Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: «Сложные предложения» в 9 классе

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Жиенгазина Жанбота Кияшовна учитель русского языка и литературы высшей квалификационная категории казахской средней школы № 4 г. Кандыагаш Актюбинской области

 

Форма урока: деловая игра «Молодые управляют конфликтом».

Цель урока: систематизировать сведения о сложных предложениях.

Задачи:

  • Закрепление навыков употребление в речи сложных предложении, выработать навыки употребление сложных предложении и постановки знаков препинании при них.
  • Развивать память, воображение, устную речь и умение разбирать сложные предложения.
  • Воспитывать терпимость, стремление к самосовершенствованию.

Оборудование урока: интерактивная доска.

Наглядность: указатели для обозначение столов, тексты, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент

Класс делится на 2 команды. Учащиеся, имеющие жетон с буквой «А», садятся за стол «А», с буквой «Б» за стол «Б».

II. Актуализация знании, полученных ранее, систематизация материала

Команды составляют схему «Ассоциация». Каждая команда защищает схему.

III. Работа с пословицами

Каждая команда получает карточки с пословицами, надо разобрать и составить схемы к данным пословицам.

1-команда. Жизнь того бывает коротка, кто сдержать не может языка.

— Даже если ты говоришь в шутку, то все равно подумай хоть минутку

2-команда. Согласьем мудрецов вершится спор, а дружбу двух глупцов вершит раздор.

— Не обретет удачи тот, чей ум от гнева отстает.

1. Беседа по содержанию пословиц.

— Какой темой объединены пословицы?
— Как на казахском звучат эти пословицы?
— Какие пословицы вы еще знаете о споре, ссоре, конфликте?

1-команда. — Невыдержанность — это тот изъян, которым отличается шайтан.
— Асыан шайтанны ісі.

2-команда. — Болезнь от грязных рук всегда приходит, а от грязных языков беда приходит.

— Лас олдан ауру, лас тілден жаманды келеді.

2. Методом беседы прокомментирую выбор пословиц. Это поможет учащимся разобраться в сути конфликта, определить свое отношение к нему и к концу урока постараемся выработать правила поведения при конфликтах.

3. Словарная работа. Нахождение толкования слова «конфликт» в толковом словаре.

4. Работа с текстом.

Текст для 1-команды:

Большое значение для продуктивного общения имеют такие этические ценности, как честность, откровенность, бескорыстие, доверие, милосердие, благодарность, забота, верность слову. Известный французский философ и писатель Альберт Камю писал: «Свободен тот, кто не может лгать». «Ложь во имя спасения» чаще всего не спасает, а, напротив усугубляет положение. Однако, существует так называемые пограничные ситуации, когда не рекомендуется говорить правду. Например, больному о его смертельном недуге. Бывают случаи, когда человек не может сказать правду по каким-либо веским причинам. В этом случае лучше промолчать или еще лучше объяснить, почему в настоящий момент всей правдой сказать не можешь. Конечно, все зависит от ситуации и единого правила здесь не существует. Однако одно верно: попытка оправдать ложь приводит к отчуждению в межличностном общении. Таким образом, ложь, клевета, сплетни, наговор, совершенно недопустимы в общении, так как они разрушают его нравственную культуру.

2-команда.

Этика общения предпологает проявление чувства вины, стыда, раскаивания, сопереживания. Способность к сопереживанию (эмпатия) рассматривается в психологии в качестве одного из важнейших условий такого общения, в котором происходит развитие гуманистических ценностей личности. Эмпатия помогает человеку соединиться с миром других людей, избежать чувства одиночества. Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным.

Задания к тексту:

  1. Озаглавить, определить основную мысль.
  2. Выписать непонятные слова и найти их значение в толковом словаре.
  3. Выписать опорные слова.
  4. Найти сложные предложения, определить вид, составить графическую схему.

5. оставление кластера в виде солнышка.

1-команда — Грустное солнышко.
2-команда — Веселое солнышко.

Учащиеся опираются на тексты.

6. Решение ситуации. Предлагается подумать, как бы они поступили, найти способ избежать конфликта, а решить все миром.

1-ситуация. У вас создались натянутые отношения с другом. Допустим, что причины этого вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала дружба. Что бы вы предприняли в первую очередь?

2-ситуация. Придя с большой перемены вы обнаружили, что кто-то передвинул все на вашей парте в надежде найти что-то. Раздражены до крайности. Что бы вы предприняли в первую очередь?

7. Предлагая те или иные формы работы по теме подходим к тому, что было главным на этом уроке. Сыграем в игру. Для этого команда «А» выбирает роль «оптимистов», команда «Б» — роль «пессимистов». А еще нужны представители каждой стороны на роль «аналитиков». Команды совещаются и приводят доводы по теме «Конфликт — это хорошо, потому что. . .» «Конфликт — это плохо, потому что. . .»

А аналитики делают вывод стихотворениями, высказываниями.

Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повезти.
Словом можно предать и продать, и купить.
Словом можно в разящий свинец перелить. (Вадим Шафнер)

— «Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». (Антуан де Сент-Экзюпери)

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может, не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы. (М.Лисянский)

IV. Подведение итогов

V. Задание на дом

Написать письмо другу, как вести себя во время конфликта

VI. Оценка знаний

Категория: