Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок физики «Электризация и ее виды. Электрический заряд. Дискретность заряда. Элементарный заряд. Закон сохранения заряда»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Гардт Наталья Федоровна учитель математики и физики КГУ «Киялинская средняя школа имени Андрея Хименко»

Цель: введение понятия об электрическом заряде как об особом свойстве тел и частиц материи.

Задачи:

  • Повторить знания полученные в 8 классе;
  • Научить учащихся объяснять явление электризации в свете электронной теории;
  • Продолжить формировать представление о единой физической картине мира.

Тип урока: повторение ранее изученного и углубление знаний на основе современных теорий о строении вещества.

Методы: проблемно-поисковый, метод демонстрации.

Оборудование: султаны, эбонитовая и стеклянная палочка, электрофорная машина, электрометры, проектор, компьютер, диск «Уроки Кирилла и Мефодия».

Реализация замысла

I. Актуализация знаний.

Демонстрация:

Кусочки бумаги притягиваются к расческе пластмассовой, султаны и эбонитовая и стеклянные палочки.

Процессы которые только что продемонстрированы называются электризацией тел. Два способа наэлектризовать тело: трением и соприкосновением не заряженного тела с заряженным.

Устный физический диктант (слайд № 2)

1. Знак заряда, возникающего на эбонитовой палочке, потертой о шерсть?
2. Знак заряда, возникающего на стеклянной палочке потертой о шелк или кожу?
3. Взаимодействие разноименных зарядов?
4. Частица, обладающая минимальным отрицательным зарядом?
5. Значение заряда электрона?
6. Закон сохранения электрического заряда?

II. Решение основной учебной задачи.

Проблемная ситуация: структура Вселенной формируется гравитационным притяжением тел. Закон всемирного тяготения. Формула и формулировка.
Но притяжение привело бы к сжатию. Для существования стабильных размеров тел должны существовать силы отталкивания между частицами тела. Такими силами являются силы электромагнитного взаимодействия. Эти силы намного порядков превосходят гравитационные силы.

Электромагнитные притяжения и отталкивания возникают лишь между заряженными частицами.

Объяснение опытов проведенных выше: если на листочке бумаги и султаны не взаимодействуют с другими телами, то они находятся в покое. Потому что силы действующие на листочке скомпенсированы. Если тела взаимодействуют то листочки приходят в движение так как силы не скомпенсированы. Но эти силы являются силами взаимодействия.

Демонстрация фрагмента из «Уроки Кирилла и Мефодия».

Вывод из всех проведенных опытов и увиденных демонстраций:

А) при взаимодействии заряженных тел появляются новые силы гораздо больше по величине чем гравитационные.

Б) в отличии от гравитационных сил, являющихся силами притяжения, вновь обнаруженные силы могут быть и силами притяжения и силами отталкивания.

Электрический заряд ниоткуда не берется и никуда не исчезает. Он переходит от одного тела к другому.

В целом замкнутая система тел электрически нейтральна.

III. Рефлексия.

1. Какие взаимодействия называются электромагнитными?

2. В чем сходство и отличие электрического заряда и гравитационной массы?

3. Чему равна величина электрического заряда?

Д/з учить п.8.1, творческое задание: исследовать синтетические и натуральные ткани. Какие из них электризуются сильнее?

Категория: