Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок математики в 4 классе на тему: Пути решения логических задач разными способами

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Жанзакова Баркыт Бакытовна, учитель начальных классов, вторая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Степнинская начальная школа» СКО Мамлютский район, село Степное

Жанзакова Баркыт Бакытовна

Цель урока: формирование познавательной активности и познавательного интереса учащихся, развитие пространственного воображения, математической интуиции, логического мышления, математических и конструктивных способностей.

  • отработать умение анализировать и решать задачи, закрепление изученного материала;
  • развитие умения использовать правила умножения и деления при решении задач и примеров;
  • воспитание уважения друг к другу;
  • развитие наблюдательности, внимания, логическое мышление;
  • воспитание чувства взаимопомощи, привитие интереса к изучению математики.

1.Орг. момент

Психологический настрой.
Мы — умные!
Мы — дружные!
Мы — внимательные!
Мы — старательные!
Мы — отлично учимся!
Всё у нас получится!

Ход урока:

— Ребята, сегодня мы с вами присутствуем на необычном занятии. Сегодня мы с вами учимся решать некоторые виды логических задач.

Наше занятие будет проводиться в форме соревнования среди трёх команд.

Сегодня ценится не только быстрота выполнения задания, но во-первых, правильность выполнения и во-вторых, умение доказать свой результат.

Веселая разминка

  • Назовите число, которое на один меньше, чем дней в неделе?
  • Какое число на два больше, чем месяцев в году?
  • Две девочки шли в школу и встретили по дороге троих девочек, которые шли на встречу. Сколько девочек шло в школу?
  • Какое число было три дня назад?
  • Какой день недели будет послезавтра?
  • Летело стая сов, семь небольших и одна большая.

Сколько птиц было?

Продолжаем работу над ребусами.

Для того, чтобы решить сегодняшние ребусы введите название цифры в состав слова.

ПО2Л, 100ЛБ, 100П, СЕС3ЦА, 7Я, С3Ж,

Продолжаем работу над задачами содержащими геометрические задания.

  • Посчитай: Сколько треугольников в данной фигуре?
  • Раскрась фигуры так, чтобы квадрат был на круге. Круг был в квадрате.
  • Найди закономерность. Дорисуй недостающие фигуры.

Алгоритм выполнения:

1. Будь внимательным и наблюдательным.
2. Определи фигуры, указанные в задании.
3. Просчитай, сколько раз фигуры встречаются в строках и столбцах.
4. Определи недостающие фигуры.
5. Дорисуй их.

Продолжи ряд чисел 1, 3, 5,………

Алгоритм выполнения:

1. Внимательно посмотри на число.
2. Сравни между собой первое и второе число.
3. Определи на сколько единиц одно больше или меньше другого.
4. Сравни между собой второе и третье число.
5. Определи на сколько единиц одно больше или меньше другого
6. Выведи разницу между числами.
7. Добавляй эту разницу к следующему числу

— Ребята, сейчас мы отправимся в путешествие, возьмём с собой все знания и умения.

— Далеко-далеко, за морями есть страна Арифметика. Живут в ней числа. Пошли они в путешествие по стране и заблудились. Просят они помощи у вас, ребята. Поможем им добраться обратно до королевства?

Вот карта страны Арифметики. Вы видите, что мы должны преодолеть огромный лес, который пересекают реки Игровая, Подумайка, деревня Задачкино.

— Итак, мы отправляемся в путь!

А кто мне сможет сказать, какое сегодня число! Открываем тетради и записываем сегодняшнее число. Классная работа.

К доске вызываются 2 ученика. Работа по рядам.

1 ряд                                     2 ряд                                     3 ряд
1. Увеличь на 8                     Уменьшить в 6 раз                 Увеличить в 4 раза
10, 32, 21, 8                          12, 24, 36, 60                          6, 8, 9, 5

Делаем проверку.

2. Реши задачи устно:

А) Три подружки, три сестрицы заплели по 2 косицы…. Задаю я вам вопрос: сколько получилось кос? (3 * 2=6)

Б) Три бельчонка маму-белку ждали около дупла. Им на завтрак мама-белка 9 шишек принесла. Разделила на троих, сколько каждому из них? (9: 3= 6)

— Молодцы, всё правильно! Вы успешно выполнили задания данные рекой Игровая. Двигаемся дальше!

3. Работа над темой урока.

— Следующая река, через которую мы должны переправиться, называется Подумайка. Значит, вам нужно быть ещё более внимательными. Она приготовила вам задания с Фигурами. Кто скажет, что нужно вам найти? (Периметр, площадь)

— Правильно. Приступаем к заданию.

— Отлично, вы очень быстро нашли площадь и периметр каждой фигуры.

4. Физкультминутка

— А теперь немножко отдохнём.

1) Отгадать зашифрованные слова.

НЕЙЛИКА — линейка
ДАШРАНКА — карандаш

2) Разгадать ребусы:

ТЕ100        ЛИ100К      Па,3Ж

3) Решение задач

Волк пригласил на свой день рожденья трёх поросят, семерых козлят и Красную Шапочку. Сколько аппетитных гостей волк пригласил на свой день рожденья? (3 + 7 + 1 = 11)

5. Продолжение работы над пройденным материалом.

— И вот мы подошли к деревне Задачкино. Жители этой деревни всем предлагают решить задачи. Но не все с этим справляются, а вы справитесь?

— Вот она.

В соревнованиях участвовало 6 команд. В каждой команде по 4 мальчика и 3 девочки. Сколько всего человек принимало участие в соревнованиях? Составление короткой записи:

Мальчиков — 6 команд по 4 человека
Девочек — 6 команд по 3 человека.
4 * 6 = 24 (мальчика)
3 * 6 = 18 (девочек)
24 + 18 = 42 (всего)

— Давайте составим выражение, используя два способа:

1 способ — (4*6)+(3*6)=42
2 способ — (4+3)*6=42

— Вот цифры и добрались до королевства Арифметики, конечно, благодаря вам и вашим знаниям. А в знак благодарности они вам всем послали подарок. А что там зашифровано я не знаю, давайте всем вместе выясним.

6. Графический диктант.

Отступите вниз от последней записи 2 клеточки, а от полей 3 клеточки вправо и поставьте точку.

3 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки влево, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз, 3 клетки влево, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки влево, 3 клетки вверх. (должна получиться цифра 5)

— Молодцы!

7. Рефлексия — Скажите, ребята, вам понравилось наше путешествие? Покажите, какое у вас настроение.

Категория: