Международный творческий экспресс-конкурс «Вот оно какое, наше лето!» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья, посвященном летнему отдыху

 

Тема урока: Отделка изделия выжиганием

 

Версия для печатиВерсия для печати

Нихаенко Вадим Николаевич учитель технологии Арыкбалыкской средней школы Айыртауского района Северо-Казахстанской области

Нихаенко Вадим Николаевич

Тип урока: комбинированный

Цель урока: закрепить умения и навыки учащихся по отделке древесины выжиганием.

Образовательные задачи: углубить знания учащихся по пирографии, инструментам, необходимых для выполнения выжигания, процессу выжигания.

Развивающие задачи: заинтересовать учащихся пирографией, как одним из наиболее распространенных способов художественной отделки древесины. Развивать творческие способности учащихся по декоративно- прикладному искусству.

Воспитательные задачи: развивать художественный вкус, учить учащихся аккуратности, точности, внимательности, ответственности.

Оборудование урока: деревянные пиалы, вазы, электровыжигатели, карандаши, линейки, краски, лак, альбомы орнаментов и рисунков, кисточки, готовые изделия, украшенные выжиганием.

Ход урока:

I. Организационный момент: (1 минута)

Учитель: Здравствуйте, ребята! На сегодняшнем уроке мы должны отработать умения и навыки по декоративному украшению изделий из древесины пирографией. Тема урока: «Отделка изделия выжиганием». На уроке сегодня присутствуют все учащиеся. Все дети к уроку готовы. Дежурные свои обязанности знаете. Вы в 6-ом классе выполняли простые украшения выжиганием на обыкновенной фанере. Сегодня вы должны будете украсить рисунками способом пирографии деревянные изделия, выполненные вами на предыдущих уроках (деревянные пиалы, вазы).

II. Изучение нового материала: (18 минут)

Учитель: 1.Выжигание по дереву называется пирографией. Посколько «пир» означает огонь, а слово «графо» — писать, рисовать, то дословно пирография — «огненное рисование». Технику пирографии применяют для декоративной отделки деревянных изделий. Лучше всего изделия должны быть из древесины, имеющей слабовыраженный текстурный рисунок. К таким породам относятся осина, липа, береза, тополь, ольха, клен и многие другие.

В конце прошлого века в Москве, в мастерской «Детское воспитание» выжиганием с подкраской была декорирована первая русская матрешка, выполненная по эскизам известного художника Сергея Малютина. Выжигание только-только входило в моду, привлекая внимание художников и народных мастеров (демонстрация рисунка матрешки). Первые аппараты, которыми приходилось пользоваться, работали на бензине и спирте. Изобретение электровыжигателя сделало пирографию одним из самых простых и доступных способов художественной обработки деревянных изделий.

2.Устройство электровыжигателя, принцип работы:

Учитель: Электровыжигатель предназначен для выполнения контурных и тональных рисунков в точечной или штриховой манере, поэтому он имеет постоянный несъемный штифт. Рабочий орган электровыжигателя — перо- согнутая проволока, разогреваемая электрическим током. Прибор включают в электрическую сеть и переключателем устанавливают нужную степень накала. На заранее нанесенном рисунке вначале ставят маленькие точки, затем проводят линии. В конце линии перо следует резко отрывать от рисунка, чтобы не испортить его. Вести перо надо без нажима.

Правила техники безопасности при работе с электровыжигателем:

а) в школьной мастерской разрешается работать электровыжигателем напряжением до 42В; б) электровыжигатель включается только с разрешения учителя, предварительно убедившись в том, что ручка регулятора находится в положении, обозначенном буквой М (меньше); в) после включения электровыжигателя плавным поворотом ручки в сторону, обозначенную буквой Б (больше), надо установить нужный накал нагревательной иглы; г) следует периодически после 10-15 минут работы, электровыжигатель выключать на 2-3 минуты для охлаждения ручки; д) замену нагревательных игл можно производить только при выключенном электровыжигателе.

3. Демонстрация приемов выжигания учителем: (10 минут)

а) хватка выжигателя; б) регулирование степени накала нагревательной иглы; в) нанесение точек разного размера, тонких и толстых прямых и кривых линий различной степени насыщенности; г) перемещение нагревательной иглы (медленно, равномерно, без нажима); д) разновидности нагревательных игл, применяемых при выжигании, способ их замены.

III. Практическая работа учащихся: (55 минут)

Ребята, вам предстоит выполнить декоративное украшение выжиганием на изделии, которое вы изготовили на прошлых уроках. Дома вы подбирали рисунки, которые нужно сначала перевести на изделие, затем приступить к выжиганию.

Вводный инструктаж: Приступайте к переводу рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги, кальки. Если вы можете сами выполнить рисунок на пиале, вазе без перевода рисунка, то можете делать рисунок сами. При обводе рисунка на изделие постарайтесь как можно точнее обвести остро отточенным карандашом все линии перевода. Для получения рельефного, выпуклого изображения предмета надо очень хорошо разобраться, где находится самая светлая точка предмета, полутон, куда свет падает вскользь, тень, куда свет не падает совсем. Посмотрите, какие правила техники безопасности при работе с электровыжигателем вы должны выполнять, обратите внимание на последовательность выполнения выжигания.

Текущий инструктаж:

Индивидуальная помощь учащимся по выполнению отдельных операций, оказание помощи отдельным учащимся, концентрация внимания учащихся на важных приемах выжигания, на особенностях форм игл, на накаливании игл, на качестве выполнения работы.

Заключительный инструктаж: Анализ успехов и ошибок, допущенных при выполнении работы.

IV. Итог работы: оценки за выполненную работу, отметить лучшие и творческие работы (2 минуты).

V. Домашнее задание: подготовиться к защите проекта (1 минута).

VI. Уборка кабинета (3 минуты).

Категория: