Девятый Республиканский творческий конкурс «Наурыз — көктем мейрамы» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана

 

 

 

Тема урока: Повторение темы «Союзные сложные предложения»

IV международный творческий конкурс «Весна идёт — весне дорогу!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Далабаева Аллмагуль Сагинбаевна, учитель русского языка и литературы в национальной школе, первая квалификационная категория, КГУ «средняя школа № 13 им. М. Макатаева» Алматинская область, Илийский район, поселок Отеген батыр

Далабаева Аллмагуль Сагинбаевна

Цели урока:

• закрепить, пополнить, расширить и систематизировать знания учащихся о сложных союзных предложениях;
• отработать умения составлять схемы, характеризовать предложения(владение синтактической терминалогией, логической последовательностью разбора);
• учить различать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
• способствовать развитию основных мыслительных операций: познавательный интерес, самостоятельность мышления;
• воспитывать стремление к знаниям, к изучению русского языка, прививать любовь к чтению.

Тип урока: урок повторения и обобщения темы.

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, практический.

Оборудование: Диаграмма Венна, сигнальные карточки ЦИОВ.

Ход урока

І.Организационный момент

Психологическая подготовка

— Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, получите заряд положительных эмоций, которые пригодятся вам в дальнейшей работе.

ІІ. Основная часть

1.Эпиграф урока: «Сила — в знании, а знания в книгах» (пословица)

2.Разноуровневые задания

(Работа будет проводиться в группах)

1 уровень — обязательный

Цель: Повторить сведения о сложных союзных предложениях, закрепить правила постановки знаков препинания в СПП

1. «Мозговой штурм»

  • Какие предложения называют сложными?
  • Какие предложения называются простыми?
  • Какие предложения называются союзными?
  • Какие предложения называются СПП?
  • Какие предложения называются ССП?
  • На какие группы делятся ССП?
  • На какие группы делятся СПП?

2.Задание для обеих групп:

 Из данных предложений составить ССП с сочинительными союзами, назвать группу ССП.

І группа                                                                                  ІІ группа
1) Солнце взошло. Кругом всё засияло.                                 1) Солнце скрылось за горизонты. В степи было светло.
2) Наступил декабрь. Снега ещё не было.                              2) В класс вошёл учитель. Начался урок.
3) Вы ошиблись. Я вас неправильно понял.                            3) Поедем. Уйду один.

2 уровень — алгоритмический

Цель: повторить изученные понятия и определения, воспроизвести содержание правила о СПП

                                                                   Задание общее
                                                          Заполните «Слепую схему»

                            Определительные                                            Обстоятельственные
                                         ?                                                                       ?
                                                                 Падежные вопросы
                                                                               ?

3 уровень — эвристический

Цель: развивать умение определять виды СПП, аргументировать свой ответ и делать выводы

Задание:  «Работа над текстом Сказочник»

• Прочитать текст
• Ответить на вопросы
• Найти СПП с придаточными, определить виды придаточных
• Сделать синтактический разбор простого предложения по сигнальной карточке ЦИОВ

І группа                                                                     ІІ группа
Я сел под ёлку и раскрыл книгу                                Весёлый детский сказочник
нового века.                                                             встретил меня на пороге.

4 уровень — творческий

Цель: развивать умение сравнивать и выделять главное, делать обобщение

*Задание 1: Составить диаграмму Венна, указать различие и общие признаки ССП и СПП
*Задание 2: Цифровой диктант

(ПП-1, ССП-2,СПП-3)

Предложения для цифрового диктанта

1.Все деревья стояли обнажённые, а ель выделялась среди них густой зеленью.
2.День сегодня ясный, но холодный.
3.Чтобы добиться цели, надо упорно трудиться.
4.Если ты что-нибудь делаешь, делай хорошо.
5.Солнце сияло, но не грело.
6.Птица далеко летает, но старое гнездо не забывает.

Цифровой диктант.

1 2 3 4 5 6
2 1 3 3 2 1

ІІІ. Домашнее задание: Написать сочинение «Моя любимая книга» используя союзные сложные предложения

ІV. Подведение итогов

Закончите фразу

  • Сегодня я узнал...
  • Было трудно...
  • Я понял, что...
  • Теперь я могу...
  • Я смог...
  • У меня получилось...
  • Урок дал мне для жизни...
Категория: