Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тематический план курса русской литературы 8 класс (34 часа)

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Программный материал

Количество часов

Дата проведения

1

Бессмертие народа в его языке – 1 час

Писатели о языке. Интерес русских писателей к историческому прошлому. Абай Кунанбаев о необходимости овладения русским языком и передовой русской и мировой культурой. Духовная эволюция автора. Двадцать пятое слово – назидание Абая.

 

1

 

2

Тема Востока в литературе – 5 часов

1.А.Никитин – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель. «Хождение за три моря» (фрагменты из 2 частей). Особенности содержания и формы путевого очерка. Описание быта и нравов индийского народа. Характеристика литературного героя.

2.Дж. Байрон – поэт-романтик. Своеобразие лирики Дж. Байрон, отражение в ней высоких идеалов. Поэма «Корсар». Жизненная основа поэмы. Образ романтического героя в поэме.

3.А.С. Пушкин. Жизнь и творчество (краткий обзор). Особенности художественной манеры поэта. Поэма «Бахчисарайский фонтан». Историческая основа поэмы. Проблематика поэмы. А.С. Пушкин и Абай.

4.М. Ю. Лермонтов – певец Родины. Поэма «Беглец» («Горская легенда»). История создания, особенности композиции поэмы. Тема Кавказа в творчестве поэта. Основная идея поэмы. Гете - М. Ю. Лермонтов - Абай.

5.И.С.Тургенев. Лебединая песня «Восточная легенда». Стихотворная и прозаическая речь. Художественный перевод. Абай Кунанбаев «Масгут».

 

Внеклассное чтение

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

3

Тема Родины в русской литературе – 7 часов

1-3.Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Тарас Бульба». «Поэма …великих страстей» В.Г.Белинский. Историческая основа повести. Образ Тараса Бульбы - воплощение ратного духа запорожцев. Сравнительная характеристика Остапа и Андрия. Нравственная оценка личности героя. Отображение исторических событий в повести Гоголя «Тарас Бульба». Судьба человеческая и народная в повести. Историческая правда и вымысел.

4-5.И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг» (в сокращении). Образы крестьянских детей в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». Красота русской природы в рассказе «Бежин луг».

6.Н.А.Некрасов – поэтический выразитель эпохи. Стихотворение «Школьник». Проблема народного образования.

7.Н.С.Лесков. Рассказ «Дурачок». Смысл названия: кого надо считать дураком? Что за люди любопытные? Кто и почему называет их дурачками? Душевные качества и нравственные принципы героя.

 

Развитие речи. Сочинение.

 

Внеклассное чтение

 

 

3

 

 

 

 

2

 

1

 

1

 

1

 

1

 

4

Тема силы воли и мужества человека – 3 часа

1-2.В.Г. Короленко – писатель-гуманист. Повесть «Слепой музыкант». Искусство в судьбе человека. Проблема нравственного выбора героев. Мотив поиска счастья. Точность и лаконизм повести.

3.Н.А. Заболоцкий. Стихотворение «Не позволяй душе лениться». Труд души по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться». Суровая, трагическая правда жизни в стихотворении. «Не позволяй душе лениться», внешне спокойный и внутренне напряженный тон монолога. Афоризмы.

Развитие речи. Сочинение.

 

 

2

 

 

1

 

 

1

 

 

5

Тема человека и природы в литературе – 5 часов

1.П.Н.Васильев – поэт исключительного дарования. Особенности художественной манеры поэта. «Иртыш». Образ могучей и полноводной реки. Мастерство П.Н.Васильева. Особенности композиции. Гуманистическая позиция автора.

2-3.Ч.Т.Айтматов - народный писатель Киргизии. Роман «Плаха». Идейно-художественное своеобразие романа. Проблемы современного общества в романе. Тема защиты природы в романе «Плаха».

4.О.О. Сулейменов – поэт и ученый. Стихотворение «Волчата». Тема взаимоотношения человека к природе. Одухотворенность природы, единство с ней человека. Глубина, философичность лучших стихотворений поэта.

5.Г.Д.Гребенщиков – писатель из Казахстана. Повесть «Ханство Батырбека». Безрадостная картина жизни степного аула. Нравственные проблемы произведения.

 

Развитие речи. Сочинение.

 

 

1

 

 

2

 

1

 

 

 

1

 

1

 

6

Тема героизма казахстанцев в годы Великой Отечественной войны – 5 часов

1.А.А.Бек. Жизнь и литературная судьба (обзор). Повесть «Волоколамское шоссе». История создания произведения. Проблематика и система образов. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции повести.

2-3.Б.Момышулы – легендарная личность (обзор). Повесть «За нами – Москва». Нравственная проблематика повести. Характеристика литературного героя.

4.К. Кайсенов. Мемуары «В тылу врага». Изображение партизанского движения в тылу врага. Особенности композиция. Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой произведения, и воображение писателя. 5.О.Сулейменов. Одна война закончилась другой. Выражение сокровенных чувств и переживаний героев. История создания и композиция произведения. Утверждение жизнестойкости и оптимизма. Патриотический характер лирики поэта.

 

Развитие речи. Сочинение.

 

 

 

1

 

 

2

 

 

1

 

 

 

 

1

 

7

Тема первой любви в литературе – 2 часа

1.Р.И. Фраерман. Повесть «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». История о любви и упущенном счастье. Внимание писателя к внутреннему миру героев.

2.Л.Н.Мартынов. Стихотворение «След». Жизненная основа стихотворения. Раздумья поэта о назначении человека. Композиция, ритмика, интонационные особенности.

 

Внеклассное чтение

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

Всего:

34 ч.

 

Базовое содержание учебного предмета в 8 классе

На изучение курса выделено 34 часа, из них на: чтение и изучение — 27 часов, внеклассное чтение — 3 часа, развитие речи — 4 часа.

В курсе литературы в 8 классе изучаются базовые понятия: стихотворная и прозаическая речь, ритмика, интонация, романтический герой, художественный перевод, сюжет, вымысел, мотив, мемуары, легенда, хождение, повесть, роман, идейно-художественное своеобразие, афоризм.

Произведениями для внеклассного чтения являются:

1) М. О. Ауэзов «Агро», «Тадж-махал»;
2) Ч. Т. Айтматов «Легенда о рогатой матери-оленихе (Белый пароход)», «Верблюжий глаз»;
3) А. Т. Алимжанов «Испей из родника, сынок»;
4) Дж. Г. Байрон «Песня греческих повстанцев»;
5) В. А. Брюсов «Родной язык»;
6) И. А. Бунин «Антоновские яблоки» (фрагменты);
7) П. Н. Васильев. «Азиат», «Джут», «Затерян след в степи солончаковой»;
8) В. С. Высоцкий «Песня о друге», «Я не люблю», «Песня о земле»;
9) Г. Д. Гребенщиков «В тиши степей», «Волчья жизнь»,
10) М. В. Исаковский «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату»; В.Ирвинг «Случай с каменщиком»;
11) М. А. Дудин «Солдатская песня»;
12) Ю. В. Друнина «Качается рожь несжатая»;
13) В. Г. Короленко «Мороз» (фрагмент из повести);
14) Н, С.Лесков «Человек на часах»;
15) А. Н. Майков «Весна», «Летний дождь»;
16) И. С. Никитин «Встреча зимы»;
17) Н. А. Некрасов «Внимая ужасам войны», «Мороз Красный нос» (фрагменты);
18) К. Г. Паустовский «Золотая роза»;
19) А. С. Пушкин «Осень», «Бесы», «Кавказский пленник»;
20) Н. Н. Рубцов «Тихая моя родина»;
21) И. С. Соколов. «Звуки весны»;
22) О.Сулейменов. «Чикаго», «Аз и я» (фрагменты);
23) Р.Тагор «Старшая сестра»;
24) К.Толстой «Осень», «Колокольчики мои» (фрагмент);
25) И. С. Тургенев «Лето», «Русский язык», «Записки охотника» (фрагменты);
26) Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»;
27) А. А. Фадеев «Молодая гвардия» (фрагменты);
28) А. А. Фет «Летний вечер тих и ясен»;
29) М.Шаханов «Ночь воспоминаний о Сократе или суд на шкуре туполобого».

Произведениями для заучивания наизусть являются:

1) Абай Кунанбаев «Слова назидания» (отрывок по выбору);
2) А. С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан» (отрывок);
3) М. Ю. Лермонтов «Беглец» (отрывок);
4) И. С. Тургенев. Отрывок описания картин природы («Бежин луг»);
5) Н. А. Некрасов «Школьник»;
6) Н. А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться»;
7) П. В. Васильев «Иртыш»;
8) О. О. Сулейменов «Волчата»;
9) Л. Н. Мартынов «След».

Категория: