Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тестовый контроль знаний, как средство совершенствования системы проверки и оценки результатов обучения

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Даулетова Бибигуль Бисеновна, учительница русского языка и литературы первой категории, Буденевская средняя школа село Будене Индерский район Атырауской области

Даулетова Бибигуль Бисеновна

«Будет задание — будет знание»
В. С. Аванесов

Богатый опыт многих поколений учителей и основные положения дидактики говорят о том, что если хочешь привить солидные знания и умения, то необходимо тщательно продумывать методы и формы контроля и систематически осуществлять его. Без оценки процесс усвоения невозможен: везде должен действовать принцип обратной связи. Однако важно не только правильно организовать контроль, но и планомерно и систематически осуществлять его на каждом уроке. Именно поэтому методы непрерывного и интенсивного контроля знаний являются существенными компонентами современной информационной технологии в образовании и тестирование — важнейший из них.

В последние годы тесты знаний и способностей получили широкое распространение в различных областях общественно-экономической жизни в качестве инструмента диагностики уровня подготовленности выпускников школ, абитуриентов, студентов. Появилось даже такое понятие как «тестовая культура», которое следует рассматривать не только как элемент педагогической культуры, но и культуры общества в целом. Поэтому очень важно сегодня привить навыки культуры тестирования учащимся, сделать этот процесс обыденным, не вызывающим страха, а лишь стимулирующим их дальнейшее самосовершенствование.

Каждый учитель сегодня использует инновационные идеи, эффективные формы обучения, оптимальные методы. Цель одна — повысить доступность образования, его качество и эффективность. Способов и методов много, а я в своей работе опираюсь на один из них- тестирование. Введение тнстирования в школьную практику обусловлено тем, что чаще нашим ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий на уровне района, республики.

Мотивами, побуждающими использовать тестовый контроль на уроках русского языка, послужили следующие факторы:

Во-первых, в связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая проверка позволяет:

• более рационально использовать время урока;
• охватить большой объем содержания;
• быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала;
• сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы;
• тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому занятию, дисциплинирует их;
• контроль с применением тестов позволяет решать проблему саморазвития;
• тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками;
• правильно оформленный тест развивает добросовестность и аккуратность;
• использование тестов на уроках повышает интерес к предмету.

Во-вторых, каждый старшеклассник сталкивается с необходимостью сдачи нескольких выпускных экзаменов на основе Единого национального теста и Промежуточного Государственного Контроля с использованием технологии централизованного тестирования. Требуется предварительная подготовка всех участников образовательного процесса, при этом, определенную часть работы желательно провести заранее, отрабатывая отдельные этапы в условиях не столь эмоционально напряженных.

Таким образом, передо мной встает одна из главных задач сегодняшнего дня-подготовить учащихся к сдаче ЕНТ и ПГК, и эта подготовка начинается уже с пятого класса.

Задачи, которые нужно решить, работая над этой проблемой — это развитие навыков работы учащихся перед новой формой контроля и развитие уровневой дифференциации.

В процессе работы над этой темой я изучала и проработала много специальной литературы.

Практически на каждом уроке использую промежуточные тесты, применяю много тестовых заданий при актуализации знаний. Также считаю целесообразным применение тестов на этапе закрепления и при выполнении домашнего задания, где возможны элементы дифференциации. На контрольных уроках наряду с традиционными формами проверки знаний часто применяю тесты, которые разработала сама.

При разработке тестов я придерживаюсь определенных принципов:

• тесты должны включать попросы по наиболее важным разделам и темам;
• тест может включать несколько вопросов, каждый из которых должен оцениваться по системе в 1 балл за правильный ответ и 0 баллов-за неправильный;
• тесты должны допускать возможность кратких, лаконичных ответов без излишней детализации;
• из тестов должны быть исключены слишком сложные материалы и слишком простые, также устаревшие материалы;
•тесты должны быть составлены четко, лаконично и требовать однозначных ответов.

Предлагаю рекомендации по составлению тестов:

1.Задания должны легко читаться.
2.Задания не должны воспроизводить формулировки, данные в учебнике.
3.Ответы на одни задания не должны зависеть от ответов на другие задания.
4.Ответы на задания не должны являться подсказками других заданий.
5.В тестах с выборочными ответами правильные ответы должны распредеделяться в случайном порядке.
6.Формулировки заданий не должны содержать двойного смысла и тем более «ловушек».
7.В тестах альтернативной формы следует избегать слов-подсказок.
8.В тестах, где требуется заполнение пропусков, следует избегать большого количества пропусков в каждом отдельном задании.

Закрытые тестовые задания, полузакрытые тестовые задания, открытые тестовые задания на установление соответствия, задания на установление правильной последовательности, тестовые ситуативные задания, тестовые диктанты- вот те основные формы, которые обычно беру на вооружение при подготовке и разработке тестов. Систематичность в применении тестового контроля формирует у школьников дисциплинированность и стремление к состязательности в усвоении программного материала. Предлагаю систему целесообразного включения тестовой формы контроля на уроках разных типов, на этапе контроля.

І тип. Учебное занятие по первичному изучению и закреплению знаний.

На данных уроках использую тесты по определениям новой темы, которые имеют форму закрытые тестовые задания (с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных), цель данного контроля-проверить знание основных определений.

ІІ тип. Учебное занятие по закреплению знаний и способов деятельности.

На этих уроках использую полузакрытые тестовые задания, это дает возможность проверить усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение.

ІІІ тип. Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов деятельности.

На уроках этого типа использую творческую работу с включением тестовых заданий, которая имеет форму открытые тестовые задания (ответ не задан), это позволяет выяснить степень осмысления полученной информации, проверить умение осуществлять поиск проблемы и пути ее решения.

ІV тип. Учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности.

Уроки этого типа являются итоговыми в теме, поэтому целесообразно использовать задание массивом, форма такого задания-открытые тестовые задания. Это позволяет проверить умения самостоятельно использовать готовые приемы в стандартных ситуациях и по образцу.

V тип. Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности.

Итоговые уроки или другие повторения, форма осуществления контроля итоговый тест, это дает возможность проверить усвоение материалов изученной темы.

При разработке и подборе тестового материала я использую печатные издания, консультируюсь со школьным психологом, учитываю уровень подготовки класса.

Предлагаю несколько видов тестовых заданий. Завершающими в работе по определенной грамматической теме могут быть комплексные тестовые задания. Два приведенных ниже использую для проверки знаний по теме «Имя существительное». Применительно к другой части речи меняется, естественно, схема и само содержание тестового задания.

Тестовый диктант «Имя существительное»

В русском языке... падежей.
На вопросы кто? что? отвечает... падеж.
На вопросы кого? чего? отвечает... падеж.
На вопросы кому? чему? отвечает... падеж.
На вопросы кого? что? отвечает... падеж.
На вопросы кем? чем? отвечает... падеж.
На вопросы о ком? о чем? отвечает... падеж.
Одушевленные существительные отвечают на вопрос...?
Неодушевленные — на вопрос...?
Род существительных типа тетрадь, тетя, аудитория — ... .
Род существительных типа дождь, трамвай, брат — ... .
Род существительных типа окно, время, море — ... .
Число существительных типа стол, шкаф — ... .
Число существительных типа стулья, дома — ... .
Существительные типа Москва, Таня, Франция -... .
Существительные типа парта, стол, доска -... .

Ситуативное тестовое задание «Имя существительное»

Вам необходимо охарактеризовать выделенное слово в данном предложении Она думает о друге.

1.Вначале вы говорите, что слово друг

1.существительное
2.прилагательное
3.глагол
4.местоимение
5.числительное

2.Затем вы отмечаете, что это существительное... рода, ... числа, ... падежа.

3.Далее указываете, что существительное друг

1.одушевленное
2.неодушевленное

4.Затем определяете, что оно

1.собственное
2.нарицательное

5.Если вам предлагается подобрать синоним к данному слову, вы утверждаете, что синонимом является слово

1.враг
2.товарищ
3.знакомый

6.Если вам нужно подобрать антоним к данному слову, вы полагаете, что это

1.приятель
2.знакомый
3.враг
4.товарищ

7.При установлении сочетаемости данного слова вы обнаруживаете следующие соответствия

Существительные                            Сочетающиеся с ними прилагательные
А. друг                                            1.закадычный
В. враг                                             2.заклятый
                                                        3.теплый
                                                        4.качественный

8.А составляя пословицы, вы предлагаете следующие сочетания

Начало                                                        Конец
А. Старый друг...                                         1.в беде
В. Друг познается...                                     2.хуже двух новых
                                                                   3.лучше новых двух
                                                                   4.в радости

Привожу несколько тестовых заданий на соответствия(в предлагаемых заданиях необходимо обнаружить соответствие).

1.Наречия                                                    Антонимы к ним
А. близко                                                     1.высоко
В. низко                                                       2.далеко
С. сладко                                                     3.весело
Д. грустно                                                    4.рано
Е. поздно                                                     5.горько

2.Форма глаголов

А. инфинитив                                                1.написал
В. прош. вр., несов. в.                                  2.читать
С. наст. вр.                                                   3.пел
Д. прош. вр., сов. в.                                     4.делаю

3.Смысловые оттенки модальных частиц

А. вопрос                                                     1.именно, как раз
В. восклицание                                             2.вряд ли, едва ли
С. указание                                                  3.вон, вот
Д. сомнение                                                 4.что за, как
Е. уточнение                                                5.разве, неужели

4.Части речи

А. существительные                                     1.красный, большой
В. прилагательные                                        2.хорошо, быстро
С. наречия                                                    3.школа, дерево
Д. глаголы                                                    4.семнадцать, пять
Е. числительные                                           5.бегать, думать

Рекомендую тестовые задания на установление правильной последовательности(в предложенных заданиях необходимо установить правильную последовательность).

1.Слова в синонимическом ряду по степени угасания признака:

  • наслаждение
  • блаженство
  • удовольствие

2.Установить правильную последовательность:

Дни недели

  • воскресенье
  • понедельник
  • суббота
  • вторник
  • пятница
  • четверг
  • среда

Для учащихся старших классов составила тематические тесты с ответами и ключами. Мы знаем, что тест — отличный способ проверить свои знания. Поэтому учащиеся обращаются к ключам после того, как они нашли ответ на вопрос, сознательно сделали выбор. Ключи-комментарии не заменят учебника. Но подскажут ученикам, на что стоит обратить вниманите в данной теме. Вот одно задание такого теста:

1.Найдите предложение, в котором вместо двоеточия следует поставить запятую.

А.[Под конец от страха я не смел открыть глаза]:{ потому что }[уж если придется падать с обрыва], лучше лететь с закрытыми глазами.
В.[С горных склонов в долину стекали ручьи], [с обрывов падали, звеня,
водопады], [все кругом бурлило и пело]: {потому что} была весна.
С.[Алеша прибежал домой в совершенном беспорядке],:{ а именно} [волосы (которые еще водились у него в небольшом количестве на висках и на затылке), совершенно растрепались]; [бок и грудь и все панталоны были в снегу].
Д.[Я посмотрел за окно], : {и увидел, что} [не было ни луны, ни звезд]- [должно быть, небо заволокло облаками].

Е. Накрапывал дождь {и} ветер стал сильнее, {и} море рокотало.

Эффективность контроля с помощью тестовых заданий зависит не только от их качества, но и от того, как будут проанализированы результаты работы. При оценке знаний на основе полученных ответов использую следующую шкалу: 85-100% — «5», 65-85% — «4», 40-65% — «3», 0-40% — «2». При тестировании я получаю оценку уровня обученности учащихся и соответствующую диагностическую картину по каждой теме учебной программы. Провожу анализ полученных данных, составив таблицу «Характеристика ошибок» на каждого ученика и построив мониторинг качества тестового контроля.

Как и в любом изучаемом вопросе необходимо рассмотреть положительные и отрицательные стороны предмета изучения. Я убедилась, что тестовые формы контроля имеют свои положительные стороны, а именно:

  • удается проверить большой объем материала;
  • быстро обработать полученные результаты;
  • скорректировать знания каждого ученика и снять психологический барьер перед данной формой контроля.

Отрицательными считаю:

  • тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся;
  • часто выбор ответа происходит наугад, учителю невозможно проследить логику рассуждений учащихся.

Для устранения недостатков считаю необходимым применять различные виды тестов и форм тестовых заданий с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Использование мною тестового контроля повлияло на мотивацию учащихся к обучению русского языка и итоговые результаты:

  • появилась возможность творческой деятельности учащихся на более высоком уровне;
  • реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
  • слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех, стремятся к более высоким достижениям.

Сегодня тесты являются одной из распространенных форм контроля знаний. Поэтому при обучении в школе просто необходимо внедрять тесты, чтобы учащиеся достаточно свободно могли ими пользоваться, чтобы был преодолен тот «психологический» барьер, который, к сожалению, существует у многих учеников. Данный тип контроля, включающий достаточно большое количество заданий требует организации умственной деятельности учащихся, что оказывает положительное влияние на всю мыслительную деятельность, привыкая обучающийся начинает контролировать себя, «собираться» и как результат- отвечает более точно на поставленные вопросы. С каждым разом повышается уровень исполнения тестов.

Тесты имеют право на существования как одна из форм контроля, наравне с традиционными самостоятельными и контрольными работами. Разумное сочетание всех видов контроля позволяет учителю более качественно осуществлять учебный процесс.

Закончить работу хочется словами доктора педагогических наук, профессора Вадима Сергеевича Аванесова: «Применение заданий в тестовой форме для отслеживания уровня знаний учащихся позволит правильно организовать учебный процесс, повысит объективность контроля и уровень индивидуализации обучения. Путь к достижению этого идеала лежит через трудности создания качественных тестов».

Категория: