V международный творческий конкурс «Поехали!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

Урок истории: «Индустриализация в Казахстане в 1926—1941 гг.»

 

Версия для печатиВерсия для печати

 

Каримов Акылбек Муратович
учитель истории и географии I категории
Лобановской средней школы
Айыртауского района
Северо-Казахстанской области

Каримов А.М.

 

Цель урока: Формирование знаний и умений учащихся об индустриализации Казахстана, ее причинах, ходе и результатах

Задачи урока:

  • развивать навыки элементов критического мышления в группе и самостоятельной работы с информацией;
  • создание условий для исследования причинно-следственных связей, творческой активности, обобщения приобретенных знаний
  • воспитание творческих способностей, патриотизма и гражданственности.

Тип урока: комбинированный, с применением диалогового обучения и развития элементов критического мышления.

Оборудование урока: Презентация Power Point, карта «Казахстан в годы индустриализации», ММК.

Структура урока:

1. Вводная часть

Слово учителя

Актуализация знаний по теме и постановка задач по изучению и закреплению темы.

Формулировка гипотезы:

Гипотеза: «Индустриализация в Казахстане проводилась силовым, неэкономическим путем и не полностью учитывала интересы республики, что привело к трудным последствиям во всех сферах жизни людей».

2. Основная часть:

Применение элемента критического мышления.

1. Задание: использование приема «З-Х-У» («знаю — хочу знать — узнал») по теме «Индустриализация»

Учащимся дается задание заполнить таблицу используя данный прием.

Знаю
Хочу знать
Узнал
урбанизация миграция населения Изменения структуры числа городских жителей
Тяжелая индустрия Гиганты первой пятилетки индустриализация
экономика Производство средств производства и производство предметов потребления Производственная и не производственная сфера (пропорция между группой, А и В)

2. Задание по микрогруппам. Прочитать текст и составить кластер

1-ая группа «Причины и ход индустриализации. Какова взаимосвязь с экономикой современного Казахстана?»

2-группа «Результаты индустриализации: достижения и недостатки»

(группы защищают составленный ими кластер у доски)

3. Задание. Установите соответствие

1926—1941 гг.
1927–1930 (1931)
автор курса «Малого октября»
Станция Айнабулак
К. И. Сатпаев
Садвакасов, Мынбаев

Т.Кузембаев
оппозиция курсу «Малого октября»
годы индустриализации
место стыковки Турксиба
годы строительства Турксиба
первый стахановец
открыл месторождение меди
Ф.Голощекин

4. Задание

Составить «Синквейн» на слово ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ

1. Индустриализация
2. Сырьевая, однобокая
3. Ликвидировала, наладила, разрушила
4. Развитие тяжелой промышленности
5. Осуществилась

5. Задание. Обсудить в группах вклад легендарных личностей в ход индустриализации и рассказать об одном из них:

Ответ 1 группы — Т.Рыскулов

Т.Рыскулов

Турар Рыскулов родился 26 декабря 1894 года в Восточно-Талгарской волости Верненского уезда Семиреченской области в урочище Бесагаш (ныне — Талгарский район Алматинской области), казах. В 1907–1910 годах он учился в Меркенской русско-казахскойшколе-интернате (Мерке). В 1914 году окончил Пишпекскую сельскохозяйственную школу (Пишпек). В 1916–1917 годах учился в Ташкентском педагогическом институте. Участник национально-освободительного восстания народов Центральной Азии 1916 года. В 1917 году организовал общество «Бухара» (Революционный союз Казахской молодёжи) в Мерке. Турар Рыскулов пользовался большим авторитетом в народе. Рыскулов внес огромный вклад в экономическое преобразование республик Центральной Азии, Российской Федерации и Монголии

Ответ 2 группы — С.Садвакасов

С.Садвакасов

Родился Смагул Садвакасов в 1900 году. Источники по-разному указывают место его рождения. В одних значится бывшая Курганская волость Акмолинской губернии, в других — аул Жаркын, что недалеко от города Кокчетава. Учился мусульманской грамоте у своего отца в родном ауле, а затем отец отвез сына в Омск, где он закончил сельскохозяйственную школу в 1915 году.

На I съезде Советов Казахстана С. Садвакасов избирается членом президиума КазЦИКа, а позже и членом ВЦИКа. Во время формирования правительства молодой Казахской республики С. Садвакасова назначают заместителем наркома народного образования, которым был Ахмет Байтурсынов, а в 1925 году двадцатипятилетний Смагул Садвакасов становится наркомом просвещения.

Истинный патриот своего народа, государственный деятель, писатель и гражданин Смагул Садвакасов много сил и энергии отдавал тому, чтобы его мысли и дела воплощались в жизнь.

Особенно ярко проявилась гражданская позиция Смагула во время индустриализации.он открыто выступил против курса «Малого Октября» Ф. И. Голощекина.

6. Рефлексия

Эссе «Мое отношение к индустриализации»

7. Заключение

Учитель: В ходе обсуждения и закрепления знаний по ходу индустриализации обе группы убедительно доказали на конкретных примерах и исторических событиях основную гипотезу урока: Гипотеза: «Индустриализация в Казахстане проводилась силовым, неэкономическим путем и не полностью учитывала интересы республики, что привело к трудным последствиям во всех сферах жизни людей».

8. Выставление оценок

9. Домашнее задание

§ 11, используя материалы СМИ дать характеристику индустриализации в современном Казахстане

Категория: