Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тест ИМЕЮ!

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Скоро можно будет запросто определить, в каком вузе действительно чему-то учат, а в каком — только дипломы продают. Экзамены возвращаются!

Тест ИМЕЮ!

Как сообщил министр образования и науки Бакытжан Жумагулов, через два-три года, возможно, ЕНТ будет разделено на два этапа. Первый из них будет ориентирован только на оценку знаний, полученных в средней школе. Второй этап «заточен» на прием в вузы, и его будут проходить не все выпускники подряд, а только те школьники, которые желают поступать в высшие учебные заведения. Тесты для второго этапа будут написаны с учетом специфики избранной абитуриентом специальности. Могут быть введены и дополнительные испытания вроде творческих заданий или собеседований. Нетрудно заметить, что в таком случае от Единого национального тестирования остается одно только название.

Два этапа ЕНТ — это не что иное, как возврат к старой доброй (или недоброй — кому как) экзаменационной системе. Ведь дело вовсе не в том, как выпускник или абитуриент проходит испытание: отвечает ли по вытянутым билетам, заштриховывает квадратики в тестах или резво исполняет фуэте перед членами приемной комиссии. Главный принцип национального тестирования в том, что это испытание знаний совмещает в одном флаконе итоговую государственную аттестацию выпускников школ и вступительные экзамены в вузы и колледжи республики. А раз они порознь, то ЕНТ, может быть, по-прежнему останется «национальным тестированием», но уж никак не будет «единым».

Наверное, это и правильно. Поскольку высшее образование в Казахстане в основном платное, то в ЕНТ вообще нет никакого смысла. Если выпускник после школы решил не поступать в вуз, а заняться производительным трудом, то для него ЕНТ — лишняя головная боль. Ему вполне хватило бы аттестата зрелости или даже справки об окончании средней школы. Зачем его мучить, лезть к нему с какими-то неуместными тестами? Его выбор надо уважать. Не так уж много молодых людей у нас решают посвятить себя производству материальных ценностей, а не протиранию штанов в офисе.

Если абитуриенту от вуза нужен только диплом, то ЕНТ опять становится досадной помехой как для него, так и для администрации вуза. Они заключают между собой джентльменское соглашение: студент согласен платить, а вуз готов не замечать, что клиент туповат, ограничен, слово «ыновацыоный» пишет с четырьмя ошибками и вообще не был рожден Ньютоном. Вполне может быть, что умных студентов вуз и сам боится — с учетом дефицита преподавательских кадров и качества учебного процесса. Почему минимальный балл ЕНТ должен нарушать эту трогательную идиллию? Раз уж интересы ленивого студента и халтурной альма-матер полностью совпадают, то они обязательно найдут способ, как совместно «обойти» национальное тестирование! А уж что касается вступительных экзаменов — так и тем более такому вузу они нужны, как зайцу стоп-сигнал.

И наконец, третий вариант — серьезный университет, заинтересованный в том, чтобы собрать в своих стенах талантливых студентов. Допустим, у нас такой есть, или когда-нибудь появится. Зачем ему нужно ЕНТ? Опять же — совершенно незачем! Уважающий себя вуз вполне способен самостоятельно организовать экзаменационный процесс и сам отобрать себе лучших абитуриентов. Причем именно так, как считает нужным. А что касается ЕНТ, то, как сказал поэт, «к мандатам доверия нету».

Единое национальное тестирование никогда не будет «хорошим» для всех, поскольку преследует две взаимоисключающие цели. Средней школе надо всех выпускников, не привлекая особого внимания к качеству полученного ими образования, «заактировать» и всем стадом сплавить во взрослую жизнь. И чем ниже критерии ЕНТ, тем лучше. Высшая школа (если она действительно высшая) вряд ли с этим согласится. Тем более что объективность ЕНТ, несмотря на всю завесу жуткой секретности вокруг этой процедуры, вызывает определенные сомнения.

Вас не удивляет, что результаты сдачи ЕНТ из года в год становятся все лучше и лучше? Средний балл от 68 в 2008 году увеличился до 86,8 в 2011-м. В 2009 году «Алтын белгi» подтвердили 1 550 человек, а в 2011-м «золотых бельгийцев» стало уже 3 222, да еще более чем тысяче вундеркиндов не хватило всего одного балла. Количество показавших максимальный результат — 125 баллов из 125 возможных — в последние два года измеряется десятками, а ведь начинали с трех! Зато неуклонно уменьшается количество не набравших пороговый уровень, хотя в 2010 году он был повышен. Это признак того, что наше среднее образование движется к идеалу со скоростью реактивного истребителя, или нечто другое?

Понятно, что вузы, имея прекрасную возможность сравнить мажорную статистику ЕНТ с реальным качеством знаний абитуриентов, сделали свои выводы. Они хотят отбирать студентов сами, без посредников. И тут тяжело что-то возразить.

Александр Каминский

Источник: Экспресс К

Категория: