Международный творческий конкурс «Пусть всегда будет солнце!» для детей, педагогов и воспитателей

 

Учитель, как субъект современного образовательного процесса

 

Версия для печатиВерсия для печати
 

Новикова Анна Анатольевна: первая квалификационная категория высшего уровня квалификации, КГУ «Комплекс школа-гимназия-детский сад № 2» г. Усть-Каменогорск ВКО

Известный педагог конца ХIХ — начала ХХ века П. Ф. Каптерев предложил следующую характеристику педагогического процесса: «Педагогический процесс включает в себя две основные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности».

Что требуется от учителей на сегодняшнем этапе развития образования? Прежде всего качество знаний, получаемых учащимися. А это не возможно без осознания себя как субъекта образовательного пространства, причем это осознание должно проявляться не только в деятельности учителя, но и в процессе обучения самими учениками. Мы знаем, что субъектность — это способность человека осознавать себя носителем сознания. Для того, чтобы учитель не только мог сам стать активным субъектом такого педагогического процесса, но и поддержать стремления своих учеников не только запомнить информацию, а и осознавать те, свои действия, которые необходимы ему для построения успешной жизненной позиции, ему необходимо не только постоянно анализировать свою работу, выявлять сильные и слабые стороны своей деятельности и своей личности, производить необходимую корректировку и намечать пути совершенствования своего профессионального и личностного развития, но и стараться научить этому своих учеников.

Проводя мониторинг качества знаний своих учеников, можно определить сильные и слабые стороны в своей работе, увидеть направления своих дальнейших действий, но они будут почти безрезультативны без осознания самими детьми зачем им это нужно. Ведь не секрет, что многие учащиеся после окончания начальной школы оказываются как бы «брошенными на произвол судьбы» со стороны родителей, которые считают, что их дети уже выросли. Но дело в том, что большинство учащихся не осознаёт, что им запоминать на уроке и зачем это им нужно, а без осознания этого невозможна успешность в обучении любому предмету, особенно математике.

Так как в основе субъектности личности заложен механизм самосознания, то крайне важным становиться проведение рефлексии.

Не останавливаясь на видах рефлексии, можно сказать, что её следует применять не только на завершающем этапе урока, но и в начале — на этапе целеполагания, и на промежуточных этапах — это помогает учащемуся осознать не только материал, но и свое отношение к процессу обучения, а со стороны учителя дает возможность увидеть трудности, возникающие у школьников при изучении материала и вовремя «перестроиться», адаптируясь к ученикам. Тема моей ОЭР «РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ И СОЗНАТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КАК КОМПОНЕНТОВ СУБЪЕКТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ».

На формирующем этапе в 2011–2012 году я, в качестве экспериментального, выбрала класс 5б. Контрольный класс 5а работал по традиционной методике и действующей типовой программе, аналогичная работа проводилась в 2012–13 учебном году с этими же ребятами: 6б — экспериментальный, 6а — контрольный класс. Обращаясь к мониторингу, проводимой работы, видно, что, несмотря на колебания качества знаний в обоих классах, качество успеваемости в 6б выше, чем в контрольном 6а (хотя в начале эксперимента показатели классов были почти одинаковыми).

В связи с чем, я считаю, что проводимая мною на уроках математики работа дает результат. Рефлексия, проводимая на различных этапах урока, помогает ребятам учиться планировать свою деятельность на последующих занятиях, осознавать свой вклад в будущее и оценить свою работу на уроке, что позволяет избежать конфликта между учащимся и учителем из-за полученных оценок. Для подведения итогов урока я использую модификацию упражнения «Плюс — минус — интересно», оно выглядит как «Знал — не знаю — научился». Эту таблицу можно заполнять как устно, так и письменно, в зависимости от количества времени на уроке. В графу «знал» записывается все, что ученик уже знал, либо те знания, которые, по мнению ученика, могут понадобиться на уроке. В графу «не знаю» — записывается все, что ученик ещё не знает, осталось непонятным, создает основу для целеполагания на следующих уроках. В графу «научился» учащиеся записывают сведения о том, чему они научились. Можно добавить в эту таблицу те вопросы, ответы на которые интересуют учителя (в зависимости от целей урока). Для учащихся наиболее важной будет графа «научился», так как в ней содержится та информации, которая может им пригодиться на следующих занятиях. А для учителя важной будет графа «не знаю», именно здесь содержатся возможные проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся, что является отправным моментом для построения следующего урока. Таким образом, рефлексия на уроке — это возможность и для учащихся, и для учителя, позволяющая совершенствовать процесс обучения, ориентируясь на возможности каждого ученика.

В своей работе я также применяю групповую форму работы, что также способствует развитию, как рефлексии, так и познавательного интереса. При её использовании на уроках у наиболее подготовленных учащихся используется весь объем знаний, они прочнее усваивают материал, могут не только задавать себе темп работы, но и помогать товарищам при выполнении упражнений на отработку тех или иных умений, при этом закрепляя материал гораздо прочнее. Для учащихся с более низким уровнем подготовки это один из способов, позволяющих им быть успешными — они не боятся попросить помощи у других (а ведь не всегда такие ученики задают вопросы учителю), высказать свою точку зрения и, наконец, объективно оценить свою работу и уровень знаний.

Кроме того, я достаточно часто использую на своих уроках так называемые «рабочие листы» (приложение 1), которые раздаются каждому ученику. Они позволяют не только экономить время на уроках, так как ответы на задания записываются в самом листе, но и дают возможность учащимся оценить свою работу по критериям, указанным в каждом из видов задания, что в свою очередь помогает ребятам учиться объективно оценивать свои возможности, видеть, над чем им следует поработать. Такие листы удобны для выставления оценок за урок и что не менее важно, они интересны не только учащимся, но и их родителям, которые могут видеть, как проходит обучение их ребёнка, опираясь не на его мнение об уроке и записи в его тетрадях, которые зачастую не дают объективной картины. В результате проверки «рабочих листов» у учителя появляется дополнительная возможность оценить достижения учащихся, написать, что нужно повторить тому или иному ребёнку для достижения цели, да и просто похвалить за результат, что никогда не бывает лишним. В заключении хочется сказать, что перестает быть учителем тот, кто перестает учиться сам.

Приложение 1

Смотреть в формате PDFСмотреть в формате PDF

Литература

1. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс/ П. Ф. Каптерев. — М. : Избр. пед. соч., 1982. — 170 с.
2. Рефлексия на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. — URL: http://abc-lernen.ucoz.ru/load/refleksija_na_urokakh_inostrannogo_jazyka (дата обращения: 6.09.2013).

Категория: