Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок черчения: «Сопряжение»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Ефремушкина Н.Б.

учитель технологии первой категории

ГУ средней общеобразовательной школы-комплекса

эстетического воспитания № 8
Ефремушкина Н.Б.


Цель урока:

  • овладеть методикой построения сопряжений на чертежах,
  • найти области применения графических знаний в практике.

Задачи:

  • познакомить с внешним, внутренним и смешанным сопряжениями, их применением;
  • научить выполнять алгоритм построения сопряжений, соблюдая точность и усидчивость при выполнении графических заданий;
  • формировать у учащихся основы графической грамотности и навыков графической деятельности, умение анализировать чертёж и выполнять необходимые геометрические построения;
  • развивать пространственные представления учащихся, наблюдательность, глазомер, измерительные навыки и образное мышление.

Тип урока: изучение нового материала

Методы проведения: фронтальный опрос, рассказ с демонстрацией, упражнения.

Опорные понятия: сопряжение; виды сопряжений (сопряжение прямых, сопряжение дуг окружностей, сопряжение прямой и дуги); сопряжение внутреннее, внешнее, смешанное; центр сопряжения; точки сопряжения; сопрягающая дуга; последовательность построения сопряжений.

Оборудование:

    Мультимедийный компьютер для учителя
    Мультимедийный проектор
    Презентация
    Чертёжные инструменты для учителя
    Рабочая тетрадь, учебник, чертёжные инструменты
    Карточки задания

План урока

Этапы занятия
Распределение времени (мин.)
1. Вводно-мотивационная часть
5
2. Повторение пройденного материала
5
3. Актуализация
3
4. Сообщение темы, целей занятия, мотивации учебной деятельности учащихся
2
5. Изучение нового материала и практическая часть
30
6. Закрепление темы занятия ( работа по карточкам)
30
7. Итог занятия
10
8. Домашнее задание
1

Ход занятия

1. Вводно-мотивационная часть

Проверка готовности к уроку.

2. Повторение пройденного материала

а) Используя какие способы и приёмы можно провести взаимно перпендикулярные и параллельные линии?

б) Как определить точку касания при построении касательной к окружности?

3. Актуализация

Посмотрите на предметы. Как вы считаете: если мы в всегда использовали только переходы в форме этих предметов острые угловатые или рез¬ко пересекающиеся формы к чему это привело бы? (Учащимся предлагается ответить на этот вопрос) (слайд 1)

Сопряжение

В ряде случаев плавные переходы не только обеспечивают удобство пользования деталью, и ее красоту, но также прочность и безопасность.

А решение данной проблемы и определило тему нашего урока «Сопряжение».

4. Сообщение темы, целей урока, мотивации учебной деятельности учащихся

Значение темы «Сопряжения», объясняется распространением скруглений в технических формах деталей машин и строительных конструкций.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «сопряжение», с видами сопряжений; научимся строить плавный переход между линиями и окружностями.

Сопряжением называется плавный переход одной линии в другую

(запишем определение в тетрадь)

Познавательные сведения. Применение сопряжений настолько разнообразно и многопланово, что перечислить все примеры их использования очень сложно. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Поворот скоростной автотрассы чаще всего имеет форму дуги. Одно направление скоростной трассы должно плавно переходить в другое. Величина радиуса поворота должна быть строго рассчитана с учетом веса и скорости автомашин. Ведь если автомобилист на скорости не «вписался» в поворот, его отбросит центробежная сила, и тогда произойдет катастрофа. Поэтому каждая категория трасс рассчитана на свою скорость и радиусы вставок-поворотов строго нормированы.

Однако сопряжения применяются не только в решении таких сложных проблем, они встречаются в нашей жизни повсеместно.

Чтобы создать рукоятки инструментов конструктор, прежде всего думает о том, чтобы они были удобны для руки (слайд 2)

Сопряжение

Посмотрите где ещё применяется сопряжение: в технике, в деталях архитектурных сооружений, музыкальных инструментов.

Назовите и вы предметы, которые также включают в себя плавные переходы линий? (Учащимся предлагается ответить на этот вопрос).

Например, острые выступы на мебели не просто не практичны и не функциональны, а подчас опасны. Поэтому чаще всего мебель изготавливают со скругленными формами.

5. Изучение нового материала и практическая часть. Повторение техники безопасности при работе с чертежными инструментами

Плавный переход может быть разным: скругление углов, сопряжение двух окружностей, сопряжение окружности и прямой. (слайд

Что нужно для построения сопряжения?

  • Знать радиус сопряжения (Rc)
  • Найти центр сопряжения (Ос)
  • Найти точки сопряжения

Попробуем научиться сопрягать элементы деталей. Начнем с самого простого построения — скругления углов. Основа всех таких построений — определение точек сопряжения (точек касания линий), центра сопряжения и радиуса сопряжения.

Объяснение и демонстрация выполнения сопряжения на доске, а ученики работают в тетрадях.

Для скругления острого, тупого и прямого углов применяют общий способ построения (слайд 3)

Сопряжение

— От каждой стороны угла /сопрягаемые прямые/ (возьмем скругление прямого угла) проводим параллельные прямые на расстоянии, равном радиусу сопряжения.

— Радиус сопряжения обычно известен и указан на чертеже.

— В точке пересечения этих прямых находится точка О — центр сопряжения.

— Найдем точки сопряжения. Для этого проведем перпендикуляры из центра сопряжения к задан¬ным прямым. Полученные точки являются точками сопряжений.

— Из найденного центра раствором циркуля, равным радиусу со¬пряжения, проведем дугу окружности, /сопрягающая дуга/ являющейся плавным пере¬ходом от одной стороны угла к его другой стороне (слайд 4)

Сопряжение

Мы с вами вместе составили алгоритм построения сопряжения. Теперь рассмотрим другие случаи сопряжения (выполнение сопряжения окружностей: внутреннее, внешнее, смешанное, используя таблицу) (слайд5)

Сопряжение Сопряжение Сопряжение

6. Закрепление темы урока (работа по карточкам)

Каждому из вас я раздала карточки. И вы сегодня попробуете свои силы в преобразовании предметов при помощи сопряжений.
Ваша задача: выполнить чертеж детали «Кронштейн» с различными видами сопряжений, алгоритм построения которых вы сегодня узнали.

7. Итог урока

Организация выставки работ учащихся.

Посмотрите, какие у нас получились работы. (обращаю внимание на правильность выполнения работ)

Сопряжения в технических деталях, предметах быта, изделиях применяют с целью (слайд 16):

  • увеличения прочности;
  • удобного и безопасного обращения в работе;
  • уменьшения коррозии деталей;
  • учёта эстетических требований.

(Учащимся предлагается ответить на этот вопрос).

Спасибо, молодцы. Я считаю, что мы с вами с поставленной задачей занятия успешно справились.

8. Домашнее задание. Выполнить задание № …..стр…. на формате А4 (учебник черчения)

Категория: