Гречишкина Ольга Ивановна |
Цель: ознакомление учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.
Задачи:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: репродуктивный, проблемный, практический.
Оборудование: таблица «Строение цветка», «Строение цветов растений», гербарий, модели цветков; карточки
Учитель: Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе, кто догадался, какой? Правильно, строение цветка. Для того, чтобы эта тема осталась у вас в памяти вы должны активно работать.
(зачитать стихотворение)
Учитель: Растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы знаете цветущие растения, когда они зацветают? Привести примеры растений.
А) Вводное слово:
Учитель: Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов.
Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас. Сегодня мы с вами поведем „цветочный разговор“. (Слайд № 4)
Б) Строение цветка: (По ходу рассказа учителя рассматривается презентация).
Учитель: Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.
Цветок — видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.
Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка. (Слайд № 5,6)
Цветок имеет главные второстепенные части (Схема — слайд № 7). Учащиеся зарисовывают схему строения цветка в тетрадь.
Учитель: (Новые определения по ходу рассказа ученики записывают в тетрадь). Любой цветок имеет главные органы — это пестик и тычинки (Слайд № 8), которые тоже имеют особое строение.
Пестик — это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь (Слайд). У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльцу. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.
Тычинки — это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити.
Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. (Слайд № 9). У календулы, яблони он состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки — это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки — чашелистики — образуют чашечку. Такой околоцветник называется двойным. У лилейных нет чашелистиков — у него простой околоцветник.
Венчик цветка яблони (Слайд № 10) состоит из белых или
Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть — цветоложем. Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии (Слайд № 11).
Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей) (Слайд № 12).
Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми, например, цветы лилии, яблони. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики.
Эти цветы называют раздельнополыми. (Рисунок в учебнике) Такие растения, как огурцы и кукуруза, являются однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями (рисунок учебника), так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные — на других.
Учитель: Цветы с каким околоцветником расположены на рисунке? (Слайд № 14)
В) Формула цветка:
Для того чтобы
Учитель: Давайте составим формулу данного цветка (Слайд № 15).
Учитель: Вот сколько нового мы узнали о строении цветка, давайте отдохнем. (Слайд № 16)
А) «Самый, самый»
Учитель: Дома вы должны были найти интересные факты о рекордсменах — цветах.
Дети рассказывают интересные факты о рекордсменах — цветах, найденных заранее.
— Самый большой цветок на земле это Раффлезия Арнольди в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг, а его запах напоминает запах…(гниющего мяса)
— А у орхидеи цветок цветет от 45–50 дней…
— У лотоса амазонского цветок цветет полчаса.
— Самый красивый цветок считается у кактуса „Царица ночи“ цветет два часа, но запах прекрасней не бывает…
— В 150 лет 1 раз цветет пуйя раймондии, обитатель Анд, и потом погибает.
— А какое растение побывало в космосе и цвело там? Арабидопсис.
Учитель: очень интересные факты нашли дети. Молодцы.
Б) Стихи и загадки о цветах:
В) Задание: Подпишите названия частей цветка. (Слайд № 17)
Г)
Название частей цветка | Строение | |
Цветоножка | Имеют яркую окраску. Привлекают насекомых для опыления. | |
Цветоложе | Женский орган размножения. Из завязи пестика развивается плод. | |
Чашелистики | Мужской орган размножения. | |
Лепестки | Похожи на листочки, имеют зеленую окраску. | |
Тычинки | Прикрепляет к стеблю. | |
Пестик | Располагаются чашелистики, лепестки, тычинки и пестик. |
(выполнение лабораторной работы)
Лабораторная работа № 12 «Строение цветка» (Слайд № 19)
Цель: Изучение строения цветка.
Оборудование: раздаточный материал «Строение цветка», гербарий детей собранный летом.
Инструктивная карточка (слайд).
1. Рассмотрите цветок под лупой.
2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.
3. Расчлените цветок. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.
Строение цветка фиалки (петунии) | |
Части цветка | Число частей цветка |
Цветоножка | |
Цветоложе | |
Чашелистики | |
Лепестки венчика | |
Тычинки | |
Пестики |
4. Сделайте вывод, почему тычинка и пестик — главные части цветка, запишите в тетрадях.
Учитель: Продолжите, пожалуйста, предложение:
Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с особенностями цветов, я думаю, что для себя вы узнали много нового и интересного. Выставление оценок, оценка урока.
Подготовить сообщение «Легенды о цветах», выучить параграф 20 учебника.
Урок окончен. Спасибо всем! (Слайд № 21)