Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Урок биологии в 6 классе «Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений по отношению к воде»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Якшина Татьяна Викторовна, учитель химии и биологии, вторая квалификационная категория, средняя школа № 32 им. С. Муканова, город Петропавловск СКО

Тип урока: комбинированный, форма обучения — игра

Цель урока: раскрыть значение воды в жизнедеятельности растений, познакомиться с экологическими группами растений по отношению к воде.

Задачи:

Образовательные: обобщить ранее полученные знания о значении воды для растений, познакомить с экологическими группами растений по отношению к воде.
Развивающая: формировать умение различать растения различных экологических групп.
Воспитательные: формировать навыки коммуникативного общения, развивать умение работать в группах.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, конверты с заданиями для команд.

Формы работы: групповая, фронтальная

Подготовка к уроку: класс делится на 5 команд, (лучше сделать это во время перемены — можно использовать жеребьёвку), команды выбирают капитана. У каждой команды на столе заранее заготовлены по три конверта с заданиями.

Ход урока:

Учитель: У нас сегодня с вами необычный урок. Мы проводим его в форме игры, во время которой мы сможем проверить ваши знания по пошлым темам, а также изучить новый материал. На столе у каждой команды лежат конверты с заданиями, которые вы сможете открыть лишь по моей команде. Каждая команда за правильные ответы получает баллы, которые я буду фиксировать на доске. Если нет вопросов — мы приступаем к нашей игре.

Итак, капитаны команд, найдите на своих столах конверт под номером «1» (Приложение 1), и возьмите его в руки. В первом задании вам необходимо будет разгадать кроссворд и получить ключевое слово. Время на выполнение данного задания — 2 минуты, по истечении которых капитан каждой команды должен будет принести разгаданный кроссворд мне на стол. Максимальное количество баллов за первое задание — 4 балла

По команде учителя ребята открывают конверты и приступают к работе. Через 2 минуты, когда капитаны команд сдадут выполненные задания, учитель вместе с учащимися проверяет правильность ответов в кроссворде (Слайд 1. Приложение 2) и засчитывает командам за каждый правильный ответ по 1 баллу, записывает результат на доске.

Кроссворд «Проверь себя»

1. Организмы, которые могут синтезировать из простых неорганических соединений сложные органические вещества (автотрофы)

2. Процесс образования в хлоропластах на свету органических веществ из воды и углекислого газа (фотосинтез)

3. Поступление в организм кислорода и удаление углекислого газа, а также использование кислорода для окисления органических веществ с освобождением энергии (дыхание)

4. Пластиды, которые определяют зеленый цвет растений, потому что содержат пигмент хлорофилл (хлоропласты)

Учитель: Итак, у нас получилось ключевое слово «вода». Так вот сегодня мы будем с вами говорить о значении воды для растений, а также выясним, на какие группы делят растения по отношению к воде (Слайд 2)

Давайте с вами вспомним, для чего растению необходима вода. (Желающие ответить поднимают руку, за правильный ответ получают балл для своей команды)

После беседы с учащимися делаем общий вывод о значении воды для растений (Слайд 3) (можно записать в тетрадь)

Роль воды в жизнедеятельности растений:

1) Входит в состав растительных клеток (до 90%)
2) Нужна растению для питания (т. к. необходимые минеральные соли, растворены в воде)
3) Среда жизни для некоторых растений
4) Охлаждает растение в жаркие дни, благодаря испарению
5) Необходима некоторым растениям для размножения
6) Распространение плодов и семян некоторых растений

Учитель: А сейчас, капитаны команд, откройте конверты со вторым заданием: вы видите перед собой текст и внизу таблицу. В тексте рассказывается об одной из экологических групп растений по отношению к воде. У каждой команды своя группа растений. Ваша задача — прочитать текст и заполнить таблицу в своих тетрадях. Эту работу выполняете в течении 5 минут, затем капитаны команд зачитывают нам то, что у вас получилось. Максимальная оценка за данное задание — 3 балла. (Приложение 3)

После выступления капитанов команд, на интерактивной доске показываем таблицу, которую должны переписать остальные команды. (Слайды 4 — 8) В итоге, у каждого ученика в тетради получится таблица из пяти экологических групп растений. При работе с таблицей необходимо обратить внимание учащихся на особенности строения растений, связанные с условиями их жизни.

Учитель: ну, а сейчас, мы проверим, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока (Слайд 9). По моей команде капитаны откроют конверты с третьим заданием, которое называется «третий лишний» — в конвертах будут лежать по три фотографии растений — ваша задача найти среди них лишнее растение и объяснить, почему.

(Приложение 4). На выполнение задания 1 минута, после чего мы проверим каждую из команд. Отвечать может любой член команды, которого выберет капитан. За правильный ответ максимальная оценка 2 балла.

Правильные ответы:

Роголистник светло-зеленый (гидатофит), ежовый кактус (ксерофит), алоэ Вера (ксерофит)
Ромашка (мезофит), клевер луговой (мезофит), верблюжья колючка (ксерофит)
Осока береговая (гидрофит), частуха подорожниковая (гидрофит), медуница (мезофит)
Белокрыльник болотный (гигрофит), ряска малая (гидатофит), кувшинка (гидатофит)
Ландыш (мезофит), кукуруза (мезофит), ферокактус(ксерофит)

(Слайды 10–14)

Учитель: настало время подводить итоги. (Проводим подсчет баллов, объявляем победителя).

Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся (можно попросить капитанов выставить оценки ребятам из их команд).

Домашнее задание: выучить конспект в тетради, подготовить сообщения о растении любой экологической группы.

Приложение №1

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Приложение №2

Приложение №3

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Приложение №4

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Интернет-ресурсы:

httpss://www.wikipedia.org
httpss://slovari.yandex.ru

Использованы фотографии:
httpss://aquater.at.ua/load/rastenija/vodatolsha/74-2-3
httpss://sad.carkaz.ru/
httpss://www.freeinfosociety.com/site.php?postnum=516
httpss://www.liveinternet.ru/users/laurina/page119.html
httpss://tochok.ru/medonosnye-i-pylcenostnye-rasteniya/klever-lugovoj.html
httpss://www.skalpil.ru/lastnews/page/304/
httpss://universal_ru_de.academic.ru/91737/%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B0
httpss://samsay.ru/narodrasti/4903-chastuxa-podorozhnikovaya-primenenie-i-lechenie.html
httpss://forum.anastasia.ru/topic_11602_printall.html
httpss://www.pro-landshaft.ru/plants/detail/1736/
httpss://aquahome.info/news/ryaska-malaya-lemna-minor.html
httpss://dreamworlds.ru/chtivo/6974-legendy-o-cvetakh-ch.2.html
httpss://www.liveinternet.ru/users/more20/post276204322/
httpss://cookbook.itop.net/MediaObject.aspx? MediaId=344
httpss://forum.auscactiforum.net/t1532-fast-growing-column-cacti

Категория: