Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок географии на тему: «Население США»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Никитцова Марина Викторовна, учитель географии 2 категории, Смирновская средняя школа № 2, Аккайынский район СКО

Урок географии на тему: «Население США»

Цель: формирование понятия о населении США.

Задачи:

Образовательные: сформировать понятие о населении США, изучить его особенности: численность, воспроизводство, расовый и национальный состав, религиозный состав, плотность населения и уровень урбанизации.
Развивающие: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, расширить кругозор учащихся.
Воспитательные: продолжить воспитание патриотизма.

Оборудование: учебник, физическая карта США, атласы, видеоролик «Статуя свободы», презентация PowerPoint, опорные схемы, тестовая оболочка VIP TEST.

Тип урока: Комбинированный

Методы урока: словесный, наглядный, поисковый, интерактивный.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Психологический настрой учащихся. Учитель объясняет правила работы на уроке. Раздает опорные схемы и оценочные листы.

 

2. Опрос домашнего задания

Работа с картой (слайд 1). Проверка учителем знание физической карты мира и умение правильно показывать географические объекты.

Учащийся называет географические объекты, показывает их на физической карте мира.

Найдите соответствие (слайд 2). Учитель проверяет знание политической карты мира.

Великобритания                 Оттава

Турция                                      Амстердам

Афганистан                         Рабат

Филиппины                           Лондон

Канада                                    Кабул

Нидерланды                         Манила

Марокко                                Анкара

Учащиеся стрелкой проводят соответствие «страна – столица».

Работа с географическими фактами «Да или нет» (слайд 3). Учитель проверяет знание географических фактов по теме: «США», изучаемых на предыдущих уроках.

По площади США  занимает 3-е место в мире.

Государственное устройство – монархия.

США состоит из 50 штатов и округа Колумбия.

Независимость государство обрело 4 июля 1770 года.

Столица – город Нью-Йорк.

Самая крупная горная система страны – Аппалачи.

Высшая точка Северной Америки – гора Мак-Кинли.

Самая крупная речная система – Макензи.

 Недра США богаты нефтью, газом, железными и другими рудами.

Учащиеся на доске отмечают верные и неверные утверждения и дают пояснения.

Работа с контурной картой (слайд 4). Учитель предлагает учащимся нанести на контурную карту географические объекты США: Кордильеры, Миссисипи, Великие равнины, Флорида, Аппалачи, Мак-Кинли, Макензи.

Учащийся наносит на контурную карту предложенные объекты.

Работа с терминами (слайд 5). Учитель предлагает учащимся заполнить пробелы в таблице. Все термины связаны с темой: «Население» (демография, воспроизводство, иммиграция, эмиграция, агломерация, урбанизация, субурбанизация, мегалополис).

Учащиеся дополняют таблицу. Определяют отсутствующие в таблице термины или определения.

Устами младенца (слайды 6-9). Учитель предлагает учащимся прослушать детские рассказы и отгадать, о чем идет речь (торнадо, президент, американцы).

Учащиеся прослушивают и дают свои ответы.

Подведение итогов проверки домашнего задания. Внесение  результатов ответов в оценочные листы (приложение 1).

3. Изучение нового материала

Озвучивание темы, цели и задач урока

(слайд 10).

 

Просмотр видео «Статуя свободы» (наглядный метод).

 

Учитель представляет  гостью – американскую корреспондентку Джейн, которая поможет больше узнать об американцах.

Рассказ Джейн (словесный метод):

США – страна иммигрантов. Современная американская нация – результат смешения переселенцев из разных частей света. Коренное население – индейцы и эскимосы – составляет лишь 1 % населения страны. Первоначально основную часть иммигрантов составляли выходцы из европейских стран: англичане, испанцы, немцы, французы. Они составили ядро американской нации. Европейцы для работы на плантациях завозили рабов-африканцев. Иммиграция и сейчас оказывает огромное влияние на население страны.  Однако, современные иммигранты, в основном, - латиноамериканцы и азиаты.

Учащиеся слушают и делают пометки в тетрадях.

Работа в группах.

Работа с текстом учебника (методический прием «Чтение с пометками»).

1 группа определяет особенности расового, этнического, религиозного состава населения США.

2 группа рассматривает особенности размещения населения страны, определите районы с наибольшей плотностью населения и редконаселенные районы.

Учащиеся читают текст учебника и отмечают главное.

Учитель предлагает учащимся с четными номерками перейти в противоположную группу (методический прием «Ажурная пила»).

Учащиеся делятся полученной информацией с представителями противоположной группы.

Интервью с гостьей (словесный и наглядный методы):

  1. Какие штаты можно выделить по показателям населения?

(Самый многочисленный штат – Калифорния, а малочисленный – Вайоминг. Вермонт - самый «европейский» (95%), Миссисипи - самый «африканский» (37%), Гавайи – самый «азиатский» (38%). Самый многоязычный выделяется штат Калифорния (207), самый «однообразный» - Вайоминг (56).

(слайд 14)

  1. Скажите, пожалуйста, каковы особенности американского города.

(Для городов США характерна четкая прямоугольная планировка.Обычно выделяется центральный деловой район, или «даунтаун»,где концентрируются органы управления, банки, средства массовой информации и обслуживания.В больших городах его облик обычно определяют здания-небоскребы, которые как бы подчеркивают силу и мощь города, и свидетельствуют о его процветании. В остальных городских частях преобладает малоэтажная(3-5 этажей), а дальше от центра – индивидуальная застройка.) (слайд 15)

  1. Расскажите об интересных фактах из жизни американцев.

(Во многих американских семьях есть такая традиция – дети по достижению 18 лет переезжают жить отдельно и обретают финансовую независимость. Если вы пригласили американца к себе домой, то он будет считать, что ему довольно многое позволено. В Америке многие придерживаются мнения, что все, что не съедено за столом, должно быть выброшено. Например, в семье после обеда могут спокойно выбросить половину вкусной курицы, индейки или дорогой рыбы. Автомобилей нет только у 0,2 процентов американских семей. У 82% семей имеются по две машины: легковая и мини-вен. В каждой третьей американской семье есть домашние животные. 4 американца из 5 поют, когда они за рулем. В США телевизоров больше, чем в Японии жителей.)

  1. Какой из городов США самый крупный?

(Самый крупнейший город США – это, конечно, Нью-Йорк. В нем проживают более 8,3 миллионов человек, и это без учета пригородов. Нью-Йорк – это город небоскребов, воплощение американской мечты и равных возможностей. Динамичный и неутомимый, роскошный и бедный, ни на минуту не засыпающий, этот город настолько впитал в себя черты жизни американцев, что знакомство с ним, это все равно, что знакомство со всей Америкой.) 

(слайд 15 – гиперссылка на видео  «Нью-Йорк»)

 Учащиеся задают вопросы, заслушивают информацию и делают пометки в тетрадях.

 

4. Первичная проверка усвоения нового материала

Учитель предлагает учащимся приступить к взаимоопросу (методический прием «Тихий опрос»).

Учащиеся шепотом опрашивают друг друга.

Учитель предлагает учащимся заполнить опорные схемы (приложение 2).

Учащиеся заполняют схемы.

5. Закрепление нового материала

Письмо с ошибками (слайд 16)

Учащиеся читают письмо и находят ошибки в тексте.

Методический прием «Кладезь мудрости»

Учащиеся пишут вопросы (приложение 3) и кладут в ящик. Вопросы перемешиваются. Учащиеся по очереди вытягивают вопрос и отвечают. Если учащийся затрудняется с ответом, отвечает автор вопроса.

Игра  «Население США» (слайды 17-29).

Учащиеся отвечают на вопросы.

6. Обобщение и систематизация

Тест «Население США» (тестовая оболочка VIP Test).

 Учащиеся садятся за компьютеры, выбирают тест и отвечают не вопросы. Оценку заносят в оценочные листы.

7. Подведение итогов занятия и выставление оценок

Домашние задание: §37, подготовить презентацию об одном из городов США

(слайд 30).

Учащиеся записывают задание и сдают оценочные листы.

8. Рефлексия

Гостья:

Я приехала к вам не с пустыми руками. Я привезла с собой американскую секвойю с пожеланиями.

Нам, американцам, присуще особое чувство гордости за свою страну. Каждый американец с детства воспитан в духе патриотизма. Я желаю, чтобы и вы также любили свою Родину и  гордились ею!

Учащиеся подходят к секвойе, отрывают лист и зачитывают пожелания:

- Вы, ребята, не ленитесь, на пятерочки учитесь.

- Я хочу вам пожелать ЕНТ успешно сдать.

- Вот мое вам пожеланье: самых вам глубоких знаний.

- Здоровья тебе и терпенья, и на экзамене везенья!

- Пусть знания будут крепкими, и отличными отметки!

- Написать вам на ура тест по теме: «США».

- Будьте счастливы, друзья, как никто и никогда.

- Хороших друзей, свежих идей!

- Будьте счастливыми, здоровыми, красивыми.

 

Категория: