Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок изобразительного искусства в 1 классе: Тема: «Графика. Волшебная линия»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Третьякова Елена Михайловна учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры, стаж работы — 25 лет, высшая категория КГУ Школа-гимназия № 95, г. Караганда

Третьякова Елена Михайловна

Цель: оздание условий для знакомства учащихся с видом изобразительного искусства — графика.

Проблема: можно ли в графике передать красоту окружающего мира? Каким образом?

Задачи:

  •  повторить жанры изобразительного искусства — натюрморт, пейзаж при путешествии в музей; познакомить учащихся в ходе беседы, игровых ситуаций, анализа произведений искусств с графикой, а также с выразительными средствами графики; выявить отличия между живописными и графическими изображениями; выполнить образы деревьев различными линиями, используя графические средства изображения;
  •  развивать внимание, познавательный интерес, фантазию, графические навыки; умение работать в паре, в группе;
  •  воспитывать эстетический вкус, стремление к красоте, коммуникативные навыки.

Ожидаемый результат — первичные знания о графике, графический рисунок деревьев.

1. Организационный момент

2. Психологический настрой

Приветствие.

Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
Будем изобразительное искусство изучать
Творчество и фантазию развивать.

3. Ход урока

Повторение, закрепление пройденного материала.

Мы с вами ребята живём в удивительном мире, мире добра и счастья, в мире ярких, различных цветов и оттенков, в мире красоты. Человеческое сердце и душа воспринимают эту красоту и отображают е в произведениях искусства — в музыке, литературе, живописи и тд. Вот сейчас мы с Художником — Живописцем отправимся в небольшой музей, для того, чтобы проверить наши знания. В нашем музее небольшая коллекция произведений художников. Внимательно посмотрите и найдите среди картин:

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется _______________ (пейзаж)

— Найдите картины, изображающие пейзаж и прикрепите карточку с буквой «П». (репродукции картин художников разных жанров на доске)

— Так что же такое пейзаж?

— Какой может быть пейзаж? (ответы уч-ся)

Задание № 2

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе.
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это _____________________ (натюрморт)

— Давайте в нашем музее найдём картины художников, изображающие натюрморт. (работа учащихся у доски, прикрепить к репродукции карточку с буквой «Н»)

— А кто помнит из вас, как называли художники давным-давно натюрморты? (завтраки)

— Какой натюрморт мы рисовали на прошлом уроке? Что разместили мы на плоскости стола? (ответы уч-ся и показ работ)

4. Новая тема. Вводная беседа

Сегодня к нам на урок пришёл ещё один художник. Посмотрите и поприветствуйте его. Чем, на ваш взгляд, он отличается от Художника — Живописца? (работа в группах, ответы спикеров)

Это Художник-График. Сегодня мы познакомимся, как он работает, какие изобразительные средства использует, и увидим результат его и вашего творчества.

А пока послушайте маленькую историю.

«Как-то раз вышел спор между красками, кто из них красивее и ярче всех. Стали они наперебой себя расхваливать. Рядом стоял и молчал Простой Карандаш. — А, что это ты молчишь? Нечем похвалиться? — стали посмеиваться над ним краски. Он обиделся и молча, отошёл от них.

— Неужели я такой не красивый, загрустил карандаш. Неужели я никому не нужен и никто не захочет рисовать мной?»

— Ребята, а как вы считаете? Какой простой карандаш, если какая-то польза от него? (работа в группах, обсуждение в парах, выступление спикеров)

— Вы хотели бы узнать, что же случилось дальше?

«Пришел Художник. И вдруг на глазах у ярких красок он взял простой карандаш. Он начал рисовать удивительные рисунки — портреты, пейзажи, животных, натюрморты. Окружили Художника краски и стали ахать: „Какая красота! Какие линии, какие интересные переходы и формы! Как мы раньше этого не замечали“ А художник рисовал до самого вечера. Много замечательных работ создал он, используя только простой карандаш. (Показать детям на доске графические рисунки различных жанров)
Перестали больше хвастаться и зазнаваться краски. Они стали с уважением смотреть на своего скромного, простого друга.»
А рисунки, которые создал Художник, называются — Графикой.. Вот чем занимается наш Художник — График..

5. И тема сегодняшнего нашего урока «Графика. Волшебная линия»

Так, что же такое графика?

Графика — это произведение искусства (рисунки), выполненные графическими средствами.

Показ графических средств учащимся — простой карандаш, цвет. карандаши, восковые мелки, уголь, сангина, соус, сепия, тушь, перо, фломастеры и тд.

— Посмотрите на доску, так чем же отличаются живописные картины от графических рисунков? Что может быть главным в живописи и в графике?
(работа в группах, ответы спикеров)

В переводе слово «графика» означает «пишу, черчу, рисую». Но почему именно это слово? Посмотрите на простой карандаш. Внутри деревянной оболочки — камень — графит, вот поэтому рисунки, выполненные графитом стали называть графикой. Но не всегда графика бывает черно-белой, она бывает цветной. Такой рисунок можно получить благодаря цветным мелкам, цветным карандашам и фломастерам. (показать цветные графические рисунки)

6. Закрепление

А вот теперь попробуем среди произведений искусства на листке найти графические работы художников и отметить их линией. Сам. работа учащихся. (карточка с репродукциями художников живописи и графики)
Проверка хлопками.

— А что дало нам выполнение этого задания? (ответы уч-ся)

7. Физминутка

Представим, что мы начинаем рисовать. Давайте рукой в воздухе нарисуем круг, квадрат, горы, озеро... Что мы проводили в воздухе? Как выдумаете, с чего мы начинали рисовать? С линии.

8. Практическое задание

Когда мы только начинаем рисовать, то мы проводим линию. Открыли альбомы и начинаем работать. Линия может быть разной, она словно волшебница, мгновенно может изменить свой облик, настроение. Посмотрите, что она умеет и какая бывает. Учитель рисует на доске, а ученики за ним.

Может быть: спокойной, плавной, вялой, ленивой, робкой, испуганной, ершистой, сердитой, игривой, весёлой.

Она любит путешествовать: по земле, поднимать в горы, нырять в море, загорать на песочке, свернуться в клубочек и покатиться по дорожке.
Линия может очертить форму любого предмета и это будет контур. (контурный рисунок показать) Она справиться с любым заданием, она может
всё! Недаром она волшебная. А вот художники называют её «живой». Как вы думаете, почему? (ответы уч-ся)

В графике линия живёт не одна. У неё есть друг — Штрих. С ним мы познакомимся на следующем уроке.

9. А сейчас нас приглашает в гости Художник — График

Посмотрите, в каком необычном доме он живёт. Какой он дом? Дайте ему характеристику. (линейный, графический). Вот, что может линия, как она постаралась. Но как, то странно вокруг, пусто и одиноко во дворе у Художника-Графика. Чего здесь не хватает, как вы думаете ребята? (ответы учащихся)

— Сада, деревьев, цветов.

Говорят, что каждый человек в своей жизни должен выполнить три дела: построить дом, посадить дерево и воспитать ребёнка. Вы пока ещё маленькие, но обязательно у каждого из вас будем свой дом, семья, дети. А вот посадить дерево вы можете и сейчас. Тогда во дворе Художника сразу всё изменится. Только скажите, а для чего люди сажают деревья, с какой целью? (ответы учащихся)

А теперь за работу. Каждый из вас сейчас получит саженцы. (бумажный, контурный макет дерева) Вам необходимо, используя различные графические линии, выполнить образ дерева, красивого, роскошного и посадить во дворе Художника. (прикрепить к доске рисунок)

Самостоятельна работа учащихся.

10. Подведение итога работы на уроке

Какой сад великолепный появился у Художника—Графика. Благодаря чему он получился? Что вы узнали на уроке?

11. Рефлексия

Посмотрите, появилось на небе солнышко. Оно улыбается вам. Вы хорошо постарались. Только как—то странно оно выглядит. Чего не хватает у нашего солнышка? — лучей. Они есть у меня. И сейчас наше солнышко засияет ещё краше. Пусть каждый из вас возьмёт лучик и проведёт внутри него цветную линию. Если вам сегодня на уроке было интересно, всё понятно, комфортно, то проведите красную линию. Если вам было немножко неуютно, что-то не получалось, но сердечко ваше пылало и рвалось вперед, то жёлтую линию. А если вы не получили для себя никаких знаний, вам было не интересно, то проведите линию простым карандашом для того, чтобы потом можно было подумать и что-то изменить. Если ваше настроение измениться, то вы всегда сможете превратить эту линию в цветную.

(прикрепить готовые лучики на доску к солнышку)

Солнышко готово, сад посажен, настроение у всех отличное, художник-График улыбается.

Волшебный графический мир.
Теперь знакомы мы с тобой!
В нём чувство радости живёт
И нас с тобой туда зовёт.

12. Возврат к проблеме. (ответы учащихся)

13. Пожелания учителя и ребят друг другу.