Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок физики в 7 классе по теме «Явление диффузии»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Кондрусова Светлана Владимировна учитель физики 1 категории КГУ «Ленинградская средняя школа № 1» Акжарского района Северо-Казахстанской области

Кондрусова Светлана Владимировна

Цель урока. Изучить характер движения частиц вещества на уровне применения его в незнакомой ситуации.

Задачи урока

Воспитательные:

  •  Показать значение причинно-следственных связей в познаваемости явлений.

Образовательные:

  •  Раскрыть важнейшее положение молекулярно-кинетической теории: молекулы вещества находятся в непрерывном движении;
  •  Познакомить учащихся с элементами экспериментального метода исследования явлений;
  •  Продолжить работу по формированию умений работать с рисунками и заданиями учебника.

Развивающие:

  •  Работать над формированием умений выделять главную причину, влияющую на результат;
  •  Продолжить работу по формированию умений делать выводы.

Оборудование: Емкости с холодной и теплой водой; пакетик чая; молоко; стакан; ролик «Слипание твердых тел»; дополнительная литература.

Ход урока

I. Организация начала урока

1) Общая готовность учащихся к работе.
2) Мотивация учебной деятельности: попробуйте ответить на вопросы:

  • Как распространяется запах духов, спирта, эфира?
  • Как происходит засолка огурцов, капусты?
  • Каким образом осуществляют цементацию железа?

II. Постановка цели урока

Для объяснения описанных явлений недостаточно знать строение тел. Важно познакомиться с основными свойствами частиц, из которых состоит любое тело, например, как ведут себя эти частицы — движутся или покоятся.

III. Знакомство с новым материалом

1) Создание проблемной ситуации.
Демонстрация опыта: в стеклянный сосуд наливают чайную заварку. Сверху осторожно наливают молоко. В начале опыта можно увидеть границу между темным раствором заварки и белым молоком. Через некоторое время в сосуде образуется жидкость одного цвета.

2) Решение поставленной задачи.
Высказывается предположение, что частицы вещества движутся.

3) Воссоздание изучаемого явления в лабораторных условиях.
Демонстрация: смешивание раствора марганцовокислого калия в теплой и холодной воде. При этом обращается внимание на то, что в теплой воде процесс смешивания происходит быстрее, чем в холодной.

4) Создание условий, которые в обычной жизни не наблюдаются.
Демонстрация ролика «Слипание твердых тел»

5) Вывод на основе экспериментов.
Раскрывается сущность явления диффузии и отмечается, что оно проявляется у твердых, жидких и газообразных тел.

6) Значение диффузии в быту, природе, в жизни человека и животных.
Работа в группах. (учебник для 7 класса физика и астрономия Р.Башарулы, У.Токбергенова, Д.Казахбаева, Алматы «Атамұра» 2012 год; Энциклопедия для детей. Т.19. Экология: В 33 т./ Гл. ред. Володин В. А. — М.: Аванта +, 2004 — 448 с.,)

№ 1. Роль диффузии в природе:

Поддерживается однородный состав атмосферного воздуха вблизи поверхности Земли. Питание, дыхание животных и растений. Проникновение кислорода из крови в ткани человека.

№ 2. Роль диффузии в технике:

Для придания железным и стальным деталям твердости их поверхности подвергают диффузному насыщению углеродом (цементация). Природный горючий газ, которым мы пользуемся дома, не имеет не цвета ни запаха. При утечке заметить его невозможно, поэтому на распределительных станциях газ смешивают с особым веществом, обладающим резким, неприятным запахом, который легко ощущается человеком даже при малой концентрации. (Меры безопасности). На сахарных заводах при извлечении сахара из свеклы. Для сварки материалов. Для дубления кожи и меха. Для крашения волокон ткани.

№ 3. Роль диффузии в быту:

На явлении диффузии основаны соление овощей, варка варения, получение компотов и многие другие технологические процессы.

Из-за диффузии все вредные отходы, оставляемые человеком, проникают в почву, воду, а затем впитываются животными и растениями. Это наносит серьезный вред окружающей среде.

IV. Обобщение

Явление диффузии можно объяснить тем, что молекулы вещества движутся непрерывно.

V. Повторение изученного материала

Ответить на вопросы:

  •  Почему запах духов распространяется по комнате?
  •  Что называется диффузией?
  •  Одинакова ли скорость диффузии в газах, жидкостях и твердых телах? Почему диффузия при высокой температуре протекает быстрее?

VI. Систематизация и применение знаний

Беседа с помощью вопросов:

  •  Что вы знаете о строении вещества и свойствах частиц?
  •  На каком явлении основана засолка огурцов, капусты, рыбы и других продуктов?
  •  На каком физическом явлении основан способ цементирования стали?
  •  Является ли явление диффузии подтверждением положения, что тела состоят из частиц?
  •  Можно ли на основании явления диффузии утверждать, что частицы движутся беспорядочно и хаотично?

VII. Организация работы дома

1) Проработать материал учебника, § 9
2) Выполнить экспериментальное задание № 7(2) на с.58

Используемые источники:

  • учебник для 7 класса физика и астрономия Р.Башарулы, У.Токбергенова, Д.Казахбаева, Алматы «Атамұра» 2012 год
  • А. В. Перышкин. Физика 7 класс. М.: Изд. Дом «Дрофа», 2002

Интернет-ресурсы:

  • https://schoolcollection .edu.ru /catalog/rubr /8f5d 7210-86a6-11da -a72b -0800200c9a 66/21764/?&rubric_ id[]=21764&sort =order
  • https://www. utube.ru/ pages/video/1606
  • https://ru.wikipedia.org/wiki /Диффузия

 

Категория: