Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тематические тесты по русскому языку

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Монастырская Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории СОШГ № 1 имени Д. А. Конаева, село Кордай Кордайского района Жамбылской области

Монастырская В.Н.

В период подготовки старшеклассников к ЕНТ становится актуальной работа с тестовыми заданиями. Используют учителя их каждый урок. И это правильно. Однако не всегда хватает времени на то, чтобы донести суть ошибки каждому ученику, объяснить коротко и доходчиво. Вот я придумала новую форму работы с тестами и потом самостоятельную работу над ошибками.

Весь материал распечатывается на две половины. Сначала предлагаю выполнить тестовые задания в течение 20 минут, ребята не знают, что проверять будут сами и здесь же, затем не собираю тетради, а раздаю вторую часть, то есть те листы, где написано «Работа над ошибками». Опыт работы показывает, что такое объяснение детям удобно, понятно, активизирует их самостоятельность.

У меня вместо бумажного варианта есть ещё и электронный вариант этого теста. Иногда использую и его, если кабинет информатики в моём распоряжении. Тогда удобно следить за ребятами, так как звук выдаёт их ошибки.

Подготовка к ЕНТ

Раздаточный материал № 1

Тематические тесты по русскому языку

Состав слова и словообразование

1. Укажите слово, соответствующее схеме: корень+ корень (без соединительной гласной)

а) Новостройка
б) Луноход
с) Кинозал
д) Водокачка
е) Водолаз

2. Укажите слово, соответствующее схеме: приставка+корень+суффикс

а) Подъезд
в) Досуха
с) Берёзка
д) Медленно
е) Быстро

3. Слова без окончаний:

а) Окрепнув, медлить, по-дружески, думающий.
в) Окрепнув, медлят, по-дружески, думающий.
с) Окрепнув, медленно, по-дружески, думая.
д) Окрепнут, медленно, дружеский, думают.
е) Окрепнешь, медленно, друзья, думая.

4. Суффикс — чик — пишется:

а) После согласных к, н, р, м, в
в) После согласных д, т, з, с, ж
с) После согласных к, ц, п, ф, м
д) После согласных р, м, ш, ч, н
е) После согласных х, ц, щ, ш, ч

5. Укажите существительное с суффиксом — щик

а) Спор… ик
в) Перебеж… к
с) Извоз… ик
д) Обход… к
е) Рез… ик

6. Укажите слово, соответствующее схеме: корень+ корень (с соединительной гласной)

а) Фотомодель
в) Киноактёр
с) Фотоателье
д) Кинозал
е) Водолаз

7. Суффиксом называется:

а) Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов
в) Значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слова
с) Значимая изменяемая часть слова, служащая для связи слов
д) Значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова
е) Часть слова без окончания

8. Укажите способ образования наречий в-четвером, во-вторых:

а) Приставочно-суффиксальный
в) Бессуффиксный
с) Суффиксальный
д) Приставочный
е) Сложение

9. Укажите существительное с суффиксом — ик-

а) Человеч… к
в) Ореш… к
с) Мяч…к
д) Цветоч… к
е) Молоточ…к

10. Это слово образовано при помощи суффикса:

а) Подыскать
в) Перелёт
с) Преспокойно
д) По-дружески
е) Футболист

11. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с суффиксом -к-

а) Киргиз… ий писатель
в) Ткац… ий станок
с) Офицер ий мундир
д) Кавказ ие горы
е) Комендант… ий час

12. Укажите слово, образованное по модели: корень— суффикс — суффикс — окончание

а) Первенство
в) Разлюбить
с) Холодно
д) Застывший
е) Упражнение

13. Часть слова без окончания:

а) Суффикс
в) Окончание
с) Корень
д) Приставка
е) Основа

14. Лексическое значение корня в слове не совпадает с лексическим значением корня остальных слов только в

а) Носик
в) Носильщик
с) Носовой
д) Переносица.
е) Нос

15. Укажите морфологический способ образования слова: языковед

а) Сложение
в) Приставочно-суффиксальный
с) Приставочный
д) Суффиксальный
е) Бессуффиксный

16. Определите, какой из глаголов правильно разобран по составу: (морфемы отделены /)

a) за/бол/ева/ет
в) по/слыш/ал/ся
с) интерес/ов/ал/и/сь
д) за/игр/а/л/ась

17. Укажите морфологический способ образования слова: бессмыслица

а) Сложение
в) Приставочно-суффиксальный
с) Приставочный
д) Суффиксальный
е) Бессуффиксный

18. Словообразование изучает:

а) Звуки речи
в) Слова как часть речи
с) Свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения
д) Состав (строение) слова
е) Словарный состав языка

19. Общая значимая часть родственных слов, которая является носителем главного лексического значения:

а) Суффикс
в) Основа
с) Корень
д) Окончание
е) Приставка

20. Укажите морфологический способ образования слова: худший

а) Сложение
в) Приставочный
с) Приставочно-суффиксальный
д) Бессуффиксный
е) Суффиксальный

21. Определить способ формообразования слова: писать — написать

а) При помощи смены окончаний
в) Смена формообразующих суффиксов
с) Изменение места ударения
д) При помощи формообразующих суффиксов
е) При помощи формообразующих приставок

22. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

Писать — написать, делать — сделать, делить — разделить

а) Суффиксальный
в) Приставочно-суффиксальный
с) Приставочный
д) Применение разных основ
е) Перенос ударения

23. Укажите неморфологический способ образования слова: зато

а) Бессуффиксный
в) Распадение многозначного слова на омонимы
с) Аббревиация
д) Переход из одной части в другую
е) Слияние сочетания слов в одно слово

24. Укажите неморфологический способ образования слова: больной

а) Бессуффиксный
в) Распадение многозначного слова на омонимы
с) Аббревиация
д) Переход из одной части в другую
е) Слияние сочетания слов в одно слово

25. Укажите способ образования слова: грохот

а) Бессуффиксный
в) Распадение многозначного слова на омонимы
с) Аббревиация
д) Переход из одной части в другую
е) Слияние сочетания слов в одно слово

Раздаточный материал № 2

Работа над ошибками по итогам выполнения тестов по русскому языку

Тема: Состав слова и словообразование

1. Укажите слово, соответствующее схеме: корень+ корень (без соединительной гласной)
а) Новостройка
б) Луноход
с) Кинозал +
д) Водокачка
е) Водолаз

Ответ: Кинозал + (Слитно пишутся сложные сущ. с первой частью, иноязычным корнем: авиа-, аэро-, гидро-, зоо-, кино-, теле-, мото-, радио- и др., в которых о, а, е являются частью корня, а не соединит. глас.).

2. Укажите слово, соответствующее схеме: приставка+корень+суффикс

а) Подъезд
в) Досуха +
с) Берёзка
д) Медленно
е) Быстро

Ответ: Досуха, т. к. это слово (наречие) образовано с помощью приставки до- от слова сухой и суффикса а.

3. Слова без окончаний:

а) Окрепнув, медлить, по-дружески, думающий.
в) Окрепнув, медлят, по-дружески, думающий.
с) Окрепнув, медленно, по-дружески, думая. +
д) Окрепнут, медленно, дружеский, думают.
е) Окрепнешь, медленно, друзья, думая.

Ответ: + Окрепнув (деепричастие), медленно (наречие), по-дружески (наречие), думая (деепричастие). Деепричастие и наречие — неизменяемые части речи и не могут иметь окончание.

4. Суффикс — чик — пишется:

а) После согласных к, н, р, м, в
в) После согласных д, т, з, с, ж +
с) После согласных к, ц, п, ф, м
д) После согласных р, м, ш, ч, н
е) После согласных х, ц, щ, ш, ч

Ответ: В сущ., обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согл. д, т, з, с, ж пишется суффикс — чик -. Запомните: в некоторых словах с инояз. корнями пишется — щик -, например, брильянтщик.

5. Укажите существительное с суффиксом — щик

а) Спор… ик +
в) Перебеж… к
с) Извоз…ик
д) Обход…к
е) Рез… ик

Ответ: В существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий, после согласных д, т, з, с, ж пишется суффикс — чик-, запомните примечание: в некоторых словах с иноязычными корнями пишется -щик -, например, брильянтщик. А в остальных случаях пишется суффикс — щик. Ь перед щик пишется только после л, например, пильщик, стекольщик.

6. Укажите слово, соответствующее схеме: корень+ корень (с соединительной гласной)

а) Фотомодель
в) Киноактёр
с) Фотоателье
д) Кинозал
е) Водолаз +

Ответ: существительные с первой частью (иноязычным корнем) авиа-, аэро-, гидро-, зоо-, кино-, теле-, мото-, радио-, фото- и др., в которых о, а, е являются частью корня, а не соединительной гласной). Водолаз + лазить в воде — о — соединительная гласная.

7. Суффиксом называется:

а) Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов
в) Значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слова
с) Значимая изменяемая часть слова, служащая для связи слов
д) Значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова +
е) Часть слова без окончания

Ответ: Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов — корень. Значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слова — приставка. Значимая изменяемая часть слова, служащая для связи слов — окончание. Значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова + Суффикс. Часть слова без окончания — основа.

8. Укажите способ образования наречий в-четвером, во-вторых:

а) Приставочно-суффиксальный +
в) Бессуффиксный
с) Суффиксальный
д) Приставочный
е) Сложение

Ответ: наречия вчетвером, во-вторых образованы приставочно-суффиксальным способом, потому что в — , во- приставки, а — ом, их — ых — суффиксы

9. Укажите существительное с суффиксом — ик-

а) Человеч… к
в) Ореш…к
с) Мяч…к +
д) Цветоч…к
е) Молоточ…к

Ответ: Мячик + — если гласный при склонении слова выпадает, пишется — ек — ; если не выпадает пишется — ик. Орешек, Орешка, Орешку и т. д.

10. Это слово образовано при помощи суффикса:

а) Подыскать
в) Перелёт
с) Преспокойно
д) По-дружески
е) Футболист +

Ответ: Футболист + — Футбол — корень + суффикс — ист

11. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с суффиксом -к-

а) Киргиз… ий писатель
в) Ткац… ий станок +
с) Офицер…ий мундир
д) Кавказ…ие горы
е) Комендант… ий час

Ответ: Ткацкий станок + — ткач — основа на -к, -ч, -ц

12. Укажите слово, образованное по модели: корень-суффикс — суффикс — окончание

а) Первенство +
в) Разлюбить
с) Холодно
д) Застывший
е) Упражнение

Ответ: Первенство + перв(ый) перв — корень + ен — суффикс + ств- суффикс + о — окончание

13. Часть слова без окончания:

а) Суффикс
в) Окончание
с) Корень
д) Приставка
е) Основа +

Ответ: Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов — корень. Значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слова, — приставка. Значимая изменяемая часть слова, служащая для связи слов, — окончание. Значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова, — суффикс. Часть слова без окончания — основа + .

14. Лексическое значение корня в слове не совпадает с лексическим значением корня остальных слов

а) Носик
в) Носильщик +
с) Носовой
д) Переносица.
е) Нос

Ответ: Лексическое значение корня в слове Носильщик + не совпадает с лексическим значением корня остальных слов, так как НОСИЛЬЩИК-а, м. обозначает: Рабочий, занимающийся переноской (или перевозкой на тележке) ручного багажа на вокзалах, пристанях, а также тот, кто носит кого-что-н. на носилках. Железнодорожный н. Санитары-носильщики.

15. Укажите морфологический способ образования слова: языковед

а) Сложение +
в) Приставочно-суффиксальный
с) Приставочный
д) Суффиксальный
е) Бессуффиксный

Ответ: (ЯЗЫКОВЕД, -а, м. Специалист по языкознанию, лингвист. прил. языковедческий, -ая, -ое.) языковед — морфологический способ образования слова — сложение основ с соединительной гласной — о — ведёт язык, т. е. преподаёт, изучает какой-либо язык.

16.Определите, какой из глаголов правильно разобран по составу:

a) за/бол/ева/ет +
в) по/слыш/ал/ся
с) интерес/ов/ал/и/сь
д) за/игр/а/л/ась

Ответ: заболевает +, послышался- и интересовались: ал — суффикса не бывает, бывает, а и л; заигралась — а — окончание, так как заигралась, заигрались, заигралось, заиграл ся.

17. Укажите морфологический способ образования слова: бессмыслица

а) Сложение
в) Приставочно-суффиксальный +
с) Приставочный
д) Суффиксальный
е) Бессуффиксный

Ответ: морфологический способ образования слова приставочно-суффиксальный +, так как слово образовано от существительного мысль с помощью приставки бес- и суффикса — иц.
(БЕССМЫСЛИЦА, -ы, ж. (разг.). Нечто бессмысленное, нелепость, глупость).

18. Словообразование изучает:

а) Звуки речи
в) Слова как часть речи
с) Свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения
д) Состав (строение) слова +
е) Словарный состав языка

19. Общая значимая часть родственных слов, которая является носителем главного лексического значения:

а) Суффикс
в) Основа
с) Корень +
д) Окончание
е) Приставка

20. Укажите морфологический способ образования слова: худший

а) Сложение
в) Приставочный
с) Приставочно-суффиксальный
д) Бессуффиксный
е) Суффиксальный +

Ответ: худший -  ш - Суффикс

21. Определить способ формообразования слова: писать — написать

а) При помощи смены окончаний
в) Смена формообразующих суффиксов
с) Изменение места ударения
д) При помощи формообразующих суффиксов
е) При помощи формообразующих приставок +

22.Укажите способ образования видовой пары глаг.: писать — написать, делать — сделать, делить — разделить

а) Суффиксальный
в) Приставочно-суффиксальный
с) Приставочный +
д) Применение разных основ
е) Перенос ударения

23. Укажите неморфологический способ образования слова: зато

а) Бессуффиксный
в) Распадение многозначного слова на омонимы
с) Аббревиация
д) Переход из одной части в другую
е) Слияние сочетания слов в одно слово +

Ответ: Слияние сочетания слов в одно слово + : за — предлог, то — указательная частица.

24. Укажите неморфологический способ образования слова: больной

а) Бессуффиксный
в) Распадение многозначного слова на омонимы
с) Аббревиация
д) Переход из одной части в другую +
е) Слияние сочетания слов в одно слово

Ответ: Больной человек — прилагательное, Больной сидел на кровати — существительное.

25. Укажите способ образования слова: грохот

а) Бессуффиксный +
в) Распадение многозначного слова на омонимы
с) Аббревиация
д) Переход из одной части в другую
е) Слияние сочетания слов в одно слово

Ответ: грохот от глагола грохотать, зов от глагола звать.

Категория: