Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок литературы в 10 классе «Чтобы душа была жива»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Бурасова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Гимназия „БЭСТ“», г. Петропавловск СКО

Фото с сайта opalevalara.ucoz.ru

(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Цель: осмысление причин крушения теории Родиона Раскольникова.

Задачи:

  • развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать её безнравственную, антигуманную сущность;
  • учить пониманию идейно-художественного замысла писателя через анализ художественных деталей;
  • развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза в постижении идеи произведения;
  • воспитывать чувство сострадания к ближнему, уважение к гуманным заповедям, стремление к сохранению нравственных законов в себе, неприятию насилия во всех его проявлениях.

1. Сильное эмоциональное начало

В начале урока учитель наливает в стакан воды и отпивает глоток.

— Легко ли мне было делать то, что я сделала?

Да, потому что все действия, связанные с удовлетворением наших основных потребностей, для нас просты и естественны.

— Какое выражение существует в русском языке для данной ситуации?

«Легко, как воды напиться»

— Можно ли применить это выражение по отношению к действиям Родиона Раскольникова?

(Нет).

— Почему? В чём состоит преступление и наказание Раскольникова? Мы попытаемся выяснить на уроке.

Тема урока «Чтобы душа была жива»

 

Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести. И ужаснее всего, что мы никогда не знаем, кого из них любим, кому больше желаем победы.
Д. С. Мережсковский

Для того чтобы разобраться, в чем состоит преступление и наказание Р. Раскольникова, обратимся к причинам, побудившим его совершить преступление.

— Каковы причины, побудившие Раскольникова совершить преступление?

Путь Раскольникова к преступлению:

  • душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации;
  • безмерная гордость и уверенность в своей исключительности;
  • разговор студента и офицера в распивочной;
  • «случайности», подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладова, письмо от матери, опозоренная на бульваре девочка, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой).

Скорбь за страдающее человечество подталкивает Раскольникова на убийство.

Но, несмотря на то, что эти эпизоды вызывают у главного героя боль и страдание, как ни парадоксально, он больше уверовал в правоту своей теории на право называться сильной личностью.

— В какой обстановке родилась теория Раскольникова?

Затхлая атмосфера Петербурга. Комната — шкаф, комната — гроб.

— Какую цветовую гамму вы бы выбрали для передачи идей Раскольникова?

Чёрные, серые тона. Почему?

Теория Раскольникова мрачная, пессимистическая и нежизнеспособная.

— В чём заключается суть теории Раскольникова о «двух разрядах» людей?

Люди по закону природы, делятся на два разряда:
на обыкновенные на необыкновенные
т. е. материал, служащий единственно для зарождения себе подобных. Они господа настоящего которые имеют право переступить через закон, потому, что они необыкновенные. Им можно пролить «кровь по совести». Они – господа будущего. Наполеон, Магомет

Мысль о праве сильной личности родила у Раскольникова желание самому вступить в число «избранных», «великих».

— Как Вы относитесь к проектам, воплощенным только на бумаге?

— Бумага всё стерпит.

— Написать не значит сделать.

— Существование теории на бумаге ассоциируется с её оторванностью от жизни.

На рулон с теорией Раскольникова кладётся тяжёлый свёрток, сминающий бумагу.

— Как Вы думаете, что это?

Топор. Настоящий топор.
Бумага с теорией и топор.
Вы чувствуете контраст?

— Что символизирует топор?

— Топор — это реальность, разрушившая абстрактную логику рассуждений героя.

— Тяжесть топора — тяжесть роли судьи, взятой на себя Раскольниковым.

— Топор — символ отсечения, отчуждения героя от общества, от мира людей.

Проследим за поведением Раскольникова, совершившего преступление.

Дома должны были подготовить пересказ от лица героя.

— Почему страдает и терзается Раскольников после преступления?

Совершив преступление, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения с окружающими. Он вынужден постоянно, на каждом шагу лгать себе и другим. Эта ложь опустошает душу героя. Преступление отрезает его от людей, обрекает на одиночество.

Вывод.

Такая душевная неопределенность невыносима для живого человека. В поисках выхода из неё и скрывается психологическая причина странной тяги Раскольникова к следователю Порфирию Петровичу.

Защита проекта по теме «Три встречи — три поединка Раскольникова с Порфирием Петровичем».

— Почему Порфирию Петровичу так и не удалось убедить Раскольникова сделать явку с повинной?

Раскольников не признает себя виновником перед юридическими постановлениями. В чём я виноват перед ними? Они и сами миллионами людей изводят.

— Почему не Порфирию, а Соне он поведал свою страшную тайну?

Потому что Порфирия Петровича менее всего интересовал живой, страдающий, потерявший, ищущий защиты и покровительства человек. В Соне Раскольников встретил заботливый взгляд. Хотел найти союзницу по преступлению.

Обратимся к видеосюжету.

Сравним поведение Сони и Раскольникова в сцене признания: в чём проявляется слабость Родиона Раскольникова и сила Сони?

Слабость Раскольникова заключается в том, что он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия, но самое главное убивает в нём человека. Соня же идёт по другой дороге. Она смиряется и страдает. Её жизнь строится по законам самопожертвования. Если Раскольников живёт разумом, Соня руководствуется сердцем и верой в Бога.

Почему именно легенду о Лазаре выбирает Раскольников?

Это тема идет как символ обновления нравственного, однако присутствует здесь и намёк на смысл буквальный, телесный, что включить цитирование эпизода с воскресшим Лазарем в ряд упоминаний о «спертом духе». В смердевшем и воскресшем, победившем свою природу, свою погибшую телесность, Лазаре скрыт основной смысл произведения. По — Достоевскому, человек должен переродиться, должен перемениться физически.

Схема.

Человек
     /
Должен перемениться физически

— Какие аргументы «необыкновенного человека» опровергает «слабенькая» Соня?

Слабенькая Соня, читая Евангелие, пытается вернуть Раскольникова к жизни, не случайно она подарила ему кипарисовый крестик (Лизаветы), тем самым она пытается возродить его к жизни. Соня говорит ему, иди и поклонись всему честному народу, поцелуй землю.

Продолжение схемы.

                  /
Возрождение душевное

Дома вы должны были составить киносценарий по теме «Покаяние Раскольникова на городской площади».

— Искренне ли покаяние Раскольникова?

Он только вступил на путь раскаяния (не смог нести один эту страшную тайну), но до конца своей вины ещё не осознал. Настоящее раскаяние придёт на каторге.

Что есть преступление и наказание по Достоевскому?

Преступление — это совершение уголовного преступления, осознание собственного нравственного закона о праве сильной личности

Наказание — не в муках совести, а в идейной неготовности героя отказаться от своей теории.

Вывод.

Проходят годы, десятилетия, жизнь летит стремительно, не исключено, что найдётся человек, подверженный подобному безумству, который думает, что ему всё дозволено.

Человек! Остановись! Открой роман Достоевского, и ты поймёшь, на что себя обрекаешь.

Домашнее задание:

Составить план по теме «Теория идеи Раскольникова и её крах».

Жили в этом жестоком мире два человека: Родион и Соня (эссе).

Литература

1. Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1989. Т. 5.
2. Золотарёва И.В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по литературе. 10 класс II полугодие. 3-е издание, М.: «ВАКО», 2004, 416 с.

Категория: