. Можно ли сказать, что вода красная, жёлтая, синяя, чёрная? Что заметили? О каком свойстве воды это говорит?

Сделайте вывод. Вода не имеет цвета — бесцветна.

Рассуждение: Рассматривая полоски, мы увидили, что полоски имеют цвет, а вода нет.

Когда человек использует это свойство воды? (готовит пищу, пьём чай, компот)

Группа № 3 Какой запах у воды?

Распределите кусочки лимона, лука по чашечкам и довавьте немного воды в чашечку. Осторожно завяжи платком глаза своему товарищу. И осторожно по очереди подноси к его носу чашечки для определения запаха их содержимого. Понюхай жидкости в стаканах. Что вы заметили?

Сделайте вывод. Вода не имеет запаха.

Рассуждения: мы понюхали кусочки лимона и лука и определили, что лук и лимон имеет запах, а вода не имеет запаха.

Группа № 4 Каков вкус воды?

1.Разложите по чашечкам кусочки лимона, лука, сахара и соли.
2.Попробуйте воду. Какого она вкуса?
3.Попробуйте на вкус лимон, лук, сахар и соль. Опишите их вкус.

Что вы заметили? Какой можно сделать вывод? Вода не имеет вкуса.

Группа № 5 Какая форма у воды?

Налейте воды в пластиковую бутылку, затем перелейте в вазу, затем в блюдце. Какая форма у воды? Что вы заметили? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Вода в жидком и газообразном состоянии не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором она находится.

Опыт № 6 Может ли вода растворять вещества?

Налейте воды в стаканы. Положите в первый стакан ложку сахара. Размешайте. Что происходит с сахаром в воде? Сделайте тоже самое с солью, песком, глиной. Что вы наблюдаете? Какие выводы можно сделать?

Вывод: существуют растворимые и нерастворимые вещества.

Опыт № 7 Каким свойством обладает вода в жидком состоянии?

Из стакана вылейте воду в блюдце, наклоните блюдце. Что вы видите?

Другое блюдце со льдом наклоните его. Что происходит?

Сделайте вывод: В жидком состоянии вода...................текуча.

Ребята я хочу вам рассказать ещё об одном удивительном свойстве воды — вода имеет память. Сейчас я вам это докажу.

Теперь давайте подведём итог наших исследований.

Какое вещество было объектом исследования? Какими физическими свойствами она обладает?

Сейчас чтобы закрепить наши знания о воде, нужно составить синквейн со словом вода.

6. Итог урока.

О чём говорили на уроке? Окаких свойствах воды вы узнали? Спомощью чего мы определяли свойства воды?

Самооценка учебной деятельности. Возьмите зелёные листы. Это листы самооценки. Оцените свою работу на уроке.

— Я все задания выполнял быстро и без ошибок.

— Я своими ответами приносил пользу всей группе.

— Я был активным в течение всего урока.

— Я достиг целей, поставленных в начале урока.

Сколько предложений вы отметили? Мы должны стремиться к тому, чтобы все предложения были вами отмечены.

Посмотрите у вас на партах лежат капельки воды — большие и маленькие. Давайте устроим дождик.

Большая капелька будет обозначать, что урок понравился, было интересно. Маленькая капелька будет обозначать, что возникли трудности, не всё было понятно.

Подумайте и поднимите свою капельку. Какой замечательный дождик у нас получился. Мы по капельке соберем одну большую каплю, потому что воду надо беречь и заботиться о ее чистоте.

А закончить урок мне хотелось бы словами Антуана Сент-Экзюпери

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты — сама жизнь... Ты самое большое богатство на свете».

Категория: