Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок-игра «Звёздный час»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Б.Г. Касенова,
учитель биологии Надеждинской ОШ Кызылжарского района

Тема: «Кровь и кровообращение» (8 класс)

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по разделу «Кровь и кровообращение», развитие познавательного интереса к изучению предмета.

Оборудование:

  • таблицы по разделу — «Сердечный цикл», «Работа сердца», «Схема кругов кровообращения», «Строение сердца».
  • пластинка С. Ротару «Золотое сердце»
  • секундомер, камертон, грамзапись, кодоскоп, эпидиаскоп, карточки с номерами.

Эпиграф урока: «Ни одна машина, ни один механизм не могу, останавливаясь ни на минуту работать подряд по восемь-десять, даже девяносто минут и больше лет, а сердце может» (Г.М. Шингарёв).

Ход урока

Ребята, сегодня на уроке обобщения мы с вами должны систематизировать наши знания по теме «Кровь и кровообращение», изучив основные вопросы данного раздела по строению органов кровообращения, о составе и функциях крови, о функциональном значении элементов крови.

Обратите внимание на эпиграф урока. В этих словах автор даже не ставит в сравнение работу сердца с работой механизмов, тем самым отмечая функциональное значение сердца. (на фоне музыки чтение эпиграфа)

Нет другого такого органа, который был бы изучен так же хорошо, как сердце, но оно всё ещё таит в себе удивительные загадки, не решённые и пол сей день.

— Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и Сердце о том кто из них нужнее человеку, но убедившись, что к согласию им не прийти, обратились к Науке.

Сила: Послушай Наука, ты ведь знаешь, что я сильнее всех, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит я всего нужнее людям.

Разум: «Позволь, Сила, я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит я нужнее людям».

Сердце: «Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать молодых. Я — благодарность и милосердие. Я — нежность и твёрдость. Сердце- это жизнь! Что вы без меня Сила и Разум?»

Наука: «Уважаемая сила, всё что ты говорила правда. Но иногда ты жестока. Хватка у тебя твёрдая. И когда ты сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но не мало и зла.

Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открыть людям тайны природы, жизни, но ты с одинаковой готовностью исполняешь.

Я призываю вас к согласию. А повелителем для всех будет Солнце. Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не приемлет. Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недобрых удержит. Соединитесь же вместе и пусть вами, руководит Сердце.

И сегодня на уроке, обобщая знания по теме „Кровь и кровообращение“ я хочу пожелать вам, чтобы при ответах — вами руководили научные знания теоретического материала, чтобы разум, сила воли и конечно же сердце подсказывало дорогу к правильным ответам и решениям.

Наш урок мы проведём в форме игры: «Звёздный час»

    Не бойтесь вопросов, решайте задачи,
    Участникам звёздного часа
    Желаем удачи!

Я думаю, что с правилами игры вы знакомы. Эти же правила игры будем соблюдать и мы. Если ученик не отвечает на вопросы или же набирает меньше всего баллов, то он не переходит в следующий тур игры. В игре принимают участие игроки и помощники. У каждого игрока есть свой помощник, правильный ответ которого дополняет ответ участника игры. Оценивают игру жюри. За каждые три неправильных ответа и участники, и помощники выбывают из игры. Правильные ответы игроков оцениваются в 5 баллов.

1 Тур

Тема-1 «Учёные»

Даны 5 фамилий учёных: 1 — И.И. Мечников 2 — Л.Пастер 3 — М. Сервет 4 — В. Гарвей 5 — И.М. Сеченов

А) Выберите учёного, открывшего впервые малый круг кровообращения. (3)
Б) Какой учёный является основателем учения об иммунитете? (2)
В) Создатель учения о фагоцитозе. (1)

Тема-2 «Состав крови»

Даны составные элементы крови. 1 — плазма 2 — тканевая жидкость 3 — эритроциты 4 — лейкоциты
5 — тромбоциты

а) Какие элементы крови участвуют в переносе кислорода? (3)
б) Элементы крови, участвующие в свёртывании крови. (5)
в) Элемент крови, содержащий до 90% воды. (1)

Тема-3 «Работа сердца»

Даны цифры. 1. 70–75 2. 120–80 3. 90–95 4. 90–220 5. 100–110

а) Сколько раз сокращается сердце в 14 минуту? (1)
б) Какое АД у людей больных гипертонической болезнью? (4)
в) Нормальное АД у здоровых людей. (2)

Тема-4 «Строение сердца»

Даны цифры: 1. «4» 2. «1» 3. «2» 4. «5» 5. «3»

а) Из скольких камер состоит сердце человека?(1)
б) Сколько видов клапанов имеет сердце? (3)
в) На сколько частей разделено сердце сплошной перегородкой? (4)

Тема-5 «Сосуды сердца»

1. артерия 2. вена 3. аорта 4. капилляр

а) В каких сосудах скорость движения крови равна -0,5–1,2 мм\сек? (4)
б) В каких сосудах самое высокое и самое низкое кровяное давление?(2, 3)
в) Самый маленький кровеносный сосуд. (4)

Пока жюри подводит итоги 1 тура. Мы с вами послушаем сказку К.И. Чуковского «Айболит».

    — Добрый доктор Айболит!
    Он под деревом сидит
    Приходи к нему лечиться
    И корова и волчица
    И жучок, и червячок, и медведица!
    Всех излечит, исцелит
    Добрый доктор Айболит!
    — Приезжайте поскорей и
    спасите малышей.
    Что такое? Неужели
    Ваши дети заболели?
    Да-да-да! У них ангина,
    Скарлатина, холерина,
    Дифтерит, аппендицит

Малярия и бронхит! Какие из перечисленных заболеваний связаны с иммунной системой и являются инфекционными?

2 Тур

Исправь ошибку. (На кодоскопе)

1. Дана схема переливания крови. Укажите цифру, где неправильно переливают кровь.
2. По рисунку определите, в каком из случаев возникает пульс?
3. По таблице «Сердечный цикл» отметьте цифрами последовательность сердечного цикла.

А) сокращение предсердий
Б) расслабление предсердий
В) сокращение желудочков
Г) расслабление желудочков
Д) общее расслабление

Итоги жюри.

Музыкальная пауза грамзапись песни в исполнении С. Ротару «Золотое сердце»

3 Тур

Обратите внимание — это труба «Грамотейка». Сейчас посыплются кубики: 10 кубиков на верхней грани, которых есть буквы, их 10. Составьте любое количество слов с этими буквами, исключение — буквы могут повторяться, но старайтесь составить слова, чтобы они касались данной темы (время 1 мин).

Финал игры

Слово «КРОВООБРАЩЕНИЕ» 2 участника игры составляют слова за 1 минуту.

Игроку победителю: Настал твой звёздный час. Что ты хочешь пожелать друзьям, учителям? Тебе слово.

Завершить урок я хочу стихотворением Р. Гамзатова «Прости меня, сердце моё», в котором автор, обращаясь к сердцу, просит, прощения и я думаю, что и вы, изучив огромное функциональное значение сердца, его работу, его особенности, тоже можете обратиться к своему сердцу с этими словами:

    Тебя я помучил немало,
    Как вспомню, ни ночи, ни дня
    Со мной ты покоя не знало
    Прости, моё сердце, меня.
    Как плетью, ох будь я неладен
    Твоё подгонял колотьё
    За то, что я был беспощаден,
    Прости, меня сердце моё.
    За то, что железным ты мнилось
    И мог подставлять под копьё
    Тебя, я безумью на милость,
    Прости меня, сердце моё.
    Кружит, как над полем сраженья,
    Порой над тобой вороньё
    За подвиги долготерпения
    Прости меня, сердце моё!
Категория: