Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок географии в 8 классе «Северо-Казахстанская равнина»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Умарова Акку Тулюгеновна, учитель географии, стаж 16 лет, первая категория КГУ «Благовещенская средняя школа № 1» Северо-Казахстанская область, Жамбылский район, с. Благовещенка

Умарова Акку Тулюгеновна

Цель: Ознакомление учащихся с природными условиями равнины. Формирование у учащихся умений самостоятельного изучения природы, поиска необходимых знаний об особенностях природных комплексов.

Средства обучения: физическая карта Казахстана, тематические карты: (геологическая, климатическая, внутренних вод) атласа, картины и фотографии.

Опорные знания: Эпигерцинская плита, кайнозойская, мезозойская, палеозойская эры, каст, впадина, гривы, терраса, осадочный чехол, аллювиальная равнина, континентальные осадочные породы, лесостепь, колки.

Тип урока: урок исследование.

Номенклатура: Северо-Казахстанская, Приертыссткая, Тобол-Убаганская, Кулундинская равнина, Барабинская степь; реки — Тобол, Есиль, Ертыс; озера — Кушмурун, Шагалытенгиз, Селектытенгиз; месторождения — железных руд: Соколовско-Сарбайское, Лисаковское, Качарское. Наурзумский заповедник, Кокшетауский национальный парк.

Учебно-наглядный комплекс: схемы, карточки-задания, гипертексты.

Ход урока (настрой)

Здравствуйте! (на казахском языке)

Слова учителя: Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение крупных природных районов нашего государства и тема нашего урока «Северо-Казахстанская равнина» (указываю на тему на доске).

Ребята, давайте вспомним план характеристики географического положения природных районов.

Предполагаемый ответ:

1. Место положение на Земном шаре.
2. Место положение на материке.
3. Место положения в государстве.
4. Относительно уже изученных объектов.

Учащиеся под моим руководством определяют, используя карты атласа и настенную карту положение Северо-Казахстанской равнины.

Предполагаемый ответ:

1. На материке Евразия, занимает его центральная часть, располагаясь на Севере Казахстана, лежит на юге умеренного пояса. В пределах двух природных зон в северной части — лесостепь, в южной — степь.

2. Я называю границы учащиеся помогают (с запада граничит с Восточно-Европейской равниной, с юго-востока Туранская низменность, с юго-запада Сарыарка, с востока Алтай и на севере является продолжением Западной Сибирской низменности, значит по государственной границе).

Ребята, а что вам известно о Северо-Казахстанской равнине (интерактив: мозговой штурм), даю несколько минут для работы в парах. Идет обсуждение, размышление и записи основных положений в тетрадь (интерактив — метод пометок). После работы в парах веду работу со всем классом. Вызываю одного ученика, который записывает на доске первые знания учащихся по данной теме.

Учитель: Очень хорошо, но чтобы иметь полную картину о природных особенностях Северо-Казахстанской равнины я предлагаю вам познакомиться с дополнительным материалом по данной теме. Но так как объем предлагаемого материала велик вы будете работать по группам (групповая работа 5-6 человек), каждая группа получит текст с разной информацией.

1. Группа — 1 ряд: геологическое строение и полезные ископаемые.
2. Группа — 2 ряд: Климат и внутренние воды.
3. Группа — 3 ряд: Природные зоны и экологические проблемы.

В течение 5-7 минут вы изучаете материал, делаете записи (пометки) в тетрадях, а затем выдвигаете по одному представителю от группы с небольшим докладом (индивидуальная работа).

Учитель после докладчиков: Спасибо за доклады нашим экспертам, а теперь ребята прошу вас заполнить таблицу, которые находятся у вас на столах в течении 5-7 минут (после работы с таблицей).

Учитель: Давайте узнаем, что сегодня удалось вам узнать на уроке и сравним, что вы знали до него, с тем, что узнали на нем (заслушивание 2-3 учащихся по заполненной таблице).

Учитель: Молодцы! А теперь, так как мы с вами изучали территорию, где находиться наша малая Родина я предлагаю вам составить Сенквей к слову Родина. Сенквей (пятистишье).

1. Одно существительное «Родина».
2. Два прилагательных (к нему).
3. Три глагола к нему.
4. Предложение из четырех слов к слову Родина.
5. Заменить слова Родина одним любым, схожим по смыслы.

Учитель: Сдаем (зачитываю одно лучшее), благодарю вас. Вы мне ребята сегодня очень помогли в проведении урока и все, что было запланировано, мы с вами выполнили (подвожу итоги, выставляю оценки).

Заканчиваю словами:

«Березовые колки, блеск озер и степи ковыля.
И в золото одетые пшеничные поля.
Мой край родной и горячо любимый,
Ты — Казахстан, ты — Родина моя.»

Учитель: Давайте запишем домашнее задание, (диктую), тот же текст записан на доске (параграф 42, занести объекты, изученные на уроке в контурную карту и записать в тетрадь краткое сообщение о проблемах целинных районов Северо-Казахстанской равнины.

Завершаю урок рефлексией:

1. Что вам понравилось на уроке?

2. А что не понравилось на уроке?

Учитель: Урок окончен.

Категория: