Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок литературы: «Брат на брата, сын на отца»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Гайфуллина Дина Александровна учитель русского языка и литературы, 1 категории СОШ № 23 г. Экибастуза

Фото с сайта malikutak.blogspot.co.uk

Художественная концепция гражданской войны в «Донских рассказах» М. Шолохова

Цели:

  • ученик определяет основную проблематику и духовно-нравственную основу в рассказах М. Шолохова;
  • ученик развивает умение формулировать проблемы и находить способы их разрешения;
  • ученик воспитывает нравственность.

Оформление: стенд «Героика гражданской войны».

А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
М.Волошин

Ход урока

— Сегодня мы приступаем к изучению «Донских рассказов» М. Шолохова. Но сначала давайте поразмышляем о смертном грехе.

1. Evocation Свободное письмо по ключевым словам.

Режим: инд. — (5)
групп. — (2)
колл. — (3)

 «Смертный грех»

Противостояние
братоубийство
не убий
изуверство
заповеди

 

Работа со стендом «Героика гражданской войны».

Обратите внимание на стенд. А свободное письмо вы писали о смертном грехе? Сопоставьте столь различные заголовки. Какие выводы напрашиваются? Учащиеся: — Заглавия содержат в себе противопоставления, но это всё имеет прямое отношение к рассказам писателя, к картинам бессмысленной жестокости.

2. Realisation of meining

Режим:
инд. — (2)

1. Историческая справка (сообщение учащегося).

Гражданская война — это вооруженная борьба за власть внутри страны, между гражданами одного государства. Иными словами, это борьба внутри нации, народа, между земляками, соседями, близкими родственниками.

Официальные рамки гражданской войны 1918—1920 гг.

Расстановка социальных сил в годы гражданской войны.

«Красные» — часть пролетариата, беднейшее крестьянство, часть интеллигенции.

«Белые» — буржуазия, помещики, часть офицерства, часть интеллигенции, зажиточное и среднее крестьянство.

Война вошла в каждый дом. И порой люди становились под знамена красных и белых под воздействием обстоятельств. Жизнь так сложилась. Эта война сделала врагами не только бедных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врагами родных людей.

Донское казачество всегда отличалось вольнолюбивым характером. В начале XX века большую часть казачества представляли середняки, зажиточные казаки, владевшие земельными наделами. Поэтому после Октябрьской революции они оказывали активное сопротивление советской власти.

Как раскрывается тема гражданской войны в рассказах М.Шолохова?

2. Дневник двойной записи.

Режим:
групп. — (7)
колл. — (6)

Приведите примеры острых психологических моментов, аргументируя их выбор (по рассказам «Родинка», «Продкомиссар», «Алёшкино сердце», «Бахчевник», «Чужая кровь»).
Каждая группа получает задание по одному из рассказов.

Ключевые моменты

Аргументы

 

1. – Сынок!...Николушка!...Родной!...

Кровинушка моя…

– Да скажи же хоть слово! Как же это, а?

 

2. а) – Ты мне не сын, я тебе не отец.

За такие слова на отца трижды будь 

проклят, анафема.

…Не умру, сохранит матерь божия, –

своими руками из тебя душу выну.

б) – Не серчай, батя…

Подождал ответа.

Тишина.

–  Раз… два…три!...

в) – Брось пацанёнка! Чуешь, бисов сын?

Брось, бо можут споймать нас!..

Догонят – зарубают!

– Не брошу мальчонку, замёрзнет!..

Отвяжись, старая падла, убью!

 

3.  а) –  А я живой, тётя…

Не убивай меня...    Я не буду.

б) – Понял Алёшка, что ему надо

делать…На гранату блестящую, на

бутылку похожую, лёг он животом,

лицо ладонями закрыл…

 

 

4.  а) – Затаив дыхание, подошёл Митька к

кровати, остановился, прислушиваясь 

к булькающему храпу отца.

б) – Протянул Митька руку к подушке,

а у  самого сердце не останавливалось:

тук-  тук- тук.

в) –  Упал на колени Митька, руки

&материны целовал, глаза, залитые

чёрной  кровью. Обнял голову, а на

пальцах кровь и комочки белые и

слизистые.

г) – Качаясь прыгнул Митька, цепко

ухватил стоящий у стенки топор,

ухнул от внезапно нахлынувшего

удушья и, с силой взмахнув топором,

ударил отца в затылок..

 

Убийство сына, нарушение заповеди

«Не убий».

 

 

Семейная драма, нарушение законопослушности.

 

Проклятие.

 

 

Осознание своей неправоты.

Однако не отказывается от казни своего отца.

Спасение ребёнка – сироты.

 

Искупительная смерть.

 

 

 

Сила детского отчаяния и страх смерти.

 

 

Доброта детского сердца, способность к самопожертвованию.

 

 

 

 

 

 

Отчаянный поступок.

 

Страх быть застигнутым отцом.

 

 

Горе Митьки, увидевшего забитую до смерти мать.

 

 

 

 

 

 

 

 

Страшная картина убийства отца.

 

5. а) – Сынок! – позвал Гаврила     вполголоса. 

– Петро!.. Сыночек!

 

б) – Нагнулся Гаврила над белокурым и

дрогнул от жалости. Лежал перед ним

мальчишка лет 19, а не сердитый,

с колючими глазами продкомиссар.

 

в) – Прощай, родимый!..

Солнышко ясное смеркнется без тебя  у нас.

Ну, прощай!.. Прощай, сынушка!.

       

 

 Огромное горе отца, потерявшего сына.

 

  

Жалость к поверженному врагу, сила человеческого всепрощения.

 

 

 

Огромная сила любви и тяжесть расставания.

 

 

 

— Исследователь творчества Шолохова Ф. Бирюков писал: «Страницы рассказов густо окрашены кровью».

— Почему столько горя в рассказах Шолохова? (Нарушение нравственных законов).

— Есть ли в рассказах писателя победители? (Нет).

— А какую позицию занимает сам писатель, изображая страшную, братоубийственную войну?

— На чьей он стороне?

3. Работа с эпиграфом.

— Как вы думаете, почему к сегодняшнему уроку взяты именно эти строки?
(Выражают отношение Шолохова к героям своих рассказов).

4. Дискуссионная карта

Режим:
групп — (7)
колл. — (5)

— Показывает ли писатель возможность избежать братоубийство, выход из кровавого месива человеческой жестокости?

Да Показывает ли Шолохов выход из кровавого месива человеческой жестокости?

 

Да

Показывает ли Шолохов выход из кровавого месива человеческой жестокости?

 

Нет

 

1. Несчастный Алёшка, не задумываясь, ложится на гранату, чтобы спасти девочку.

2.Очкастый комиссар бросается спасать Алёшку.

3.Игнат ценой своей жизни спасает ребёнка.

4.Мать Митьки кормит пленных красноармейцев.

5. Старик Гаврила прощает своих врагов, полюбив Николая, как родного сына.

 

 

1. Почти в каждом

 рассказе совершается братоубийство.

Белый атаман убивает сына-красноармейца.

Игнат отдал приказ на расстрел отца.

2. Даже дети совершают преступления.

Митька лишает жизни родного отца.

3. Анисим Петрович забивает до смерти свою жену.

4.Люди – звери. В них нет человеческого сострадания.

5. Родная кровь – для них пустой звук.

 

Запишите свою точку зрения.

Примерный вариант ответа. У героев Шолохова есть выход из кровавого месива человеческой жестокости. Только сам человек может изменить окружающий мир. А для этого он должен подняться над обидами, забыть о горе, научиться прощать врагов и любить ближнего, то есть попытаться вернуться к жизни по законам нравственности.

3. Reflection

Возможен выход на различные техники:

1. Дебаты (при разных точках зрения).
2. Синквейн
Режим: инд. (3)
групп. — (2)
колл. — (2)

— А сейчас постарайтесь дать свою оценку войны, изображённой в рассказах М. Шолохова.

Война
Жестокая, братоубийственная
Губит, зверствует, умерщвляет
Кровопролитие, калечащее души людей
Зло

— Отрадно отметить, что ваша оценка войны во многом совпадает с оценкой писателя.

—  «Война, несущая страшное зло в человеческий мир, калечит души, лишает людей высшего духовного смысла жизни», — считал Шолохов. К сожалению, проблемы, поставленные в рассказах писателя, становятся актуальными и в наше время. Всегда помните, что «там, где царит насилие, — царит горе и льётся кровь».
В. Гроссман.

Домашнее задание. (1)

  1. Сочинение-миниатюра: «О чём заставляют задуматься рассказы М. Шолохова?»
  2. Образ жестокости и человечности в рассказах М. Шолохова (диаграмма Венна).
Категория: