Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок-повторение в 10 классе по русскому языку «Употребление наречий в речи»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Бекмуратова Лунола Маратовна учительница русского языка и литературы 1 категории СШ имени Курмангазы Атырауская область, Курмангазинский район, село Уштаган

Цель и задачи: систематизировать и углубить полученные знания о наречии; закрепить умение находить наречия в тексте; отработать умение использовать наречия в речи; продолжить формировать коммуникативные навыки; развивать творческие способности учащихся; воспитать интерес к изучению русского языка.

Тип урока: урок повторение изученного

Форма: групповая

Метод: наглядный, частично-поисковый

Оборудование: ИКТ, карточки с заданиями, жетоны

Ход урока:

I. Организационный этап

Подготовка и настрой класса к уроку. Целевая установка.

II. Актуализация знаний по теме

Ответы учащихся на вопросы помощью выбора ячеек на интерактивной доске.

III. Работа с таблицей. Заполните таблицу наречиями, укажите вопросы

Составьте 3-4 словосочетания. Определите вид синтаксической связи.

Безответственно, безразлично, бескорыстно, накануне, некогда, робко, неподалеку, назло, вдали, впереди, сегодня, внимательно, задолго, вблизи, справа, здесь, вверху, сгоряча, нарочно.

IV. Кто быстрее? Конструирование предложений

На школьном вечере было..., а интересно. Заниматься спортом..., а полезно. Учить английский язык..., а трудно. Мой друг живет..., а далеко. Ученик говорил не громко, ...

Слова для справок: а тихо, не вредно, не легко, не скучно, не близко.

V. Заменить фразеологизмы наречиями или сочетаниями наречий:

Команда «подснежники»

1. Плечом к плечу→
2. За тридевять земель→
3. Ни свет ни заря→
4. Кот наплакал→
5. В час по чайной ложке→

Слова для справок: мало, далеко, рядом, рано, медленно.

Команда «тюльпаны»

1. Сломя голову→
2. Слово в слово→
3. Смотреть в оба→
4. Спустя рукава→
5. Так себе→

Слова для справок: внимательно, быстро, точно, ни хорошо ни плохо, плохо.

VI. Словообразовательный разбор

Задание: соединить части нескольких слов в одно и получите слово — наречие.
Например: поговорить — приставка, космос — корень, синонимический — суффикс, руки -окончание. Ответ: по-космический.

Команда «подснежники»

1. Нарисовать — приставка, отъехать — приставка, машет — корень, мышь — конец слова.
2. Убежать — приставка, вера — корень, современный — суффикс, весело — суффикс.
3. Поехал — приставка, Казахстан — корень, дружески — суффикс.

Команда «тюльпаны»

1. Дописать — приставка, сухой — корень, добела — суффикс.
2. Побежишь — приставка, твой — корень, синему — окончание.
3. Поспешишь — приставка, малый — корень, предлог у.

VII. Синтаксический разбор

Прочитайте текст, выпишите наречия. Какими членами предложения они являются?

Темное небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснилась грудь, вдыхая тот особенный и свежий запах летней ночи. Кругом не слышалось никакого шума. Изредка плеснет большая рыба, слабо зашумит тростник, слегка поколебленный набежавшей волной. Одни огоньки тихонько потрескивали.

VIII. Беседа по вопросам

  • Сколько наречий в данном тексте? Восемь
  • Назовите эти наречия. Торжественно, высоко, сладко, кругом, изредка, слабо, слегка, тихонько.
  • Какими членами предложения они являются? Обстоятельствами.

IX. Выполнение разноуровневых заданий

1-уровень

1. Наречие-это..., обозначает..., отвечает на вопросы..., ..., ...
2. Выпиши из предложений наречия:
Учить русский язык нелегко. Заниматься спортом полезно. На уроке нам было интересно.
3. Образуйте от прилагательных наречия при помощи суффикса —о. Например: прекрасный-прекрасно.
Медленный, быстрый, глубокий, теплый, грустный, печальный, веселый.
4. Выпиши наречия из предложений:
Учиться никогда не поздно. На востоке Казахстана часто бывают морозы. Наша школа находится недалеко от школы.
5. Образуй от прилагательных наречия.  Например: громкий-громко.
Поздний, ранний, скучный, далекий, близкий, приятный, долгий.

2-уровень

1. Запишите слова в два столбика: с суффиксом а и о:
Дотемн..., досрочн..., справ..., досыт..., влев..., издавн..., затемн..., снов..., засветл...
2. Запишите слова в два столбика: с суффиксом а и о:
Искос..., наглух..., изредк..., занов..., добел..., досух..., вправ...
3. Найдите в каждом ряду «третий лишний»

Вверх, высоко, вниз.
Вокруг, направо, налево.
Медленно, быстро, грустно.
Издалека, высоко, низко.
Досуха, дочиста, добровольно.

3-уровень

1. Дополни ряды наречий:

Наречия образа действия (Как? Каким образом?) тихо, смешно, ...,...
Наречия места (Где? Куда? Откуда?) близко, слева,.., ...
Наречия времени (Когда?) поздно, днем, ..., ...

2. Подбери антонимы к словам: направо-..., вверх-..., быстро-..., устно-..., близко-..., глубоко-..., темно-...
3. Подбери антонимы вместо пропущенных слов:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь...
Скажу я слово далеко, а ты ответишь-...
Скажу я слово потерял, и скажешь ты-...
Скажу теперь я слово трус, ответишь ты: ...
Теперь начало я скажу, ну, отвечай: ...

Слова для вставок: близко, смельчак, низко, нашел, конец.

5. Образуйте наречия при помощи приставок по-, во-, в-, суффиксов -ому, -ему, -ски, -ых, -их.

Честный, настоящий, зимний, казахский, дружный, первый, флотский.

X. Подведение итога урока. Оценка знаний учащихся

XI. Задание на дом: используя наречия написать эссе о своем селе

Категория: